Sidebar

Государственное регулирование трудоустройства нацелено в первую очередь на защиту внутреннего рынка труда. В странах Европейского Союза и США защита от трудовой иммиграции поставлена в основу миграционной политики. Недопущение проникновения на территорию государства лиц, которые претендуют на рабочие места граждан, является основным приоритетом как внутренней, так и внешней политики развитых стран. С этой целью создаются множественные преграды на пути иностранного работника в Европейский Союз. Опасность наплыва нелегалов является основной причиной нежеланий Евросоюза подписывать соглашение о безвизовом режиме для Украины. Система защиты от нелегальных рабочих существует и совершенствуется также и в Российской Федерации.

Эти меры не остановили движение граждан Украины на заработки в страны с высоким уровнем жизни.

В связи с перемещение дешевой рабочей силы из Украины в другие страны, ведение предпринимательской деятельности требует привлечения ее из-за рубежа. Принятый в новой редакции Закон Украины «О занятости населения» расширил перечень категорий иностранцев, которым не нужно получать разрешение на трудоустройство.

Требование о получении разрешения на трудоустройство не отменили полностью, но теперь, кроме иностранцев, постоянно проживающих в Украине, получать разрешения на трудоустройство также не нужно:

1) иностранцам, которые получили статус беженца в соответствии с законодательством Украины или получили разрешение на иммиграцию в Украину;

2) иностранцам, которые признаны лицами, нуждающимися в дополнительной защите, или которым предоставлена временная защита в Украине;

3) представителям иностранного морского (речного) флота и авиакомпаний, обслуживающих такие компании на территории Украины;

4) работникам зарубежных средств массовой информации, аккредитованных для работы в Украине;

5) спортсменам, получившим профессиональный статус, артистам и работникам искусства для работы в Украине по специальности;

6) работникам аварийно-спасательных служб для выполнения срочных работ;

7) сотрудникам иностранных представительств, зарегистрированных на территории Украины в установленном законодательством порядке;

8) священнослужителям, которые являются иностранцами и временно находятся в Украине по приглашению религиозных организаций для осуществления канонического деятельности только в таких организациях по официальному согласованию с органом, который осуществил регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации;

9) иностранцам, прибывшим в Украину для участия в реализации проектов международной технической помощи;

10) иностранцам, прибывшим в Украину для осуществления преподавательской деятельности по специальности в государственных высших учебных заведениях на их приглашение;

11) другим иностранцев в случаях, предусмотренных законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 13 Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» предусматривает, что лицо, в отношении которого принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, требующим дополнительного защиты, имеет право на временное трудоустройство в порядке, установленном законодательством Украины.

Нормы Закона «О занятости населения» никаких сроков временного трудоустройства не предусматривают, хотя в них должно быть указание о трудоустройстве на период наличия у лица статуса беженца.

Статья 237 ГК установила, что представительством является правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить сделку от имени другой стороны, которую она представляет. Коммерческим представителем является лицо, которое постоянно и самостоятельно выступает представителем предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

Норма Закона «О занятости» освобождает от получения разрешения на трудоустройство в отношении представителей, где отсутствуют трудовые отношения, а наличествует хозяйственная деятельность на основании договора поручения.

Указ Президента Украины от 27.03.2001 № 215/2001 «Вопросы организации исполнения Закона Украины «О гражданстве Украины» установил упрощенный порядок принятия лиц, представляющих государственный интерес для Украины, в гражданство Украины. Этот указ подтверждает упрощенную практику предоставления гражданства лицам, которые имеют выдающиеся достижения в спорте и могут в дальнейшем поддерживать авторитет государства на международных соревнованиях. В средствах массовой информации регулярно можно слышать сообщение о том, что очередной украинский спортсмен сменил гражданство Украины и защищает флаг другого государства. Действующая норма Закона «О занятости» лишает всякого смысла получения гражданства Украины лицами, которая представляет государственный интерес для государства в области спорта.

Часть указанных льгот связана с необходимостью выполнения уставной деятельности организаций или ликвидации чрезвычайных ситуаций (священнослужители и спасатели), остальные же случаи направлены на дискриминацию трудовых ресурсов государства и дальнейшее сокращение инвестиций в образование, и подготовку специалистов.

Евгений Щеглов,

старший юрист ЮК «Правовой Альянс»