Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Укргосреестр о передаче регистрационных дел БО госрегистратору и участии в этом БО

Одной из составляющих реформ в сфере правового регулирования благотворительности является смена субъекта, осуществляющего государственную регистрацию благотворительных организаций (далее – БО). Если ранее это входило в полномочия Минюста, то теперь такая функция передана государственным регистраторам. Ведь со вступлением в силу Закона № 5073-VI БО (их учредительные документы) должны регистрироваться уже в общем порядке для юридических лиц, предусмотренном Законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей». Такие перемены породили обязанность передачи регистрационных дел БО от Укргосреестра и местных регистрационных подразделений Минюста к государственным регистраторам.

Однако сейчас на практике существуют предпосылки для возникновения ситуаций, когда у зарегистрированной согласно прежнего порядка БО возникает необходимость, к примеру, во внесении изменений в свои учредительные документы. Если регистрационное дело такой БО уже передано госрегистратору – проблемы нет: следует обратиться к нему в установленном порядке. Но как быть, если регистрационное дело все еще находится в местном регистрационном подразделении Минюста или Укргосреестре, которые уже не уполномочены заниматься госрегистрацией учредительных документов БО? Ожидать до тех пор, пока регистрационное дело наконец-то попадет к госрегистратору? Это было бы ограничением свободы функционирования БО. Также считает и Укргосреестр. В связи с чем он издал разъяснительное письмо № 367-08-14-13 от 12.03.2013 г., посвященное порядку действий в таких ситуациях.

Прежде всего, в письме указана дата, до которой Укргосреестр и местные регистрационные подразделения Минюста должны передать госрегистраторам регистрационные дела БО – 01.07.2013 г. При этом к сопровождающему письму Укргосреестра или регистрационного подразделения управления юстиции прилагаются 2 экземпляра акта приема-передачи регистрационного дела, один из которых затем возвращается адресанту. В то же время, если у БО, регистрационное дело которой еще не передано госрегистратору, возникла необходимость осуществления какого-либо действия со своими учредительными документами, она может инициировать внеочередную передачу своего регистрационного дела соответствующему госрегистратору. Для этого Укргосреестр предлагает такой порядок действий:

1) БО обращается к госрегистратору с письменным заявлением, в котором просит госрегистратора запросить регистрационное дело у субъекта, у которого оно находится в данный момент (Укргосреестр или регистрационное подразделение соответствующего управления юстиции);

2) госрегистратор обращается к держателю регистрационного дела БО с просьбой передать регистрационное дело (после этого регистрационное дело должно быть передано в кратчайший срок госрегистратору);

3) после получения регистрационного дела БО госрегистратор уведомляет БО о возможности подачи документов для осуществления регистрационных действий.

В приложении к письму содержатся рекомендованные формы акта приема-передачи регистрационного дела и заявления-ходатайства БО о запросе госрегистратором регистрационного дела.

 

Вместе с тем обращают на себя внимание несколько моментов в рекомендованном порядке действий.

Во-первых, в тексте письма и в приложенной к нему форме заявления БО обязательным является указание причины необходимости внеочередного истребования регистрационного дела. При этом было бы понятно, почему это имеет существенное значение, если бы это влияло на процедуру передачи дела. Но вне зависимости от причин срочного истребования регистрационного дела, оно должно передаваться госрегистратору. Потому остается непонятной необходимость указания мотива внеочередной передачи дела, если не предусмотрено его значение в данном случае. Таким образом, следует сделать вывод, что в данной ситуации важно не содержание причины, а лишь ее формальное наличие.

Во-вторых, в письме использованы неконкретные формулировки, которые могут «проявить себя» на практике реализации предложенного механизма. Речь идет об отсутствии определения конкретного срока, в течение которого БО может рассчитывать на возможность осуществления действий со своими учредительными документами с момента подачи заявления госрегистратору о запросе регистрационного дела. То есть это период, в течение которого должны осуществиться на практике предложенные в письме действия.

Также остался неясным способ уведомления госрегистратором БО о том, что ее регистрационное дело уже находится у госрегистратора и он готов принимать соответствующие документы для регистрации.

ВЫВОД:

Ввиду осуществляющейся постепенной передачи регистрационных дел БО госрегистраторам это разъяснение Укргосреестра вполне уместно и полезно. Ведь учитывая пятимесячный срок, в течение которого госрегистраторы должны получить все регистрационные дела БО, возникновение описанных обстоятельств вполне вероятно. Поэтому даже несмотря на некоторые неконкретные формулировки в письме, польза от него очевидна. Ведь оно послужит руководством для действий госрегистратора и БО, если у последней возникнет необходимость в срочных мероприятиях, связанных со своими учредительными документами, подлежащими государственной регистрации.