Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Обзор порядков производства по делу о банкротстве в соответствии с новым Законом о банкротстве

19 января 2013 года вступает в силу новая редакция Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом», который в некоторых положениях существенно изменяет существующий порядок процедуры банкротства субъектов хозяйствования. В данной статье мы рассмотрим основные нововведения, связанные с порядками банкротства по новой редакции Закона.

В соответствии с положениями ст. 10 Закона дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами по местонахождению предприятия-должника или по месту проживания должника – физического лица – предпринимателя, что является нововведением. В тоже время следует обратить внимание, что в данной части не внесены изменения в ст. 15 ХПК Украины.

Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. 7 Закона установлено 3 порядка производства по делу о банкротстве: общий, специальный и упрощенный. Общий порядок предусматривает применение процедуры распоряжения имуществом с дальнейшим переходом к процедурам санации, ликвидации или мирового соглашения. Специальный порядок предусматривает привлечение к участию в деле дополнительных участников, продление сроков санации, совпадение процедур распоряжения имуществом и санации. Упрощенный – применяется во время ликвидации банкрота без применения процедур распоряжения имуществом и санации.

В общем порядке производства дело о банкротстве возбуждается, если в течении трех месяцев должником не была погашена задолженность, подтвержденная судебными решениями и постановлениями об открытии исполнительного производства, которая совокупно составляет сумму, эквивалентную минимум 300 минимальных зарплат, что по состоянию на момент вступления Закона в силу составит 344100,00 грн.

Арбитражных управляющих будут назначать автоматически. Хозяйственный суд теперь самостоятельно указывает Ф. И. О. арбитражного управляющего из числа лиц, внесенных в соответствующий Единый реестр

Интересным нововведением, которое следует упомянуть в данном контексте, является «автоматическое» назначение арбитражного управляющего, руководящего процедурой банкротства. Так, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 12 новой редакции Закона принимая заявление о возбуждении дела о банкротстве, хозяйственный суд самостоятельно указывает Ф. И. О. арбитражного управляющего из числа лиц, внесенных в соответствующий Единый реестр. По сути, данная процедура будет аналогичной назначению судьи автоматизированной системой в соответствии с процессуальными кодексами.

Следует учесть, что в связи с изменением законодательства об адвокатуре у заинтересованных лиц теперь намного меньше шансов назначить «ручного» управляющего, который будет лоббировать чьи-то конкретные интересы в обход законных прав других кредиторов.

 

Существенной новеллой стали положения ст. 34 новой редакции Закона о замещении активов должника. Главной целью данной статьи стала задача сберечь «живое предприятие», продав его не по частям, а как целостный имущественный комплекс. Суть данного института состоит в том, что имущество должника отчуждается в уставной капитал нового субъекта хозяйствования, а сам должник взамен приобретает корпоративные права в таком субъекте хозяйствования. При этом размер уставного капитала новообразованного хозяйственного общества определяется как разница между стоимостью имущественных активов и стоимостью долгов по требованиям конкурсных кредиторов. В то же время, если суммы, вырученной в результате замещения активов и их продажи, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, управляющий санацией предлагает кредиторам заключить мировое соглашение. В случае если мировое соглашение не заключено, хозяйственный суд признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру.

Новый механизм досудебной санации намного эффективнее действовавшего ранее

Законодатель также уделил пристальное внимание досудебной санации в целом, постаравшись переделать ее в эффективный и действенный механизм. Согласно новой редакции Закона:

• при наличии соглашения должника с кредиторами, объем требований которых превышает 50% кредиторской задолженности должника, но в любом случае при согласии всех обеспеченных кредиторов допускается с согласия хозяйственного суда осуществлять санацию должника без возбуждения производства по делу о банкротстве;

• возможность проведения досудебной санации может быть предусмотрена хозяйственными договорами;

• существует возможность введения моратория на срок до 12 месяцев в случае утверждения хозяйственным судом плана санации. Условия такого плана санации являются обязательными для всех кредиторов должника, даже тех, которые его не одобрили. В период действия такого моратория дело о банкротстве в течение срока моратория не может быть возбуждено.

Положение о порядке проведения санации до возбуждения производства по делу о банкротства, в соответствии с ч. 10 ст. 6 новой редакции Закона, утверждается Высшим хозяйственным судом Украины.

В дополнение к отдельному разделу Закона, посвященному арбитражным управляющим, также отдельный раздел посвящен и порядку проведения аукционов. Прогрессивным нововведением в данном ключе, с нашей точки зрения, является внедрение института электронных торгов. Информация о готовящемся аукционе должна будет публиковаться сразу на нескольких сайтах. При этом если предметом аукциона будет недвижимое имущество, то право собственности на него будет оформляться нотариусом путем выдачи свидетельства о приобретении недвижимого имущества на аукционе. Так, к примеру, у победителя аукциона не возникнут сложности, связанные с необходимостью личного присутствия должника или с отсутствием оригиналов правоустанавливающих документов. Также шагом вперед станет норма, ликвидирующая необходимость публиковать информацию в «Урядовом Курьере» и «Голосе Украины»: с 19 января 2014 года все объявления в делах о банкротстве будут публиковаться на сайте ВХСУ. Единственным минусом данного положения является низкая функциональность и неудобный интерфейс данного сайта, но мы надеемся, что такие недостатки будут устранены еще в 2013 году.

Специальный порядок производства по делу о банкротстве упоминается, в частности, в разделе VII новой редакции Закона.

Данный порядок применяется относительно:

• субъектов предпринимательской деятельности, имеющих общественную или другую ценность;

• градообразующих предприятий;

• субъектов, ведущих особо опасную хозяйственную деятельность;

• сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств;

• страховых компаний;

• профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов общего инвестирования;

• эмитентов или управителей ипотечных сертификатов;

• управителей фонда финансирования строительства или фонда операций с недвижимостью;

• физических лиц – предпринимателей.

Остановимся на особенностях специального порядка производства о банкротстве физического лица – предпринимателя (в старой редакции – гражданин-предприниматель). Общие положения о банкротстве физического лица – предпринимателя урегулированы положениями ст. 90 новой редакции. Следует отметить, что каких-либо существенных изменений они не претерпели.

Как и ранее, основанием для признания физического лица – предпринимателя банкротом является заявление о возбуждении дела о банкротстве, поданное его кредиторами или самим должником в связи с его неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или выполнить обязательства по уплате обязательных платежей (налоги, отчисления в пенсионный фонд и т. п.).

Незначительным нововведением в данной части является увеличение предельной стоимости неликвидного имущества, которое может быть исключено судом из ликвидационной массы. Согласно новому Закону такая стоимость составляет 6500 гривен (напомним, что в старой редакции предельная сумма составляла 2000 гривен). Как и прежде, определение об исключении имущества из ликвидационной массы может быть обжаловано.

В отличие от старой редакции, средства от продажи имущества банкрота зачисляются, а расчеты с кредиторами банкрота осуществляются не с депозитного счета нотариуса, а со специального банковского счета, открытого ликвидатором

Также следует отметить, что в новой редакции Закона суд в постановлении о признании физического лица – предпринимателя банкротом и открытия ликвидационной процедуры назначает ликвидатора банкрота в порядке, установленном данным Законом для назначения распорядителя имущества. При этом процедура распоряжения имуществом вводиться на срок 115 дней, но может быть продлена судом на срок не более 2 месяца. В свою очередь, в старой редакции хозяйственный суд назначал ликвидатора для управления недвижимым и ценным движимым имуществом должника.

В отличие от старой редакции, средства от продажи имущества банкрота зачисляются, а расчеты с кредиторами банкрота осуществляются не с депозитного счета нотариуса, а со специального банковского счета, открытого ликвидатором.

Отдельно следует напомнить, что с момента вынесения хозяйственным судом решения о признании физического лица – предпринимателя банкротом и об открытии ликвидационной процедуры автоматически аннулируется государственная регистрация его предпринимательской деятельности, а также все выданные ему лицензии.

Серьезным изменениям подверглись особенности удовлетворения требований кредиторов физического лица – предпринимателя, признанного банкротом, что прежде всего касается сокращения количества очередей требований кредиторов, сократившихся до трех.

В соответствии с новой редакцией Закона требования кредиторов удовлетворяются в такой очередности:

1. в первую очередь удовлетворяются:

• требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества физического лица – предпринимателя;

• требования граждан, перед которыми физическое лицо – предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью граждан, путем капитализации соответствующих периодических платежей, в том числе в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, за граждан, застрахованных в этом Фонде в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

• требования относительно взыскания алиментов;

• требования относительно выплаты выходного пособия и оплаты труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), и относительно выплаты авторского вознаграждения;

• требования, возникшие из обязательств относительно уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное и другое социальное страхование;

2. во вторую очередь удовлетворяются требования относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей);

3. в третью очередь проводятся расчеты с другими кредиторами.

Также нашло свое отображение регулирование последствий неправомерного банкротства. В случае последующего привлечения должника к уголовной или административной ответственности за правонарушения по делу о банкротстве он не освобождается от финансовой ответственности за непогашенные в процедуре банкротства обязательства. Кроме того, хозяйственный суд по ходатайству кого-либо из участников по делу о банкротстве, арбитражного управляющего или по собственной инициативе может не допустить освобождения физического лица – предпринимателя от обязательств, если должник:

• уклонялся от выполнения обязательств относительно погашения долгов;

• совершил действия относительно укрывательства имущества;

• не предоставлял необходимую информацию или предоставлял недостоверную информацию хозяйственному суду, рассматривающему дело о банкротстве.

Но, пожалуй, самые существенные нововведения отображены в положениях ч. 8 ст. 92 новой редакции Закона. В случае если физическое лицо – предприниматель, признанное банкротом, не погасил кредиторам всю задолженность, такое физическое лицо в течение трех лет после признания банкротом не может быть зарегистрировано как физическое лицо – предприниматель, приобретать имущество или денежные средства в кредит, заключать договоры поручительства, передавать имущество в залог.

В то же время новой редакцией Закона предусмотрен и упрощенный порядок процедуры производства по делу о банкротстве.

Как уже упоминалось выше, согласно ст. 7 Закона о банкротстве упрощенный порядок применяется при ликвидации банкрота без применения процедур распоряжения имуществом и санации. Особенности данного порядка определены положениями ст. 95 новой редакции Закона (особенности применения процедуры банкротства к должнику, ликвидирующемуся собственником).

Указанная статья гласит, что если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В случае выявления указанных обстоятельств ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве такого юридического лица.

Обязательным условием обращения в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве, в соответствии со ст. 95 новой редакции Закона, является соблюдение должником порядка ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством Украины. В случае если дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника, поданному до образования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Упрощенный порядок производства по делу о банкротстве имеет следующие особенности:

• банкротство исключительно юридического лица;

• невозможность удовлетворить требования кредиторов имеющимся имуществом;

• наличие ликвидационной процедуры по решению собственника юридического лица с назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии);

• задолженность в размере трехсот минимальных размеров заработных плат не является обязательным условием для возбуждения дела о банкротстве;

• не имеет значения характер требований, т. е. не обязательно, чтобы они были бесспорными, а именно подтверждены судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, согласно которому в соответствии с законодательством осуществляется списание средств со счетов должника;

• неудовлетворение должником требований кредиторов в течение трех месяцев после установленного для их погашения срока не является обязательным условием возбуждения производства по делу о банкротстве;

• отсутствует процедура распоряжения имуществом должника;

• отсутствует процедура санации должника;

• обязанности ликвидатора могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия у него статуса арбитражного управляющего.

Также одним из главных преимуществ упрощенного порядка производства по делу о банкротстве является быстрота признания должника банкротом. Согласно ч. 2 ст. 95 Закона о банкротстве решение вопроса о признании должника банкротом осуществляется на судебном заседании, которое проводится не позднее четырнадцати дней после возбуждения производства по делу в общем порядке, определенном настоящим Законом.

Помимо указанного, напоследок хотелось бы упомянуть еще некоторые ощутимые новеллы. Стоит отметить, что новая редакция Закона не содержит положений о банкротстве отсутствующего должника, например, по заявлению органов налоговой службы в связи с длительной неподачей налоговой отчетности. Вместе с тем неясно, что хозяйственным судам делать с такими заявлениями, поданными до вступления в силу новой редакции Закона. Кроме того, в соответствии с новой редакцией Закона все имущественные споры с участием должника будут рассматриваться в процедуре банкротства, в том числе и конкурсных кредиторов. Нововведением является также и то, что теперь основанием для обязательного приостановления исполнительного производства в отношении должника является не только определение суда об открытии производства по делу о банкротстве, но и определение об утверждении плана санации должника при досудебной санации.

ВЫВОД:

Исходя из изложенного, следует отметить, что новая редакция Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом» имеет более «современный вид», отвечающий нынешним экономическим реалиям. Многие нормы направлены на разрешение наибольшей проблемы в процедуре банкротства в Украине – затянутость во времени. Кроме того, с нашей точки зрения, введение жестких ограничений к банкротам – физическим лицам и право кредиторов продолжать взыскание в случае фиктивного банкротства даже после завершения всех процедур является ощутимым плюсом для украинского бизнеса. В то же время говорить с уверенностью о конкретных положительных или отрицательных изменениях, привнесенных новой редакцией данного Закона, можно будет лишь спустя полгода, когда установится практика ее применения.