Sidebar

С 19 января 2013 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», существенно изменившие всю процедуру банкротства.

Одной из новелл Закона о восстановлении платежеспособности должника является процедура досудебного оздоровления предприятия.

Так, новой редакцией Закона о восстановлении платежеспособности предусмотрена возможность санации предприятия-должника без возбуждения дела о банкротстве.

Данная процедура предусматривает возможность восстановления платежеспособности должника и предотвращения его возможного банкротства путем принятия управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых мероприятий.

Инициаторами данной процедуры могут быть кредитор (кредиторы) или должник при наличии:

• соответствующего письменного согласия собственника имущества должника или органа, уполномоченного управлять имуществом;

• письменного согласия кредиторов, общая сумма требований которых превышает пятьдесят процентов кредиторской задолженности должника согласно данным его бухгалтерского учета;

• плана санации, который должен быть письменно согласован всеми обеспеченными кредиторами и одобрен общим собранием кредиторов должника.

Законом предусмотрена обязанность должника уведомить кредиторов об общем собрании путем размещения объявление о его проведении на веб-сайте государственного органа по вопросам банкротства и Высшего хозяйственного суда Украины.

Новым Законом о банкротстве предусмотрено, что срок действия процедуры санации должника не может превышать 12 месяцев со дня утверждения судом соответствующего плана санации

 

Также Законом предусмотрено, что срок действия процедуры санации должника не может превышать 12 месяцев со дня утверждения судом соответствующего плана санации. В течение действия этой процедуры не может быть возбуждено дело о банкротстве должника по его заявлению или по заявлению любого из кредиторов.

Кроме того, в течение процедуры досудебного оздоровления предприятия действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Новая редакция Закона не внесла изменений в состав судебных процедур банкротства (распоряжение имуществом; мировое соглашение; восстановление платежеспособности должника и ликвидация). В то же время, в зависимости от категории должника, вида его деятельности и наличия у него имущества, суд применяет, кроме общих процедур, также специальный и упрощенный порядок производства по делу о банкротстве.

Специальный порядок производства по делу о банкротстве предусматривает привлечение к участию в деле дополнительных участников

 

Специальный порядок производства по делу о банкротстве предусматривает привлечение к участию в деле дополнительных участников, продление сроков санации, совпадение процедур распоряжения имуществом и санации.

Данный порядок применяется к предприятиям, имеющим общественную ценность или особый статус, сельскохозяйственным предприятиям, страховщикам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, фермерским хозяйствам.

Также специальный порядок применяется до возбуждения дела о банкротства с целью проведения санации должника его руководителем и банкротства государственных предприятий.

Упрощенный порядок производства по делу о банкротстве, в свою очередь, предусматривает применение процедуры ликвидации без применения процедур распоряжения имуществом и санации и применяется к процедурам банкротства должника, ликвидируемого собственником.

Такой порядок применяется при принятии решения о ликвидации предприятия и создании ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями предприятия-должника.

В случае если после проведения ликвидационных процедур ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс, из которого усматривается, что у должника недостаточно активов для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве такого юридического лица.

Суд, в свою очередь, по результатам рассмотрения заявления о банкротстве признает такого должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру сразу.

Кроме того, по моему мнению, новая редакция Закона о восстановлении платежеспособности будет способствовать наиболее полному удовлетворению претензий кредиторов.

Так, в отличии от старой редакции Закона денежные требования, заявленные кредиторами после окончания срока, установленного для их подачи, погашенными не считаются, но в силу Закона не являются конкурсными и погашаются, при наличии средств, в последнюю, шестую, очередь.

Согласно Закону о восстановлении платежеспособности в редакции до 19.01.2013 в состав ликвидационной массы включалось имущество банкрота, являющееся предметом обеспечения, и хотя оно использовалось исключительно для первоочередного удовлетворения требований залогодержателя, данные обстоятельства нередко приводили к определенным злоупотреблениям.

Новая редакция исключила залоговое имущество из состава ликвидационной массы и используется оно исключительно для удовлетворения требований кредитора по обязательствам, которые оно обеспечивает. При этом погашение требований обеспеченных кредиторов осуществляется во внеочередном порядке.

Еще одним существенным плюсом является норма, предусматривающая подсудность всех имущественных споров с требованиями к должнику суду, в производстве которого находится дело о банкротстве.

ВЫВОД:

Анализ этих и других изменений, внесенных в Закон о восстановлении платежеспособности, дает основания сделать вывод, что процедуры банкротства в дальнейшем станут более эффективными и это позволит повысить как уровень выполнения обязательств, так и уровень защиты прав кредиторов, а также, будем надеяться, уменьшит коррупцию и злоупотребления при проведении финансового оздоровления предприятия-должника или его ликвидации.