Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Необходимо провести регистрацию ипотеки

С 1 января 2013 года в Украине была введена новая процедура регистрации прав на недвижимое имущество посредством вступления в силу новой редакции Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». Обязательной государственной регистрации подлежат вещные права и отягощения на недвижимое имущество, в частности права собственности на недвижимость и обременения таких прав. При этом государственной регистрации подлежит не только право собственности, но и другие вещные права на недвижимость, как например, право хозяйственного ведения, право пользования, право доверительной собственности и, конечно же, ипотека.

Особое внимание хотелось бы уделить порядку регистрации именно ипотеки, поскольку на сегодняшний день последняя является наиболее распространенным и наиболее употребляемым способом обеспечения выполнения обязательства недвижимым имуществом, которое остается во владении и пользовании ипотекодателя. Вопросы обеспечения выполнения обязательств ипотекой не перестают терять своей актуальности, поскольку спектр нюансов ипотечных правоотношений достаточно широк, и ежедневно возникают сложности с передачей имущества в ипотеку, прекращением правоотношений по ипотечным договорам, а в связи со вступлением в силу новой редакции Закона, и с государственной регистрацией ипотеки.

Сегодня практически каждый знаком с такой процедурой: заключается кредитный договор с банковским учреждением, согласно условиям которого заемщик обязуется в срок и в полном объеме вернуть сумму кредита, а в обеспечение выполнения своих обязательств заключает с банком еще один договор – договор ипотеки, которым предоставляет банку в залог свое имущество. Кроме того, в ипотеку может также передаваться уже имеющаяся у заемщика недвижимость в качестве залога для обеспечения выполнения обязательств по кредиту.

Заключение ипотечного договора

Шагом, предшествующим регистрации, является, естественно, заключение самого договора ипотеки. Ипотечный договор, условия которого предполагают передачу недвижимости в ипотеку, позиционируется как один из основных документов, свидетельствующий о возникновении права ипотеки, а соответственно, являющийся и одним из основных документов, необходимых для госрегистрации ипотеки.

Учитывая тот факт, что ипотека предполагает залог недвижимого имущества, которое хоть и остается в собственности заемщика, но подвергается риску быть переданным кредитору в качестве предмета удовлетворения права требования, в случае невыполнения заемщиком обязательств, заемщик несет большие финансовые риски. Исходя из этого, каждый заемщик должен тщательно подходить к и заключению ипотечного договора и ко всем сопровождающим его процедурам. К слову, основными процедурами, гарантирующими финансовую безопасность заемщика, являются страхование предмета ипотеки от рисков случайного уничтожения, случайного повреждения или порчи и, конечно же, государственная регистрация ипотеки.

Договор ипотеки должен быть заключен в письменной форме, с указанием предмета ипотеки, его оценочной стоимости, сути, размера и срока исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой, прав сторон и многого другого.

Необходимый пакет документов

Порядок проведения государственной регистрации прав определен статьей 15 Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». Согласно указанной норме Закона первым шагом на пути к регистрации прав на недвижимость, в том числе и к регистрации ипотеки, является принятие и проверка госрегистратором документов, предоставляемых для государственной регистрации прав и их отягощений, и регистрация заявления. Следовательно, для принятия документов регистратором необходимо собрать полный пакет, требуемый для принятия положительного решения.

К пакету документов, необходимых госрегистратору для регистрации ипотеки, Государственная регистрационная служба относит следующие:

– заявление о государственной регистрации прав и их отягощений;

– копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

– квитанция об оплате услуг за предоставление извлечения из Государственного реестра прав;

– квитанция об оплате госпошлины;

– ипотечный договор;

– при личной подаче заявления, заявитель представляет копию регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика;

Также регистрационной службой были обозначены дополнительные документы, которые могут потребоваться заявителю для регистрации ипотеки:

– в случае проведения регистрации обременения недвижимого имущества ипотекой на основании ипотечного договора, которым предусмотрена выдача закладной, заявитель, кроме основного пакета документов для регистрации ипотеки, подает закладную, на которой в случае проведения государственной регистрации обременения недвижимого имущества ипотекой государственный регистратор проставляет отметку.

– в случае проведения регистрации передачи закладной заявитель также подает закладную, на которой выполнен индоссамент ее владельцем.

– в случае проведения регистрации дубликата закладной заявитель также подает дубликат закладной, на которой государственный регистратор проставляет отметку.

– в случае проведения регистрации ипотеки на земельный участок заявитель также подает выписку из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

Подача заявления о госрегистрации

Регистрация прав на недвижимость осуществляется по заявочному принципу, а следовательно, решение о регистрации принимается на основании поданного лицом заявления о регистрации. Заявление о государственной регистрации подается по каждому объекту недвижимого имущества отдельно.

Госрегистратор, при рассмотрении заявления и документов, прилагаемых к нему, устанавливает соответствие заявленных прав и поданных документов требованиям законодательства, а также отсутствие противоречий между заявленными и зарегистрированными вещными правами на недвижимое имущество. В частности, госрегистратор проверяет полномочия заявителя, сведения о недвижимом имуществе, правах на недвижимое имущество, имеющиеся в Государственном реестре прав и представленных документах, наличие обременений прав на недвижимое имущество.

Извлечение из реестра

В день принятия решения о госрегистрации регистратор выдает или направляет заказным письмом с описью вложения заявителю извлечение из Государственного реестра прав вместе с документами, которые представлялись заявителем для проведения государственной регистрации, одним из способов, указанных в заявлении.