Официальные разъяснения: 30.04.2013

конструктор договоров Украина

Государственная регистрационная служба в письме от 15.04.2013 г. № 165/06-15-13 разъяснила некоторые вопросы, связанные с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в связи с получением права собственности на вновь построенные или реконструированные объекты недвижимого имущества. В частности, были предоставлены следующие разъяснения:

– государственная регистрация прав с выдачей свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, построенные в результате деятельности жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, при условии, что на определенную часть таких объектов до 01.01.2013 оформлено и зарегистрировано право собственности, проводится на основании заявления члена соответствующего кооператива, к которому прилагается справка кооператива о членстве в нем и о полном внесении таким членом паевого взноса;

– государственная регистрация прав с выдачей свидетельства о праве собственности на нововыстроенные или реконструированные объекты недвижимого имущества проводится при наличии государственной регистрации вещного права на земельный участок, проведенной в соответствии с законодательством, действовавшим на момент такой регистрации;

– в случае когда заявление о государственной регистрации прав подается инвестором объекта строительства, лицом, которое приобрело имущественные права, и тому подобное, необходимо подать копию документа, удостоверяющего вещное право на земельный участок, заверенную в установленном порядке лицом, которому такой документ выдан. Это связано с тем, что документ, удостоверяющий вещное право на земельный участок, выдается собственнику или пользователю такого земельного участка, то есть лицу, которое намеревается осуществлять строительство объекта градостроения;

– если на момент проведения государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимого имущества или его части срок действия соответствующего договора аренды земельного участка закончился, то такой договор все равно является надлежащим документом для целей проведения государственной регистрации прав на такую недвижимость;

– документом, подтверждающим присвоение объекту недвижимости адреса, может быть как решение органа местного самоуправления, так и другой документ, независимо от формы, выданный соответствующим органом, который дает возможность установить факт присвоения объекту недвижимого имущества адреса, в частности справки, выписки. Таким документом также может быть справка, выданная уполномоченным лицом кооператива, в случае проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в таком кооперативе. В случае проведения государственной регистрации права собственности на реконструированный объект недвижимого имущества документом, подтверждающим присвоение такому объекту адреса, является документ, который подтверждает возникновение, переход и прекращение права собственности на объект до реконструкции;

– для проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество государственный регистратор принимает к рассмотрению как перечень инвесторов, которые принимали участие в инвестировании и финансировании объекта строительства и за которыми осуществляется государственная регистрация прав или утвержденный общими собраниями кооператива список членов и/или ассоциируемых членов кооператива или перечень лиц, которым принадлежат имущественные права на объект строительства, так и извлечения или справки из них относительно отдельного лица инвестора, члена кооператива или лица, которому принадлежат имущественные права.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 25.02.2013 г. № 2801/6/15-5215, операции по договорам мины, дарения являются объектом налогообложения акцизным налогом и предусматривают получение дохода лицом, которое приобретает право собственности на ценные бумаги. Базой налогообложения таких операций является договорная стоимость ценных бумаг, определенная в первичных и бухгалтерских документах по любой операции по продаже, обмену или другим способам их отчуждения. Такие операции облагаются по ставке 1,5 % от суммы операции по продаже ценных бумаг вне фондовой биржи, которые не находятся в биржевом реестре. Торговец ценными бумагами обязан начислить, удержать и оплатить акцизный налог в бюджет от имени и за счет лица из доходов, которые получаются (насчитываются) продавцом ценных бумаг или лицом, которое отчуждает ценные бумаги.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 19.02.2013 года № 2549/6/15-5215, операции по отчуждению ценных бумаг, предусматривающие, что переход покупателю права собственности на ценные бумаги по акту приема-передачи осуществляется после их полной оплаты в 2013 году, облагаются акцизным налогом. Они облагаются акцизным налогом по ставке 1,5 % от суммы операции по продаже ценных бумаг вне фондовой биржи, которые не находятся в биржевом реестре. В этих случаях торговец ценными бумагами обязан начислить, удержать и оплатить акцизный налог в бюджет от имени и за счет лица из доходов, которые выплачиваются такому лицу (продавцу ценных бумаг) в соответствии с п. 219.2 НК.

Как следует из письма ГНСУ от 21.02.2013 г. № 2704/6/15-1415-13, операции с ценными бумагами, в которых переход права собственности состоялся до вступления в силу Закона от 06.12.2012 г. № 5519-VI, не подлежат налогообложению акцизным налогом. Обязательства по уплате акцизного налога по операциям по отчуждению ценных бумаг будут возникать в случае перехода права собственности после вступления в силу Закона от 06.12.2012 г. № 5519-VI. В то же время согласно пп. 213.2.3 НК операции с инвестиционными сертификатами не подлежат налогообложению, независимо от вида таких операций.

Также в указанном письме ГНСУ пришла к выводу, что при переходе банку права собственности на вексель предъявитель такого векселя является плательщиком акцизного налога по ставке 1,5 процента от суммы договорной стоимости такого векселя. Такой вывод основан на положениях п. 3.7, 3.9, 6.1 Положения о порядке осуществления банками операций с векселями в национальной валюте на территории Украины и п. 214.8 НК.

По мнению Миндоходов, изложенному в письме от 17.04.2013 г. № 1423/7/99-99-19-03-01-17, наличие прибыли от операций с ценными бумагами по итогам I квартала в 2013 г. не является основанием для представления налоговой декларации по налогу на прибыль за первое полугодие и три квартала в 2013 году. Это объясняется тем, что налогообложение налогом на прибыль прибыли от операций с ценными бумагами по отдельной ставке 10 % введено с 01.01.2013 г. и, соответственно, налог на прибыль от таких операций по ставке 10 % не учитывается для определения базового показателя для определения авансовых взносов в 2013 году. Также в этом письме Миндоходов рекомендовало налогоплательщикам использовать новую редакцию приложения ЦБ (ценные бумаги) до утверждения изменений в соответствующие формы налоговой отчетности, в налоговые декларации по налогу на прибыль, предложенную проектом приказа, для ее представления органам ГНС по своему местонахождению, вместо установленных соответствующими приказами форм.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 19.02.2013 г. № 2972/0/51-12/17-1115, пп. 169.4.3 НК предоставляет работодателю (налоговому агенту) право на исправление любых ошибок в случае их допущения при удержании НДФЛ. Поэтому в случае доначислений любых доходов, в том числе сумм индексации за прошлые периоды, с целью правильности применения ставки налога (15 или 17 %) налоговый агент при определении сумм НДФЛ должен относить такие доначисления к соответствующему периоду (месяцу), за который они доначисляются.

Как следует из письма ГНСУ от 19.03.2013 г. № 1580/А/18-8514, освобождение от уплаты НДС распространяется не на отдельных субъектов хозяйствования, а на операции по поставке программной продукции и не зависит от регистрации плательщиком НДС в качестве субъекта, применяющего особенности обложения налогом на прибыль предприятий, предусмотренные п. 5 подраздела 10 раздела XX НК. Также в этом письме был сделан вывод о том, что ФЛП имеет возможность представлять отчетность в электронном виде в органы ГНС после получения электронной цифровой подписи по месту регистрации. Порядок получения такой возможности определен Инструкцией по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи.

В письме от 11.03.2013 г. № 5788/7/15-3317-23 ГНСУ, проанализировав положения п. 201.10 НК, пришла к выводу, что сумма НДС, указанная в налоговой накладной, зарегистрированной в Едином реестре в месяце, следующей за месяцем ее выписки (но не позже 15 календарных дней с момента ее выписки), отображается в составе налогового кредита плательщика НДС – покупателя в отчетном периоде выписки такой налоговой накладной. В случае нарушения плательщиком НДС – продавцом порядка регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных плательщик НДС – покупатель имеет право прибавить заявление с жалобой на поставщика к налоговой декларации за отчетный налоговый период, в котором составлена такая налоговая накладная.

Также в этом письме был разъяснен порядок получения извлечения из Единого реестра налоговых накладных. Согласно п. 13 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных для его получения покупатель составляет запрос с помощью специального программного обеспечения в электронном виде в соответствии с установленным стандартом и отправляет его средствами телекоммуникационной связи ГНСУ. После получения запроса ГНСУ осуществляет поиск запрашиваемой налоговой накладной и/или расчета корректировки и составляет извлечение из Реестра, в котором указываются сведения о них. Это извлечение отправляется покупателю не позже операционного дня, следующего за днем поступления запроса. На это извлечение налагается подпись ГНСУ, которая после отправляется на электронный адрес, указанный в запросе.

В письме от 28.03.2013 г. № 3509/5/15-33-16 ГНСУ разъяснила вопрос оформления налоговых накладных государственными регистраторами. В частности, был сделан вывод, что размер платы за получение сведений из ЕГР определен с учетом НДС. Государственные регистраторы выполняют функции Укргосреестра по формированию сведений из ЕГР и передачи их юридическим или физическим лицам, то есть по своему существу осуществляют представительскую функцию Укргосреестра по взаимодействию с юридическими или физическими лицами. Для урегулирования отношений между Укргосреестром, государственными регистраторами и потребителями услуг до 01.07.2013 г. Укргосреестр должен юридически определить такую представительскую деятельность государственных регистраторов с внесением изменений в соответствующие нормативно-правовые акты. В то же время согласно Порядку составления и заполнения налоговой накладной главное предприятие может делегировать филиалу или структурному подразделению право выписки налоговых накладных. Для этого налогоплательщик должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный числовой номер, о чем должен в письменном виде уведомить орган ГНС по месту его регистрации как плательщика НДС.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 21.03.2013 г. № 1684/Н/18-3114, НК определена обязанность представления налогоплательщиком уведомления по ф. № 20-ОП обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, независимо от избранной им системы налогообложения. При этом, поскольку Порядком учета плательщиков налогов и сборов не определен способ представления такого уведомления, то налогоплательщик имеет право направить его по почте. Напомним, что уведомление по ф. № 20-ОПП представляется плательщиком налогов при условии наличия объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, в частности недвижимого имущества, предоставленного в собственность или пользование юридическому лицу или для осуществления предпринимательской деятельности ФЛП.

Как следует из письма Фонда страхования по временной утрате трудоспособности от 13.03.2013 г. № 04-29-666, при исчислении средней заработной платы для расчета страховых выплат по временной утрате трудоспособности не учитываются все выплаты, проведенные в месяце, который исключается из расчетного периода. В том числе выплаты, предусмотренные п. 2.3 Инструкции по статистике заработной платы, в частности, материальная помощь, имеющая системный характер. Такой вывод основан на положениях п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию. Он предусматривает, что месяцы расчетного периода, в которых застрахованное лицо не работало по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению), исключаются из расчетного периода.

Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности в письме от 24.01.2013 г. № 04-29-143 разъяснил порядок исчисления средней заработной платы для расчета больничных. В частности, был разъяснен порядок расчета больничных выплат в случае, если работник болел в марте 2012 года и ему была начислена заработная плата в январе в сумме 800,00 грн. за 4 рабочих дня, а в феврале ему была начислена зарплата за 1 рабочий день в сумме 200,00 грн. и доначислена зарплата за 10 рабочих дней января на сумму 2000,00 грн. В этом случае в расчет принимается начисленная заработная плата в январе – 800,00 грн., в феврале – 200,00 грн., доначислена заработная плата в феврале за январь – 2000,00 грн. и 15 фактически отработанных рабочих дней в расчетном периоде. А при расчете помощи по временной неработоспособности в случае сторнирования зарплаты учитывается начисленная зарплата в январе и феврале за минусом сторнированой заработной платы за январь и фактически отработанные 6 рабочих дней расчетного периода. При этом в расчетный период при исчислении средней зарплаты для расчета помощи по беременности и родам включаются все выплаты, из которых оплачены страховые взносы, в том месяце, в котором они были начислены.

Пенсионный фонд в письме от 14.03.2013 г. № 3243/Я-4 разъяснил порядок постановки на учет в органах ПФУ лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В частности, было отмечено, что исключительный перечень документов, необходимых для взятия на учет таких лиц в органах ПФУ, указан в п. 4.4 Порядка взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Как следует из письма ПФУ от 27.03.2013 г. № 3696/С-11, исключений или льгот относительно начисления и уплаты страховых взносов для физических лиц – предпринимателей, которые являются инвалидами, законодательством не предусмотрено. В том числе это касается ФЛП, избравших упрощенную систему налогообложения. Сумы страховых взносов, своевременно не уплаченные страхователями в установленные сроки, считаются просроченной задолженностью по уплате страховых взносов. Снятие ФЛП с учета в органах ПФУ осуществляется на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленной государственным регистратором. Справка об отсутствии задолженности для снятия с учета предоставляется органом ПФУ ФЛП после проведения окончательного расчета.

По мнению ПФУ, изложенному в письме от 22.03.2013 г. № 3774/К-2, ФЛП, который одновременно является наемным работником на предприятии, в учреждении или организации, уплачивает ЕСВ на общих основаниях. Законом «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» не предусмотрено освобождение ФЛП, которые одновременно являются нанятыми работниками, от уплаты ЕСВ. Поскольку ФЛП – плательщики единого налога в период в течение одного календарного месяца в год на время отпуска, а также за период болезни остаются плательщиками упрощенной системы налогообложения, то, соответственно, они имеют обязанность по уплате единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в этот период.

Как следует из письма ПФУ от 26.03.2013 г. № 7639/03-10, за период с первого календарного дня, следующего за днем наступления срока уплаты соответствующего платежа, до дня, следующего за днем представления заявления плательщиком, органы ПФУ применяют штрафные санкции и насчитывают пеню за несвоевременную уплату ЕСВ.

Государственная регистрационная служба в письме от 15.04.2013 г. № 166/06-15-13 разъяснила порядок применения Порядка взаимодействия органов государственной регистрации прав и их должностных лиц в части договоров ипотеки, имеющих оговорку об удовлетворении требований ипотекодержателя и недвижимости площадью свыше 5000 кв. метров. В отношении указанных договоров положения Порядка применяются в случае приобретения ипотекодержателем права собственности на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки, в результате внесудебного урегулирования. Что же касается недвижимости с общей площадью свыше 5000 кв. метров, то положения Порядка применяются только относительно объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке. То есть в отношении предприятий как единых имущественных комплексов, жилых домов, зданий, сооружений (их отдельных частей), квартир, жилых и нежилых помещений. Критерии, при наличии которых Порядок распространяется на земельные участки, указаны в п. 1 Порядка.

Минсоцполитики в письме от 28.03.2013 г. № 2-1/06/187-13 рассказало о работе по совместительству. В частности, было отмечено, что при приеме на работу по совместительству предъявление трудовой книжки не предусмотрено. По общему правилу это и невозможно в связи с тем, что трудовая книжка находится на предприятии, в учреждении или организации по месту основной работы работника и выдача ее работнику в период работы не предусмотрена. Согласно пункту 9 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству осуществляется по желанию работника собственником или уполномоченным им органом по месту основной работы. При этом если по основному месту работы в трудовую книжку работника не внесена запись о работе по совместительству, то и не вносится запись в нее об увольнении работника с данной работы.

Минсоцполитики в письме от 21.03.2013 г. № 69/021/150-13 разъяснило особенности применения труда женщин. В частности, было отмечено, что согласно законодательству женщинам и мужчинам обеспечиваются равные права и возможности в трудоустройстве, продвижении по работе, повышении квалификации, переподготовке и т. п. Государственные гарантии прав личности на защиту от любых проявлений дискриминации в сфере занятости предусмотрены статьей 11 Закона «О занятости населения». В то же время законодательством по вопросам труда, охраны здоровья определяются нормы, учитывающие особенности труда женщин и направленные на предупреждение влияния на здоровье женщин вредных и опасных производственных факторов. В частности, ст. 174 КЗоТ и ст. 10 Закона «Об охране труда» запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также привлечение женщин к подъему и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден приказом Минздрава от 29.12.93 г. № 256. Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых вещей женщинами утверждены приказом Минздрава от 10.12.93 года № 241.

По мнению Минэкономики, изложенному в письме от 22.03.2013 г. № 4602-06/10087-16, механизм (порядок) формирования цен (предельных уровней торговых надбавок (наценок)) не является предметом регулирования Закона «О ценах и ценообразовании». Он должен определяться нормативно-правовыми актами относительно методологии ценообразования в соответствующих сферах регулирования.

Как следует из письма Минрегиона от 21.03.2013 г. № 8/10-871-13, проведение инвентаризации обветшалого жилищного фонда, подлежащего комплексной реконструкции, проведение конкурса с целью определения инвестора-застройщика для выполнения программы комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) обветшалого жилищного фонда, утверждение и согласование предпроектной и проектной документации застройки территории, заключение договоров на проведение реконструкции, замены нежилого и жилищного фондов и контроль выполнения инвестором-застройщиком своих обязательств принадлежит к компетенции органов местного самоуправления.

Минюст в письме от 22.12.2011 г. № 19678-0-26-11/6.1 предоставил ответы на ряд вопросов, связанных с применением законодательства о защите персональных данных. В частности, им были сделаны следующие выводы:

– каждое физическое лицо, предприятие, учреждение и организация всех форм собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, ФЛП, который владеет базой персональных данных и которому предоставлено право на обработку персональных данных в этой базе, обязаны подать заявление о регистрации базы персональных данных. Исключение составляют лица, указанные в ст. 1 Закона «О защите персональных данных»;

– ключевым и определяющим фактом, свидетельствующим о регистрации базы персональных данных, является факт внесения соответствующей записи в Государственный реестр баз персональных данных, а не получение владельцем базы персональных данных свидетельства о государственной регистрации. Получение такого свидетельства является уже следствием указанного факта;

– владелец базы персональных данных с целью обеспечения защиты персональных данных, которые являются информацией с ограниченным доступом, должен получить от субъекта персональных данных согласие на обработку персональных данных. Это согласие должно содержать информацию, в частности, о порядке распространения персональных данных и о порядке доступа к персональным данным третьих лиц. Первый предусматривает действия владельца базы персональных данных относительно передачи сведений о физическом лице, а второй – определяет действия владельца базы персональных данных в случае получения запроса от третьего лица относительно доступа к персональным данным. Исключения составляют случаи, когда распространение персональных данных или доступ к ним третьих лиц позволяется в случаях, определенных законом.

Миндоходов в письме от 08.04.2013 г. № 487/7/99-9918-17 уведомило об изменениях, произошедших в законодательстве в связи с принятием постановления КМУ от 20.03.2013 г. № 169. Этим документом, среди прочего, была отменена необходимость получения гражданами в налоговых органах справок о том, что лицо не находится на учете как ФЛП, и об отсутствии данных о доходах этого лица. Такие справки в настоящий момент нужны для назначения (перечисление) пенсий и получения социальных выплат. Вместо этого предусматривается, что сведения из ЕГР для подтверждения наличия (отсутствия) государственной регистрации ФЛП и сведения из государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков для подтверждения отсутствия данных о доходах лица будут передаваться в рамках информационного обмена между государственными органами.