Sidebar

Какую информацию можно потребовать в розничном магазине по Закону о защите прав потребителей?

 

Один из пользователей нашего портала решил босоножки купить в одном из розничных магазинов, но получить информацию о соответствии изделия и помещении, где находится магазин, он не смог. В связи с чем он обратился к юристам нашего портала для прояснения ситуации.

 

Предоставив консультацию, мы решили дать краткий обзор по данному вопросу. Так, закон требует, чтобы розничный продавец предоставил потребителю необходимую и достоверную информацию:

 

    Покупка женской обуви
  1. о товаре;
  2. продавце;
  3. помещении, в котором находится магазин.

 

Может оказаться, что отсутствие такой информации помешало покупателю заключить договор или повлекло для него убытки уже после заключения договора. Соответственно в этих двух случаях от продавца можно потребовать:

 

  • заключить договор и возместить другие убытки
  • или вернуть деньги, уплаченные за товар, и возместить убытки.

 

Кроме того, продавец должен довести до потребителя информацию о самом помещении, в котором находится магазин. Например, разместить на видных местах информацию о путях эвакуации на случай пожара.

 

Совет

Покупателю не обязательно бороться с продавцом-правонарушителем в одиночку. Можно обратиться в территориальное управление органа по защите прав потребителей в своем регионе с просьбой устранить нарушения закона: можно позвонить по телефону горячей линии или отправить сообщение через Интернет.

 

Хотя органы по защите прав потребителей и наделены правом на обращение в суд в защиту прав и законных интересов других лиц, чаще всего правовой эффект от их работы достигается и в рамках внесудебной формы правовой защиты. Иначе говоря, продавцу не нужны трудности с госорганами, и он предпочитает решить спор в пользу потребителя без суда.

 

 

Какую информацию о товаре продавец обязан предоставить потребителю

 

Принят и действует общий и специальный перечень информации, которую продавец должен предоставить покупателю вне зависимости от типа товара, будь то женская обувь или предметы быта.

 

Где в магазине можно найти информацию о товаре и продавце

В каждом магазине должен быть уголок потребителя («информационный стенд»). Этого термина нет в законодательстве, однако в некоторых нормативных актах, а также судебной практике такой термин используется.

Информационный стенд должен быть на доступном и видном для покупателя месте. Если покупатель не может прочитать размещенные на стенде документы из-за того, что тот висит слишком высоко или к нему трудно подойти, об этом можно сообщить в орган по защите прав потребителей.

 

Где найти книгу отзывов и предложений

Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателю по требованию, данное требование распространяется и на онлайн-магазины. Так, интернет-магазин https://www.miraton.ua/ имеет в том числе и физические магазины, куда покупатели могут прийти и получить необходимую информацию.

 

Что можно потребовать у продавца, если он не предоставил потребителю необходимую информацию

Если продавец не предоставил необходимую информацию, то покупатель может предъявить следующие требования.

 

Покупки через интернет-магазин

1. Если договор не заключен, покупатель вправе потребовать от продавца:

  • заключить договор и
  • возместить другие убытки, которые причинены необоснованным уклонением от заключения договора.

Если магазин не разместил информацию о себе (вообще не повесил вывеску или не указал на ней свой график работы), это могло помешать покупателю заключить договор розничной купли-продажи. Поэтому отсутствие необходимой информации суд может расценить как уклонение продавца от заключения договора.

 

2. Если договор заключен, покупатель в разумный срок может:

  • отказаться от его исполнения и
  • потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Если продавец при заключении договора не ознакомил покупателя с информацией о товаре, покупатель вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора.

 

Совет

Закон дает покупателю важную гарантию. Если покупатель требует, чтобы продавец возместил убытки, причиненные недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, то бремя доказывания лежит на продавце. Иначе говоря, это продавцу необходимо представить доказательства того, что информация до покупателя была доведена в надлежащем виде. Дело в том, что суд исходит из презумпции отсутствия у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товара.

 

Внимание! Потребителю нет смысла обращаться в суд с требованием возместить убытки, если продавец письменно уведомлял покупателя о возможных эксплуатационных особенностях товара.

 

Предъявить к продавцу требования, связанные с недостатком обязательной информации, можно только в том случае, если продавец эту информацию действительно не представил покупателю. У потребителя нет шанса на удовлетворения его требований, если нет прямых доказательств факта причинения убытков и их размера.

 

Если продавец сможет доказать, что он уведомлял покупателя об особенностях товара, это позволит продавцу защитить свою позицию в суде.