Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Плюсы и минусы измененного Закона Украины о банкротстве

19 января 2013 вступает в силу новая редакция Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». О позитивные и негативные последствия таких изменений уже начались оживленные дискуссии по применению таких изменений на практике.

Стоит отметить, что данный Закон уже давно требовал перемен и совершенствования, которые будут в большей степени приспособлены к современным условиям и смогут упростить и сократить длительный процесс восстановления платежеспособности должника или процесс признания такого должника банкротом.

Новая редакция Закона значительно отличается от действующей редакции, которая тоже имеет как свои плюсы, так и минусы.

В Законе отсутствуют четкие критерии, по которым хозяйственный суд будет определять, какой же порядок производства выбрать для должника

В первую очередь, обратим внимание, что новая редакция Закона, в отличие от действующей, предусматривает изменения в порядке производства по делу о банкротстве. По новому Закону хозяйственный суд будет применять общий, специальный или упрощенный порядок производства по делу о банкротстве, который будет зависеть от ряда факторов, в частности от категории должника, его вида и наличия у него имущества. Изменения в этой части Закона предусматривают индивидуальный подход к каждой категории должника, что является правильным, поскольку применение того или иного порядка производства смогут в значительной степени сократить процесс рассмотрения дел о банкротстве ( применив упрощенный порядок производства по делу о банкротстве, ликвидация банкрота сможет обойтись без применения процедур распоряжения имуществом и санации). Однако в этой части изменений есть и свой ??недостаток: в Законе отсутствуют четкие критерии, по которым хозяйственный суд будет определять, какой же порядок производства выбрать.

Информацию о возбуждении производства по делу о банкротстве будут обнародовать на официальном сайте Высшего хозяйственного суда Украины

Одной из положительных новаций новой редакции Закона является обнародование объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве на официальном веб - сайте Высшего хозяйственного суда Украины в сети Интернет с целью выявления всех кредиторов и лиц, изъявивших желание принять участие в санации должника. Но недостатком в данной ситуации является отсутствие четко предусмотренного срока, в течение которого должно быть опубликовано объявление на сайте ВХСУ, а также не определено, кто должен подавать такое объявление: суд, должник или кредитор ?

 

Согласно новой редакции закона предусматривается введение понятия «санация должника до возбуждения производства по делу о банкротстве». Действующая редакция Закона предусматривает только понятие «досудебная санация» без конкретизации действий и сроков такой стадии процесса. Преимуществом нововведенной процедуры является то, что к должнику будут применены определенный ряд процедур по восстановлению его платежеспособности к нарушению судом производства по делу о банкротстве.

Такую процедуру вправе инициировать как должник, так и кредитор. Согласие между должником и кредитором на проведение такой процедуры может быть достигнута до и после возникновения задолженности должника или может быть предусмотрена сделкой, на основании которого возникло денежное обязательство должника. Процедуры, которые будут применяться к должнику для восстановления его платежеспособности к нарушению судом производства по делу о банкротстве, должны быть четко прописаны в плане санации, который должен быть одобрен кредиторами и судом ( суд должен вынести решение об утверждении плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве).

Инициаторами процедуры санации должника до возбуждения судом производства по делу о банкротстве является сам должник и кредитор

Преимуществом такого нововведения является то, что инициаторами процедуры санации должника до возбуждения судом производства по делу о банкротстве является сам должник или кредитор, желающих реального восстановления затруднительного положения должника и тем самым удержать его на плаву, а не наоборот помочь ему утонуть.

Наряду с этим, существенное отличие действующей редакции Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от новой усматривается и в том, что конкурсные кредиторы, просрочили срок подачи в хозяйственный суд письменного заявления с требованиями к должнику, теперь смогут заявить требования и после окончания срока, установленного для их представления. В таком случае требования кредиторов будут погашаться в шестую очередь в ликвидационной процедуре, то есть в последнюю очередь. Такое нововведение считается положительным, поскольку сейчас Законом предусмотрено, что требования конкурсных кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного для их представления, или не заявленные вообще, - не рассматриваются и считаются погашенными. А установленный тридцатидневный срок для заявления требований к должнику является предельным и не подлежит восстановлению.

Учитывая такие изменения, кредиторы, с любой причине пропустили установленный срок для заявления требований к должнику, иметь небольшой, но все же шанс для удовлетворения своих требований.

Новая редакция Закона определяет новые сроки судебных процедур должника

Рассмотрим также и сроки судебных процедур, которые отличаются от действующей редакции. Что касается срока проведения процедуры распоряжения имуществом должника, то по новой редакции срок проведения такой процедуры сокращен почти вдвое: с 6 месяцев до 115 календарных дней, но с возможностью продления этого срока не более чем на 2 месяца.

Процедура санации должника сокращается на срок до 6 месяцев, но может быть продлен на срок не более чем на двенадцать месяцев.

Что касается сроков ликвидационной процедуры, то по новой редакции Закона они остались неизменны.

Между тем следует помнить, что собрание кредиторов на стадии внешнего управления должника обязаны принять одно из решений: об одобрении плана санации и введения процедуры санации должника, об отклонении плана санации и введения процедуры санации должника с обязательством управляющего санацией подготовить план санации, о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры или о заключении мирового соглашения. В случае непринятия одного из таких решений хозяйственный суд в течение 5 дней после окончания процедуры распоряжения имуществом должника, при наличии признаков банкротства, принимает постановление о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В таком случае срок судебных процедур также сокращается, поскольку отсутствует процедура санации должника.

ВЫВОДЫ:

Конечно же, новая редакция Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» значительно отличается от редакции, действующей на данный момент. Новая редакция целый ряд положительных моментов, но наряду с этим требует и значительного совершенствования, поскольку ряд нововведений содержит также ряд недостатков, проявление которых может произойти только в практическом аспекте применения измененного Закона.

И нравятся такие нововведения кому-то или нет, но новая редакция Закона вскоре вступает в силу и всем, кто имеет отношение к такой категории дел, придется с ним работать.