Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Относительно статьи 39 НКУ

Со вступлением в силу статьи 39 Налогового кодекса Украины контролирующие органы получат полномочия по применению обычной цены при определении базы объекта налогообложения и других показателей налогового учета. Обычная цена применяется при бартерных операциях, операциях со связанными лицами и с налогоплательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения или отличные ставки, чем основная ставка налога на прибыль. При этом перечень применения обычной цены не является исчерпывающим. В других случаях, определенных Налоговым кодексом Украины, также может применяться обычная цена.

Обычная цена – инструмент регулирования ценовых манипуляций. Часто объектами для ценовых манипуляций становятся:

• неликвидные «мусорные» акции акционерных обществ без активов, реальная стоимость которых намного меньше их номинальной;

• объекты интеллектуальной собственности, ценность которых также сомнительна. Причем такие объекты могут использоваться как объекты купли-продажи, так и объекты лицензионных соглашений при выплате роялти владельцу таких объектов;

• недвижимость.

Такие операции осуществляются как с привлечением иностранных юрисдикций, так и внутри государства.

Обычная цена – это инструмент регулирования ценовых манипуляций как с привлечением иностранных юрисдикций, так и внутри государства

Обычная цена может применяться при достижении определенного размера отклонения. Отклонение договорных цен в налоговом учете налогоплательщика может быть основанием для определения (начисления) налогового обязательства, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности, только в случае увеличения или уменьшения обычных цен не менее чем на 20 процентов.

Определение обычной цены осуществляется по одному из методов, предусмотренных статьей 39 Налогового кодекса Украины.

Иными словами, если цена договора отличается от обычных цен более чем на 20 процентов, контролирующие органы имеют право самостоятельно определить базу, объект налогообложения или другие показатели налогового учета и самостоятельно провести расчет налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности. Избрание метода определения обычной цены и проведение самого расчета обычной цены органы государственной налоговой службы могут проводить самостоятельно.

По результатам проверки соблюдения обычной цены принимаются уведомления-решения. В случае обжалования принятого уведомления-решения или неуплаты соответствующей суммы уведомление-решение считается отозванным.

Большим налогоплательщикам предоставляется возможность действовать на упреждение. В случае планирования операции, подпадающей под регулирование статьи 39 Налогового кодекса Украины, крупный налогоплательщик может обратиться в государственную налоговую службу с заявлением о заключении договора о ценообразовании для целей налогообложения. Указанный договор заключается с государственной налоговой службой. В нем стороны определяют последовательность применения методов определения обычной цены. Каждый последующий метод применяется в случае, если обычную цену невозможно определить по предыдущему методу.

При планировании операций, подпадающих под регулирование статьи 39 Налогового кодекса Украины, можно заключить с органом ГНС договор о ценообразовании для целей налогообложения, в котором определить последовательность применения методов определения обычной цены

Эффективность инструментов, предусмотренных статьей 39 Налогового кодекса Украины, следует оценивать путем сравнения нововведения с существующими полномочиями.

Так, ранее контролирующие органы обязаны были самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение (увеличение) отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, если данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах.

В случае выявления завышения или занижения налоговых обязательств контролирующие органы выносят уведомления-решения. Однако в отличие от процедуры, предусмотренной статьей 39 Налогового кодекса Украины, действовавшая ранее процедура не предусматривала, что в случае обжалования уведомления-решения или неуплаты суммы начисленных (доначисленных) обязательств, уведомление-решение считается отозванным.

Кроме того, согласно действующим положениям Налогового кодекса Украины органы государственной налоговой службы могут обращаться в суд относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен.

Учитывая, что результатом отклонения от обычных цен является занижение или завышение сумм налоговых обязательств, даже сегодня контролирующие органы обладают инструментом влияния в случае ценовых манипуляций.

Положения статьи 39 Налогового кодекса Украины относительно обычной цены и корректировки органами государственной налоговой службы налоговых обязательств налогоплательщика более лояльны, чем общая процедура. Кроме того, нормы указанной статьи конкретизируют методы, которыми налоговики могут пользоваться при вынесении уведомлений-решений.

Положения статьи 39 Налогового кодекса Украины относительно обычной цены и корректировки органами ГНС налоговых обязательств налогоплательщика более лояльны

Еще одним нововведением является договор о ценообразовании для целей налогообложения. Заключив такой договор, налогоплательщик может рассчитать свою налоговую нагрузку.

По эффективности инструментов борьбы, предусмотренных статьей 39 Налогового кодекса Украины, при оптимизации налогообложения через трансфертное ценообразование можно отметить следующее.

Учитывая, что органы государственной власти обязаны действовать в пределах полномочий и способом, предусмотренных Конституцией и законами Украины, конкретизация методов расчета обычной цены усиливает позицию налоговой службы во время доказывания правильности начисления налоговых обязательств в суде.

Однозначную оценку будущей эффективности инструментов дать достаточно сложно. Наличие полномочий должно быть подкреплено правильностью и полнотой применения.

Руководители органов государственной налоговой службы уже давно начали обращаться с исками относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения и других показателей в результате применения обычных цен, реализуя инструменты, предоставленные статьей 39 Налогового кодекса Украины. При этом указанная статья только 1 января 2013 года вступила в силу. Множество таких обращений привело к изданию Высшим административным судом Украины информационного письма № 1500/12/13-12 от 14.06.2012. Учитывая такую практику, не приходится рассчитывать на правильность и полноту применения контролирующими органами новых инструментов.

Также следует отметить очевидную лояльность принятых уведомлений-решений. В общем порядке обжалование уведомления-решения контролирующего органа в суде не отменяет и не приостанавливает его действие. Однако в случае вынесения уведомления-решения при применении «обычной цены» обжалования такого решения или неуплата начисленной суммы автоматически приводит к его отзыву.

Вряд ли такой подход сделает борьбу с трансфертным ценообразованием более эффективным. В случае надобности у налогоплательщиков всегда остается возможность манипулирования, вплоть до выведения действия договора за пределы Украины.

Поддержка иностранных государственных органов при оптимизации налогообложения через трансфертное ценообразование предоставляется в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения и соглашений о правовой помощи. Однако существуют страны, которые целенаправленно способствуют созданию на их территории компаний с целью оптимизации налогообложения.

Заключая договор с иностранным элементом, стороны могут согласовать право, подлежащее применению. В случае отсутствия выбора права применяется законодательство, определенное привязками, предусмотренными в статье 44 Закона Украины «О международном частном праве». Определив право контрагента-нерезидента, подлежащее применению к договору, стороны сделки вообще могут сделать невозможным применение положений Налогового кодекса Украины.

ВЫВОД:

От вступления в силу изменений доходы госбюджета существенно не вырастут. Рост, если и произойдет, то краткосрочный. Крупные предприятия уже сегодня внесли коррективы в способы оптимизации. Под действие изменений подпадут лишь небольшой бизнес, за счет которого наполнить государственный бюджет вряд ли удастся.

Относительно возможности согласования цен для крупных налогоплательщиков можно отметить следующее. Обращение крупных налогоплательщиков будут немногочисленными, потому что сам факт обращения презюмирует признание налогоплательщиком возможности заключения сделки с «необычными» ценами. Кроме того, существуют альтернативные способы подтверждения.

Обжалование возможного уведомления-решения о начислении (доначислении) налоговых обязательств или неуплата начисленных сумм приводит к аннулированию такого уведомления-решения. Учитывая отсутствие мгновенных негативных последствий для крупных налогоплательщиков, проще доказывать свою правоту в суде.