VI ежегодная конференция корпоративных юристов (юрисконсультов)

конструктор договоров Украина

На прошедшей 19 апреля VI ежегодной конференции корпоративных юристов (юрисконсультов) АЮУ обсуждалось четыре блока наиболее важных и актуальных на данный момент вопросов: новый УПК и встреча с правоохранительными органами, последние «новинки» взаимоотношений с налоговиками, новые правила оформления и реализации прав на недвижимость, а также вопросы нематериального характера – защита интеллектуальной собственности и соблюдение требований к добросовестности рекламы.

Но начать хочется с темы, несколько выбивающейся из вышеуказанного перечня. Свое выступление Юрий Вахель, заместитель генерального директора по юридическим вопросам и развитию бизнеса ООО «Нобл Ресорсиз Украина» посвятил вопросам участия юристов предприятия в процессах интеграции приобретаемых предприятием компаний. По мнению г-на Вахеля, роль внутреннего юридического подразделения в ходе подобных сделок переоценить сложно, поскольку именно inhouse-юристы лучше всего могут понять то, насколько приобретаемая компания «впишется» в приобретающую.

При этом стоит выделять два процесса проверок:

1) проверку «внутреннего круга» – непосредственно юридической службы приобретаемой компании;

2) проверку «внешнего круга» – всех юридических рисков, связанных с приобретаемой компанией в целом.

В ходе проверки внутреннего круга внимание должно уделяться следующим вопросам:

• юридическому персоналу, то есть личностным характеристикам юристов приобретаемой компании;

• профессиональным качествам юристов, их знаниям, готовым наработкам юридической службы, принятым процедурам принятия и согласования решений и т. п.;

• бюджетированию и планированию юридической работы;

• имеющимся в распоряжении юридической службы информационным ресурсам;

• внешним юридическим советникам и истории взаимоотношений с ними, либо причинам их отсутствия;

• текущему состоянию судебно-претензионной работы.

В рамках же проверки «внешнего круга» юридическая служба предприятия должна взять на себя выявление рисков в следующих сферах:

• урегулировании корпоративных отношений (правильность юридического оформления выбранной бизнес-схемы, структура отношений между менеджментом и собственниками и т. п.);

• оформление прав на недвижимость, в том числе на земельные участки;

• финансовые вопросы (оформление кредитов и других видов внешнего финансирования, налоговое планирование, соблюдение в деловой практике требований валютного, налогового и прочего законодательства, регулирующего финансовые вопросы деятельности предприятия);

• наличие необходимых для осуществления деятельности разрешений, лицензий и других подобных документов;

• трудовые правоотношения (правильность их оформления, вопросы уплаты ЕСВ);

• регуляторные вопросы (соблюдение в деятельности предприятия норм подзаконных профильных правовых актов);

• интеллектуальная собственность (наличие таких объектов, их оформление, практика защиты, если есть);

• внешнеэкономическая деятельность (контракты, взаимоотношения с таможенниками, наличие необходимых разрешительных документов и т. п.).

Как видите, сфера компетенции юристов компании в ходе слияния достаточно высока. Конечно, часть из указанных выше моментов может выявить приглашенный со стороны юрист-консультант при проведении due diligence. Но ряд вопросов передавать на аутсорсинг просто-напросто нельзя (например, проверку эффективности и чистоты существующих отношений с консультантами), другие же более эффективно может проверить именно юрист компании, понимающий, что именно стоит искать и какими рисками возможно, при необходимости, пренебречь.

А теперь вернемся к озвученным выше блокам вопросов. Более подробно остановимся на вопросах недвижимости. Благо практика жизни и работы по новым правилам потихоньку накапливается и уже дает возможность найти выход из ряда ранее сложных и тяжелых проблем.

Открывало этот блок в ходе конференции выступление Елены Барабошкиной, начальника отдела методического обеспечения регистрации прав на недвижимость Государственной регистрационной службы. В его ходе, прежде всего, г-жа Барабошкина указала на то, что электронная система подачи госиполнителями заявлений о регистрации наложенных на недвижимость арестов уже заработала. Поэтому можно говорить о том, что права взыскателей уже достаточно надежно защищены (отпала необходимость самостоятельно носить пакет документов к госрегистраторам).

А вот с регистрацией права аренды государственной и коммунальной земли все пока очень печально. Регистрация невозможна до тех пор, пока государство или соответствующие органы местного самоуправления не найдут деньги на регистрацию права собственности на эти участки.

В свою очередь, Владимир Марченко, частный нотариус Харьковского нотариального округа, рассказал о имеющейся на данный момент практике. В частности, он развеял опасения о возможности регистрации перехода прав на имущество, находящееся под арестом. Нотариусы, по словам г-на Марченко, имеют четкую позицию: есть запись о регистрации ареста в новом реестре либо в уже не действующем Реестре отягощений прав на недвижимое имущество – регистрация перехода права собственности невозможна без предъявления документов о снятии ареста.

Также стоит обратить внимание на выступление Татьяны Видди, директора юридического департамента ООО «Медиа Инвест Груп», которая сосредоточилась на вопросах защиты деловой репутации. Под ней, если речь идет о юридическом лице, необходимо понимать оценку предпринимательской, профессиональной и иной деятельности предприятия со стороны третьих лиц. При этом недостоверной информацией будет та, которая упоминает о нарушении норм закона, принципов морали, неэтичном поведении и нарушает права, по мнению лица, фигурирующего в этой информации.