Sidebar

Минюст в письме от 07.02.2013 года № 13-32/46 предоставил разъяснения относительно внесения платы за осуществление нотариусами поиска сведений в государственных и единых реестрах. В частности, в письме были сделаны следующие выводы:

– средства, полученные за платные услуги по государственным реестрам, держателем которых является Минюст, засчитываются на регистрационный счет Минюста, открытый в Госказначействе;

– оплата услуг за получение информации из Реестров одним субъектом предоставления услуги для одного потребителя этой услуги может осуществляться одним платежным документом за все действия с указанием соответствующих кодов в назначении платежа;

– частные нотариусы могут осуществлять расчеты в наличной форме с помощью расчетных документов в электронном или бумажном виде, правила ведения которых установлены НБУ (в частности, постановлением НБУ от 15.12.2004 года № 637);

– если есть потребность провести поиск в программном обеспечении реестра по разным параметрам (по субъекту, объекту, идентификационным номерам и т. п.), то этот поиск необходимо проводить в специальном подменю Реестра, предназначенном для поиска информации без формирования извлечения. В таком случае плата за поиск информации не взимается. После нахождения необходимой информации нотариус вносит ее в подменю реестра № 1, за что взимается одноразовая плата в размере 68 гривен 00 копеек.

Также в этом письме снова был указан перечень документов, предоставляемых нотариусом государственному регистратору для формирования регистрационных дел.

Государственная регистрационная служба в письме от 07.02.2013 года № 43-06-15-13 пришла к выводу, что законодательством в сфере государственной регистрации прав установлена необходимость представления копий документов, необходимых для государственной регистрации прав, заверенных в установленном порядке. К числу копий, заверенных в установленном порядке, следует относить копии документов, заверенные как нотариусом или должностным лицом органа местного самоуправления, так и уполномоченным лицом органа государственной власти, предприятия, учреждения, организации (для юридических лиц) или физическим лицом (для физических лиц), которые подают такой документ. Правила такого заверения установлены соответственно ст. 75 Закона «О нотариате», п. 76 – 77 Типовой инструкции по делопроизводству и ДСТУ 4163-2003. Заверение копий документов, поданных физическими лицами, осуществляется путем проставления личной подписи лица, которое заверяет копию, ее инициалов и фамилии, с отметкой «Согласно оригиналу» и датой заверения копии.

Государственная регистрационная служба в письме от 12.03.2013 года № 95-06-15-13 пришла к выводу, что документом, удостоверяющим принятие в эксплуатацию оконченных строительством объектов недвижимого имущества, сооруженных до 05.08.92 года, является технический паспорт на объект недвижимого имущества. Такой вывод сделан на основании анализа норм Порядка приема в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) строений и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности, построенных без разрешения на выполнение строительных работ.

 

Государственная регистрационная служба в письме от 12.03.2013 года № 367-08-14-13 разъяснила порядок передачи регистрационных дел зарегистрированных благотворительных организаций от органов юстиции органам Государственной регистрационной службы. Подробнее об этом в материале «Укргосреестр о передаче регистрационных дел БО госрегистратору и участии в этом БО».

По мнению Минюста, изложенному в письме от 22.02.2013 года № 1332-0-26-13/11, для решения вопроса относительно определения понятия «должностное лицо» необходимо выходить из правоприменительной практики. Она указывает, что главным критерием отнесения лица к кругу должностных лиц является наличие у нее организационно-предписывающих или административно-хозяйственных функций. Согласно постановлению Пленума ВСУ от 26.04.2002 года № 5 организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом.

Государственный цент занятости в письме от 05.02.2013 года № ДЦ-09-588/0/6-13 ответил на вопрос относительно необходимости получения разрешения на применение труда иностранного гражданина, имеющего намерение работать по договору подряда. Он пришел к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено получение разрешения на использование труда на осуществление иностранцами в Украине предпринимательской деятельности, в том числе на учреждение субъектов хозяйственной деятельности юридическими лицами и предпринимателями – физическими лицами, а также иностранцами, оформившими свои правоотношения с работодателями на основании гражданско-правовых соглашений (договоров подряда). Но если в гражданско-правовом соглашении или договоре подряда присутствуют признаки ст. 21, 24 КЗоТ, то к работодателю может быть применена штрафная санкция в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 53 Закона «О занятости населения».

НКЦБФР в разъяснении от 12.03.2013 года № 1 пришла к выводу, что эмитенты ценных бумаг (кроме эмитентов облигаций местных займов) проводят аудит годовой финансовой отчетности и подают аудиторское заключение в составе регулярной годовой информации, которая подается в НКЦБФР. Также было указано, что 12.03.2013 года НКЦБФР одобрила изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, которыми предусматривается предоставление в составе регулярной годовой информации эмитентами сведений об аудиторском заключении, а именно: наименование аудитора (аудиторской фирмы), код по ЕГРПОУ, номер, серия, дата выдачи свидетельства о внесении в реестр аудиторских фирм и аудиторов, выданного Аудиторской палатой Украины; последний отчетный период, за который проведен аудит финансовой отчетности.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 11.02.2013 года № 1990/6/17-1216, получение возвратной финансовой помощи не приводит к увеличению дохода плательщика единого налога в соответствии с пп. 3 пункта 292.11 НК. Более того, в учете лица, оказавшего возвратную финансовую помощь, налоговые обязательства также не изменяются ни при ее выдаче, ни при ее обратном получении. При этом под возвратной финансовой помощью понимается сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсации в виде платы за пользование такими средствами, и являющаяся обязательной к возврату. При этом поскольку возвратная финансовая помощь соответствует договору займа, то предоставлять ее могут только финансовые учреждения.

Как следует из письма ГНСУ от 01.03.2013 года № 5165/7/15-2217п, в случае изменения размера минимальной заработной платы месячный (ежеквартальный) сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, который введен в действие в декабре предыдущего года за январь (первый квартал) следующего года, пересмотру не подлежит. Сбор, который будет уплачиваться в январе (первом квартале) за февраль (второй квартал), и в дальнейшем соответственно будет уплачиваться по установленным ставкам сбора согласно п. 267.3 НК, с учетом размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года. Сумма сбора, внесенная субъектом хозяйствования за один месяц (квартал) во время приобретения торгового патента, ежегодно исчисляется в соответствующем размере от минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (календарного) года.

Как следует из письма ГНСУ от 11.03.2013 года № 3724/6/17-3216, льгота по налогу на недвижимость, предусмотренная п. 265.4 НК, будет применяться к объекту жилой недвижимости, в которой физическое лицо – плательщик налога зарегистрировано в установленном законом порядке. Если физическое лицо – налогоплательщик выразит желание применить льготу к другому объекту жилой недвижимости, который находится в его собственности, оно должно предоставить до 1 июля текущего года письменное обращение (заявление) в налоговый орган по месту регистрации. Такое обращение (заявление) может быть подано лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом; отправлено по почте с уведомлением о вручении и с описанием вложения; средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Как следует из письма ГНСУ от 28.02.2013 года № 3183/6/18-8515, налоговые накладные, сформированные с соблюдением требований НК и НПА, регулирующих порядок отправки налоговых документов средствами телекоммуникационной связи органам ГНС, подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН). Порядком ведения ЕРНН не предусмотрено осуществление органами ГНС запрета регистрации налоговых накладных в ЕРНН. Согласно п. 9 Порядка ведения ЕРНН основаниями для отказа в принятии налоговой накладной являются: наличие ошибок, отсутствие в ЕРНН сведений, содержащихся в налоговой накладной, которая корректируется, факт регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки с такими же реквизитами.

ГНСУ в письме от 07.12.2012 года № 3155/0/141-12/Б/17-1114 разъяснила вопросы налогообложения НДФЛ сумм аннулированного долга по договору целевого беспроцентного займа, предоставленного предприятием своему работнику для приобретения квартир. По ее мнению, сумма аннулированного долга должна включаться в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физического лица как дополнительное благо. Согласно пп. «д» пп. 164.2.17 НК к дополнительному благу относится, в частности, сумма долга плательщика НДФЛ, аннулированного кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, к окончанию срока исковой давности. Сумма аннулированного долга отображается кредитором в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (оплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога по форме № 1 ДФ.

Как следует из письма Минфина от 15.02.2013 года № 31-08410-07/23-357/246, основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций и должны содержать определенные обязательные реквизиты. Калькуляция себестоимости продукции по своему назначению не соответствует признакам первичного документа, поскольку ею не фиксируются любые хозяйственная операция, распоряжение или разрешение на проведение хозяйственной операции. Кроме того, было отмечено, что ввиду того, что МСФО принимаются Советом по международным стандартам бухгалтерского учета, их толкование Минфином не осуществляется.

По мнению Минсоцполитики, изложенному в письме от 17.01.2013 года № 11/06/186-13, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины не является виновным лицом в причинении потерпевшему морального вреда в результате страховых случаев, предусмотренных Законом № 1105-XIV. Поэтому он не должен возмещать моральный вред, причиненный застрахованному лицу за свой счет. Возмещение морального вреда, нанесенного в результате профессионального заболевания на производстве, возлагается на работодателя. Он возмещается в порядке, установленном ст. 23 ГК.

Как следует из письма Минэкономразвития от 07.02.2013 года № 3501-06/4370-12, требование о применении РРО распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или безналичной форме. РРО и расчетные книги не применяются при продаже товаров (предоставлении услуг) ФЛП, уплачивающими единый налог. Субъекты хозяйствования, которые в соответствии с законодательством не применяют РРО и расчетные книги и освобождены от обязательного приема специальных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары, по собственному желанию могут обеспечить их использование путем установления платежных терминалов или импринтеров.

НКРЭ в письме от 28.02.2013 года № 1538/26/47-13 сделала вывод, что если потребитель в любой форме в течение двух расчетных периодов не передавал сведений о количестве потребленной электроэнергии, энергопоставщик имеет право через 30 дней после даты отправления письменного предупреждения прекратить поставку электроэнергии потребителю. Такой вывод сделан на основании положений п. 30 Правил пользования электрической энергией для населения.

Как следует из письма НКРЭ от 07.02.2013 года № 1062/26/47-13, временное безучетное пользование электрической энергией осуществляется потребителем на основании договора о временном безучетном пользовании электрической энергией, который заключается между потребителем и поставщиком электроэнергии. При заключении такого договора на основании типового (приложение 4 к Правилам пользования электрической энергией) потребитель предоставляет поставщику только те документы, которые согласно п. 4 типового договора являются обязательными приложениями к этому договору. В случае необходимости присоединения токоприемников с суммарной мощностью в каждой точке присоединения < 5 кВт (например, до 0,1 кВт) технические условия на электроснабжение получать не нужно. Поставщики электроэнергии не имеют права отказать потребителю в заключении такого договора при условии соблюдения Правил. Кроме того, потребитель имеет право на продление договора о временном безучетном пользовании электрической энергией. В этом случае на основании обращения потребителя (не меньше чем за 2 рабочих дня до окончания срока действия) поставщик должен продлить срок действия договора на такой же период, на протяжении которого действовал этот договор. В случае изменения сведений, которые предоставлялись потребителем при заключении договора впервые, потребитель должен представить поставщику документы согласно перечню, который потребитель предоставлял при заключении этого договора впервые.

НКРЭ в письме от 27.02.2013 года № 1479/26/47-13 пришла к выводу, что собственник электросетей должен подать на согласование территориальному подразделению НКРЭ смету расходов на содержание технологических электросетей общего использования с обоснованием относительно каждой статьи расходов и расчет платы за общее использование технологических электрических сетей не позже 1 октября текущего календарного года. У соответствующего подразделения НКРЭ будет 30 календарных дней для рассмотрения и согласования сметы расходов. А у собственника сетей останется время для того, чтобы предоставить его электропередаточной организации не позже чем за 2 месяца до окончания текущего календарного года с целью учета необходимых расходов в структуре тарифа на передачу электрической энергии и должного их обоснования.

Фонд гарантирования вкладов физических лиц в письме от 14.03.2013 года № 20-1969/13 обратил внимание банков, что с 12 марта 2013 года они обязаны в случае привлечения вклада, на возмещения средств по которому не распространяются гарантии Фонда, ознакомить об этом под подпись физическое лицо, которое намеревается разместить такой вклад в банке до заключения такого договора. В том числе это касается вклада, размещенного на условиях получения от банка процентов по более благоприятным договорным условиям, чем обычные, или с другими финансовыми привилегиями от банка (вклады на индивидуальной основе). Согласно ч. 4 ст. 26 Закона «О системе гарантирования вкладов физических лиц» средства, размещенные на вклад лицом по договору, условиями которого предусмотрено получение от банка процентов на более благоприятных условиях чем те, которые предусмотрены условиями договора банковского вклада (депозита) соответствующего вида (банковского продукта и/или акционной программы).

Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины в письме от 01.02.2013 года № 1076/0/11-9.1-9/6/13 пришла к выводу, что Порядком выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности не предусмотрено выполнение работ по «декларативному принципу». В то же время работодатель на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства может выполнять работы повышенной опасности, указанные в приложении 6 к Порядку. Кроме того, он может эксплуатировать (применять) машины, механизмы, оборудование повышенной опасности, указанные в приложении 7 к Порядку, «на объектах заказчика» в случае, если известно место (адрес) выполнения таких работ и эксплуатации, но только «на объектах заказчика». В этом же письме Госгорпромнадзор пришел к выводу, что если неизвестно место (адрес) «объекта заказчика», то Декларация не будет отвечать требованиям Порядка.

Госгорпромнадзор в письме от 31.01.2013 года № 1016/0/4.2-6/6/13 разъяснил, необходимо ли получать ОСМД разрешение на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, в том числе на эксплуатацию лифтов, которые установлены в домах ОСМД. В итоге был сделан вывод, что если ОСМД для управления, содержания и использования неделимого и общего имущества и выполнения обязанностей относительно общего содержания многоквартирного дома не использует наемный труд во время выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации машин и механизмов повышенной опасности, то ему не нужно получать указанное разрешение.

По мнению Минрегиона, изложенному в письме от 14.11.2012 года № 7/15-18364, Положение о порядке консервирования основных производственных фондов предприятий является обязательным для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, перечень которых утвержден постановлением КМУ от 23.12.2004 г. № 1734. Также он обязателен для предприятий, основанных на государственной собственности независимо от величины доли государственной собственности в уставном капитале таких предприятий. Другие предприятия могут применять нормы Положения полностью или частично в добровольном порядке. Они также могут самостоятельно принимать решение о сроке консервирования основных средств, который может превышать предельный срок, указанный в п. 2 Положения.

По мнению НБУ, изложенному в письме от 20.03.2013 года № 48-104/628/3437, зачисление средств клиентов банка на распределительный счет 2603 и списание средств с него для дальнейшего зачисления на текущие счета клиентов следует рассматривать не как самостоятельные операции, а как операции, которые являются составной частью осуществления перевода средств в иностранной валюте от контрагента к их получателю – клиенту банка. В случае если зачисление клиенту определенной суммы средств в иностранной валюте из-за границы от контрагента будет подлежать финансовому мониторингу, то в реестре финансовых операций банка следует указывать: информацию относительно суммы поступления на текущий счет клиента 2600 в иностранной валюте; «контрагента» – фактического отправителя активов, который инициировал этот перевод и является второй стороной этой финансовой операции; в поле «комментарии» – информацию относительно общей суммы средств перевода в иностранной валюте и информацию относительно суммы, подлежавшей обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины, с указанием номера текущего счета в национальной валюте, на который она была зачтена, а также предусмотреть отражение информации в случае наличия нескольких кодов признаков.

Государственная финансовая инспекция в письме от 05.11.2012 года № 02-18/1218 пришла к выводу, что у нее и ее органов есть все правовые основания для получения от органов Госказначейства информации об открытых регистрационных счетах объектов контроля, операциях с бюджетными средствами и остатках средств на этих счетах. В частности, на это указывают п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине», п. 6 Порядка проведения инспекции Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами и пп. 2 п. 6 Положения о Государственной финансовой инспекции Украины.

По мнению Государственной финансовой инспекции, изложенному в письме от 05.11.2012 года № 02-18/1221, факт трудоустройства выпускников, не прибывших на работу по направлению и не отработавших надлежащего срока, не дает оснований считать возмещенной стоимость полученного обучения. В этом случае необходимо инициировать перед руководством учебного заведения вопросы относительно проведения претензионно-исковой работы с целью взыскания из выпускников стоимости обучения. Только в случае поступления средств в бюджет (что будет подтверждено соответствующими платежными документами) такое нарушение можно считать возмещенным. Напомним, что согласно п. 8 Порядка трудоустройства выпускников выпускники, заключившие соглашение с высшим учебным заведением, должны отработать по месту назначения не менее трех лет.

Государственная регистрационная служба в письме от 15.02.2013 года № 136-7-12-13 уведомила об утверждении Минюстом Порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей. Этим Порядком утверждены новые формы запросов о предоставлении выписок, извлечений и справок из ЕГР, новые формы выписок, извлечений и справок из ЕГР, определен порядок оформления их бланков и порядок их предоставления. В частности, установлено, что выписки, извлечения и справки из ЕГР предоставляются по соответствующим запросам независимо от места хранения регистрационных дел юридических лиц и ФЛП.