Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Судебная практика применения Закона «Об общественных объединениях»: первые ласточки

Закон «Об общественных объединениях» был введен в действие лишь 1 января 2013 года, а потому, естественно, что полноценная практика применения его положений судами пока не сложилась. Тем не менее, поскольку этот документ вступил в силу еще 19.04.2012 года и к тому же с момента введения его в действие прошло уже полтора месяца, несколько судебных решений, связанных с применением его норм, уже есть.

К числу таковых, в частности, стоит отнести постановление Окружного административного суда АРК от 23.01.2013 года по делу № 801/478/13-а, в котором был сделан вывод о невозможности применения норм Закона «Об общественных объединениях» к правоотношениям, возникшим до даты введения его в действие.

Этот вывод был сделан в ходе рассмотрения иска райуправления юстиции АРК к общественной организации о принудительном роспуске последней по причине ее отсутствия по юридическому адресу, нерегистрации в ней изменений, внесенных в учредительные документы, и неподачи статистической и другой отчетности. Все эти нарушения были установлены в июле 2012 года, но несмотря на то, что на момент рассмотрения дела уже вступил в силу Закон «Об общественных объединениях», суд пришел к выводу о необходимости применения не его норм, а норм Закона «Об объединениях граждан».

 

Основанием для этого послужил тот факт, что Закон «Об общественных объединениях» был введен в действие лишь 1 января 2013 года. В то же время факты нарушения общественной организацией уставной деятельности были установлены проверкой, проведенной в июле 2012 года, а потому к спорным правоотношениям должны были применяться нормы Закона «Об объединениях граждан», действовавшего на момент установления правонарушений.

В итоге, руководствуясь положениями Закона «Об объединениях граждан», в частности, п. 3 ч. 1 ст. 32, позволяющего принудительный роспуск (ликвидацию) объединения граждан в случае противоправной деятельности после наложения взысканий (по результатам проверки управление юстиции вынесло организации предупреждение), суд принял решение о принудительном роспуске такой организации.

При этом факт невведения в действие Закона «Об общественных объединениях» не смутил ВАСУ, который в определении от 10.09.2012 года сослался на него при обосновании правомерности решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска к ЦИК.

Иск был подан в связи с отказом ЦИК в предоставлении разрешения объединению граждан иметь официальных наблюдателей в ходе выборов народных депутатов. Причиной отказа со стороны ЦИК служило, в частности, то, что истцом не было предоставлено свидетельство о государственной регистрации объединения граждан. Вместо него было предоставлено свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

Обосновывая правомерность такого отказа, ВАСУ указал на ст. 78 Закона «О выборах народных депутатов Украины», которая требует приложить к ходатайству о предоставлении ЦИК разрешения помимо заведенной в нотариальном порядке копии устава общественной организации, именно заверенную в нотариальном порядке копию свидетельства о государственной регистрации общественной организации. По мнению суда, этот документ не может быть заменен другим документом – копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Ведь согласно ч. 3 ст. 1 Закона «Об общественных объединениях» общественная организация – это общественное объединение, основателями и членами (участниками) которого являются физические лица. Следовательно, подтверждением государственной регистрации общественной организации является выданное Минюстом свидетельство о регистрации объединения граждан.

Мнение «Ю&З»: Использованная законодателем конструкция разделения момента вступления Закона в силу и момента введения его в действие была применена для того, чтобы обязать органы государственной власти, в частности, Кабмин, привести в соответствие с Законом «Об общественных объединениях» свои подзаконные акты до того, как этот документ начнет применяться на практике. Подтверждением тому служит п. 14 Заключительных и переходных положений указанного Закона, которым Кабмин обязали в 6-месячный срок с момента вступления в силу Закона «Об общественных объединениях» подготовить и внести на рассмотрение ВР предложения по внесению изменений в законодательные акты в связи с принятием этого Закона.

Теоретически и практически такой подход вполне оправдан, поскольку он дает возможность избежать коллизий между новыми законами и старыми подзаконными актами. При этом, поскольку с момента вступления Закона в силу, но до момента введения его в действие он распространяется только на госорганы и только в качестве осуществления ими подготовки Закона к введению в действие, то к правоотношениям, возникшим до момента введения Закона в действие, его нормы применяться не должны.

Исходя из этого, можно признать правильной позицию Окружного админсуда АРК по вопросу о применении норм Закона «Об общественных объединениях» к правоотношениям, возникшим после даты вступления его в силу, но до даты введения его в действие. Вместе с тем ВАСУ, сославшись на нормы Закона «Об общественных объединениях», на наш взгляд, допустил хоть и небольшую, но все же ошибку. Так как рассмотренный им спор возник в августе 2012 года, то корректней было бы определять понятие общественной организации не через нормы ст. 1 Закона «Об общественных объединениях», а через нормы ст. 3 Закона «Об объединениях граждан». Впрочем, на результаты рассмотрения спора этот аспект повлиял незначительно, поскольку ст. 3 Закона «Об объединениях граждан» также подчеркивает, что гражданская организация является, в первую очередь, объединением граждан (в Законе «Об общественных объединениях» – физических лиц), а не юридическим лицом. И потому подменять свидетельство о регистрации общественной организации на свидетельство о регистрации юридического лица в случаях, когда требуется первый из указанных документом, нельзя.

Не менее интересным является также вопрос о правомерности принятия решения о принудительном роспуске общественной организации на основании норм Закона «Об объединениях граждан» ввиду того, что согласно ст. 58 Конституции законы не имеют обратной силы во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Закон «Об общественных объединениях» не содержит норм, которые позволяли бы принудительно распускать общественные объединения по причине неисполнения ими решений органов юстиции. Тем самым, смягчая ответственность за такие деяния. Но, увы, из-за того, что еще в Решении от 09.02.99 года № 1-рп/99 КСУ пришел к выводу о том, что нормы ст. 58 Конституции распространяются только на физических лиц, доказать возможность применения этой статьи Конституции к общественным организациям не представляется возможным.

Касаясь вопроса принудительной ликвидации общественной организации, стоит также обратить внимание на постановление Житомирского окружного административного суда от 31.01.2013 года по делу № 0670/8535/12. Оно является наглядным примером того, как теперь госорганы могут прекратить деятельность общественной организации в случае невыполнения ею требований законодательства.

Теперь общественная организация может быть не только запрещена на основаниях, определенных ст. 28 Закона «Об общественных объединениях», но и лишена статуса юридического лица на основаниях, предусмотренных ч. 2 ст. 38 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей». Среди оснований для принятия последнего из решений значатся, в частности, непредставление органам ГНС налоговых деклараций и документов финансовой отчетности, а также наличие в ЕГР записи о прекращении юридического лица. Одно из таких оснований (непредставление отчетности) и стало основанием для лишения общественной организации статуса юридического лица в деле, рассмотренном Житомирским окружным административным судом.

При этом согласно ч. 5 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» в случае принятия судом решения о прекращении юридического лица общественного объединения такое объединение должно в течение 6 месяцев уведомить орган регистрации о продолжении деятельности без статуса юридического лица и предоставить сведения о лице (лицах), уполномоченных его представлять. В противном случае орган регистрации должен будет внести в Реестр общественных объединений запись о прекращении деятельности общественного объединения.

ВЫВОД:

Закон «Об общественных объединениях» распространяется только на те правоотношения, которые возникли после введения его в действие (1 января 2013 года). На правоотношения, возникшие после вступления указанного Закона в силу, но до даты введения его в действие распространяются нормы Закона «Об объединениях граждан».

Отмена некоторых оснований для применения санкций к общественной организации не касается случаев выявления этих правонарушений до 1 января 2013 года. В случае выявления таких нарушений до указанной даты органы юстиции и суды могут применять санкции, предусмотренные Законом «Об объединениях граждан», на основаниях, предусмотренных этим же Законом.

После введения в действие Закона «Об общественных объединениях» полномочия органов юстиции по принудительной ликвидации общественной организации существенно сократились, но зато расширились возможности других органов (в частности, ГНС) по лишению таких организаций статуса юридического лица. Лишение такого статуса, в свою очередь, может привести как к трансформации общественного объединения, так и к его прекращению.