Новые нюансы трудоустройства иностранцев

конструктор договоров Украина

1 января 2013 года вступила в силу новый Закон Украины «О занятости населения» (№ 5067-VI от 5 июля 2012 года) (далее – Закон). Закон содержит много новых положений, в частности в отношении трудоустройства молодых специалистов, защиты лиц, неспособных конкурировать на равных условиях на рынке труда т. д. Однако в данной статье мы бы хотели рассмотреть те положения Закона, которые касаются трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины.

Правовой статус иностранцев регулируется в первую очередь Конституцией Украины, предусматривающей, что иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Украины на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут те же обязанности, что и граждане Украины – за исключением случаев, установленных Конституцией, законами или международными договорами Украины. Аналогичное положение содержится и в Законе Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» (№ 3773-VI от 22 сентября 2011 года). Закон, как специальный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы занятости населения в целом, содержит правовое регулирование права иностранцев на труд.

Несомненно, одним из достоинств Закона является само наличие отдельного раздела, посвященного применению труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине. Так, в первую очередь Законом установлено право на занятость на основании и в порядке, установленном для граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, а также лиц, которые признаны беженцами в Украине, или которым предоставлено убежище в Украине, или которые признаны лицами, требующими дополнительной защиты, которым предоставлена временная защита, а также те, которые получили разрешение на иммиграцию в Украину. Однако под регулирование Закона не подпадают иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине и занятость которых связана с обеспечением деятельности иностранных посольств и миссий или исполнением своих профессиональных или трудовых обязанностей перед работодателем – нерезидентом.

Также Закон подтверждает необходимость получения разрешения на использование труда иностранца в Украине, но только при условии, что на территории страны (в регионе) отсутствуют квалифицированные работники, которые могут выполнять определенный вид работ, или же при наличии обоснования целесообразности применения труда иностранцев. Такое разрешение выдается на срок до одного года. Порядок выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства, так же как и размер платы за выдачу такого разрешения, определяются Кабинетом Министров Украины (на сегодня этот вопрос регулируется Порядком выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использования труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 322 от 8 апреля 2009 года (далее – Порядок).

По сравнению с Порядком Закон несколько расширил перечень лиц, в отношении использования труда которых необходимо предварительно получить разрешение. Так, согласно Порядку разрешение на использование труда выдается, в частности, на использование труда иностранцев, направленных иностранными субъектами хозяйствования в Украину, для выполнения определенного объема работ или предоставления услуг на основании договоров (контрактов), заключенных между украинскими и иностранными субъектами хозяйствования. Закон тоже предусматривает такую ситуацию, однако уточняет, что разрешение на использование труда иностранцев в таком случае выдается при условии, что процент квалифицированных иностранцев, привлекаемых в рамках договора, не превышает половины от общего числа лиц, которые будут работать на условиях договора. Кроме этого, Законом установлено, что соответствующее разрешение выдается также на использование труда лиц, в отношении которых было принято решение по оформлению документов для принятия решения о предоставлении статуса беженца. И Порядок, и Закон предусматривают необходимость получения разрешения на использование труда иностранцев, принадлежащих к категории внутрикорпоративных цессионариев.

Законом также предусмотрены некоторые ограничения для иностранцев. В частности, указывается, что иностранцы и лица без гражданства не могут назначаться на должность или заниматься трудовой деятельностью, если такое назначение или осуществление определенного рода деятельности связано с принадлежностью к гражданству Украины.

Кроме этого, Закон устанавливает перечень случаев, когда разрешается трудоустройство иностранцев или лиц без гражданства, без получения соответствующего разрешения. В частности, получать разрешение не нужно для трудоустройства иностранцев, которые постоянно проживают на территории Украины, иностранцев, которые получили статус беженца в соответствии с законодательством Украины или получили разрешение на иммиграцию в Украину, сотрудников зарубежных СМИ, аккредитованных для работы в Украине, работников аварийно-спасательных служб для выполнения срочных работ, иностранцев, прибывших в Украину для осуществления преподавательской деятельности по специальности в государственных высших учебных заведениях по их приглашению, священнослужителей, являющихся иностранцами и временно пребывающих на территории Украины по приглашению религиозных организаций с целью осуществления канонической деятельности только в таких организациях по официальному согласованию с органом, осуществившим регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации и т. д.

ВЫВОД:

В отношении трудоустройства иностранцев можно говорить о положительной тенденции в законодательстве, которая укрепилась со вступлением Закона в силу. В частности, вопрос трудоустройства иностранцев теперь более детально прописан на уровне закона. Кроме этого, теперь существует четкий перечень категорий иностранцев и лиц без гражданства, на использование труда которых не требуется получение соответствующего разрешения работодателями.