Sidebar

В 2012 году принят ряд нормативных актов, направленных на развитие в Украине IT - индустрии. Следует отметить, что наше государство отстала в развитии данной отрасли от многих мировых стран. По сути, сейчас Украина является поставщиком дешевой рабочей силы за границу и наши талантливые программисты не имеют возможности для развития на родине. Одной из причин такой ситуации является отсутствие эффективной законодательной базы, которая бы позволила прозрачно развивать бизнес, защищать интересы инвесторов и, конечно, устанавливала бы льготы. Однако существует высокий интерес иностранных, а в последнее время и отечественных инвесторов к украинским специалистов и украинских IT - продуктов.

Важным препятствием, которая пока не устранена, является отсутствие в законодательстве Украины такого понятия, как соглашение акционеров, приводит к незащищенности интересов как разработчиков, так и инвесторов. Большинство компаний, которые могли быть открыты в Украине, учреждается за рубежом в юрисдикциях с благоприятной законодательной базой и благоприятными условиями налогообложения. Но такие шаги государства, как установление льготных условий налогообложения для индустрии программной продукции, будем надеяться, станут фундаментом для оставления в стране отечественных специалистов, развития украинского IT - бизнеса и все же приток инвестиций.

Среди основных нормативных актов, принятых в 2012 году и направленных на развитие индустрии программной продукции в государстве, стал Закон Украины «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции» от 16.10.2012 г. № 5450 - VI. Документом установлены основные принципы поддержки в Украине данной отрасли. Государство презюмирует установление льготных условий налогообложения, совершенствования способов обеспечения развития программной продукции, совершенствованию налогового, таможенного, валютного, трудового и пенсионного законодательства, создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Остановимся на тех шагах, которые уже в настоящее время реализованы, а именно на льготных условиях налогообложения.

Законом Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения»Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» от 05.07.2012 г. № 5091- VI предусмотрены основные принципы налогообложения субъектов индустрии программной продукции и установлены критерии определения таких субъектов.

Прежде всего, для понимания возможности применения тех или иных льготных ставок налогов необходимо определить, кто подпадает под действие положений Закона. Так к субъектам индустрии программной продукции законодатель относит субъектов хозяйствования, которые в течение предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов совокупно одновременно отвечают следующим критериям:

- Доход от реализации товаров, работ, услуг в индустрии программной продукции составляет не менее 70 процентов от совокупного дохода от всех операциях компании ;

 

- Первоначальная стоимость основных средств и / или нематериальных активов превышает 50 процентов минимальной заработной платы ;

- У субъекта отсутствует налоговый долг ;

- Субъекте не принято постановление о признании должника банкротом.

 

Для вновь компаний, осуществляющих деятельность в течение не менее двух полных отчетных (налоговых) кварталов, разрешается применять показатели хозяйственной деятельности за период фактической деятельности при условии соблюдения указанных выше критериев.

Также в подпункте 1.5 пункта 15 подраздела 10 Налогового кодекса законодатель приводит перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых субъекты имеют право применять льготные ставки. Определенные Законом условия построены на принципах налогового законодательства и могут вызвать удивление у многих субъектов хозяйствования данной отрасли. С точки зрения бизнеса основным критерием для определения компаний, которые относятся к IT - индустрии, является их основная деятельность, а не наличие или отсутствие активов, налогового долга и прочее. Однако должны жить и приспосабливаться к установленных условий.

С точки зрения бизнеса основным критерием для определения компаний, которые относятся к IT - индустрии, должен быть их основная деятельность, не наличие или отсутствие активов, налогового долга и др.

Что же касается непосредственно самих налоговых льгот, необходимо обратить внимание, что они введении временно, на десять лет. В дальнейшем срок их действия может продолжаться или они могут быть отменены. Положительным является то, что установленный период достаточно длительный и это позволит бизнесу планировать свою деятельность.

Законодатель предусмотрел льготную ставку по налогу на прибыль с 1 января 2013 до 1 января 2023 в размере 5 процентов для субъектов индустрии программной продукции и для видов экономической деятельности, которые относятся к данной области, перечень которых определен в Законе. О налоге на добавленную стоимость, то с 1 января 2013 по 1 января 2023 операции по поставке программной продукции, а именно результаты компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и / или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет - сайтов и / или онлайн - сервисов, криптографические средства защиты информации освобождаются от налогообложения.

Хотелось бы отметить, что украинское законодательство не характеризуется четкостью и прозрачностью формулировок норм. В случае установления льгот для IT - индустрии не обошлось без неоднозначностей. Так, вопрос льготного налогообложения налогом на добавленную стоимость уже вызвало споры не только у налогоплательщиков, но и в самих налоговиков.

Государственная налоговая служба в г. Киеве в своем письме от 02.10.2012 г. № 6239/10/06-408 разъяснила, что освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке программной продукции распространяется на субъектов хозяйствования, которые включены в реестр субъектов, применяющих особенности налогообложения деятельности в индустрии программной продукции, и имеют свидетельство о регистрации такого субъекта. В дальнейшем в письме от 06.12.2012 года № 6709/0/61-12/15-1415 Государственная налоговая служба Украины отметила, что освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость распространяется на операции по поставке программной продукции независимо от регистрации плательщика налога на добавленную стоимость как субъекта, который применяет особенности налогообложения налогом на прибыль предприятий субъектов индустрии программной продукции.

Если трактовать дословно нормы, то действительно правильной позицией будет освобождение от налогообложения указанным налогом операций по поставке программной продукции, определенной в законе, независимо от регистрации и получения свидетельства. Однако сложные, непрозрачные конструкции норм негативно влияют на бизнес и в большинстве случаев решаются в дальнейшем только благодаря формированию судебной практики.

От НДС должны быть освобождены все операции по поставке программной продукции, независимо от регистрации и получения свидетельства

Также необходимо обратить внимание, что Государственная таможенная служба Украины в письме от 06.02.2013 года № 12/2-12.2/490 разъяснила, что налогообложение операций по ввозу программной продукции на таможенную территорию Украины в таможенном режиме осуществляется на общих основаниях.

Необходимо помнить, что налогоплательщики должны вести отдельный учет доходов и расходов, связанных с получением прибыли от осуществления видов экономической деятельности, указанных в Законе. В состав расходов не включаются расходы, связанные с получением прибыли от другой деятельности. При наличии расходов, связанных с льготным видам деятельности, а также наличия других расходов они распределяются согласно соотношению доходов от программной продукции и других доходов. Таким же образом распределяются амортизационные отчисления на основные средства, используемые одновременно для получения прибыли и от программной продукции, и от других видов деятельности. То есть, что касается уплаты налога на прибыль по льготной ставке, то она имеет два критерия: первый - обязательная регистрация налогоплательщика как субъекта индустрии программной продукции, второй - осуществление только тех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в индустрии программной продукции, перечень которых определен в законодательстве.

Для применения льготной системы налогообложения по налогу на прибыль необходимо регистрации налогоплательщика в качестве субъекта, который применяет особенности налогообложения. 14 января 2013 Министерство финансов Украины приняло приказ № 12 «Об утверждении Порядка ведения реестра, форм регистрационного заявления, заявления об аннулировании регистрации и свидетельства о регистрации субъектов индустрии программной продукции, которые применяют особенности налогообложения». Указанный документ принят позднее даты, с которой вступили в силу нововведении льготные ставки, что стало причиной отказа в регистрации органами государственной налоговой службы налогоплательщикам, подавшим заявления в произвольной форме до момента принятия указанного приказа.

Для получения свидетельства о регистрации субъекта индустрии программной продукции как субъекта, который применяет особенности налогообложения, необходимо обратиться с завое в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению не позднее 30 календарных дней до начала отчетного (налогового) квартала. К заявлению обязательно необходимо добавить финансовую отчетность, копии первичных документов, заверенные подписью налогоплательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при ее наличии) или в электронной форме с соблюдением требований по регистрации электронной подписи, подтверждающие право на использование особенностей налогообложения. Для подтверждения права субъекта на применение льготных условий налогообложения орган государственной налоговой службы имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку для установления подлинности представленных документов. Орган государственной налоговой службы обязан в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения регистрационного заявления включить плательщика в реестр и выдать или направить по почте с уведомлением о вручении свидетельство или направить решение об отказе. Датой включения субъекта в реестр является дата внесения соответствующей записи в реестр. Датой начала действия свидетельства является первое число календарного квартала, следующего за датой включения в реестр.

Следует обратить внимание, что в случае получения свидетельства налогоплательщик имеет право на применение льготной системы налогообложения с первого числа календарного квартала, следующего за месяцем, в котором субъекта включен в реестр. Есть главным моментом является не получение свидетельства, а внесение в реестр. На это следует обращать внимание, поскольку уже сейчас есть случаи наличия противоположного мнения в налоговой. Регистрация может быть аннулирована в случаях, предусмотренных законодательством, как по заявлению плательщика, так и по решению органов государственной налоговой службы. Датой аннулирования является дата подачи заявления или дата принятия решения. Об этом необходимо помнить, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов с доначислением налога на прибыль и начислением штрафных санкций.

ВЫВОД:

В целом, подводя первые шаги Украины в развитии IT - индустрии, хотелось бы назвать такие инициативы положительными при одном условии, а именно, если со стороны государственных органов не будут относиться препятствия при регистрации и предоставлении особого статуса. В дальнейшем при соблюдении государством взятых на себя обязательств будем надеяться, что бизнес будет эффективно развиваться, вступит реальной возможности выйти «из тени» и привлечет иностранных инвесторов, большинство которых покидает Украину в связи с нестабильностью власти и непрозрачной системой политики.

Лариса Побережнюк,

партнер Правовой группы

«Павленко и Побережнюк»