Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Официальные разъяснения

Как следует из письма Минфина от 13.11.2012 г. № 31-08140-3-8/7532, с 1 июля 2012 года обособленные подразделения для целей раздела IV НК определяются с учетом норм ст. 64 ХК, а не согласно ст. 1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей». Соответствующие изменения в п. 14.1.30 НК были внесены Законом от 24.05.2012 года № 4834-VI. Поэтому соблюдение условия относительно внесения юридическим лицом в ЕГР информации о таких подразделениях не требуется. Эти изменения призваны окончательно урегулировать вопросы уплаты НДФЛ по месту осуществления фактической деятельности производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков и прочее), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления юридического лица, которые расположены на другой территории, чем такое юридическое лицо, и не уполномочены ею насчитывать (уплачивать) этот налог.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 01.03.2013 г. № 1232/А/15-3114, под термином «издание (книга) отечественного производства» следует понимать периодические издания печатных СМИ, книги, ученические тетради, учебники и учебные пособия, изготовленные в Украине предприятиями, учредителями которых выступают украинское(ие) юридическое(ие) и/или физическое(ие) лицо(а). Основанием для такого вывода послужили положения п. 2.2 Положения о государственной регистрации печатных средств массовой информации в Украине, согласно которому статус отечественного издания имеет печатное СМИ, у которого учредителем выступают украинское(ие) юридическое(ие) и/или физическое(ие) лицо(а). Напомним, что согласно пп. 197.1.25 и п. 197.1 НК операции по поставке периодических изданий печатных СМИ и книг (кроме изданий эротического характера), ученических тетрадей, учебников и учебных пособий освобождаются от обложения НДС, если данные товары отечественного производства.

Минюст в письме от 22.02.2013 г. № А-2098/8.2 привел разъяснения относительно представлении информации по запросу органа государственной налоговой службы. В рамках этого разъяснения им были процитированы нормы п. 73.3 НК, а также обращено внимание на то, что Порядок периодического представления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу утвержден постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245.

Фонд гарантирования вкладов физических лиц в письме от 02.04.2013 г. № 20-2414/13 разъяснил некоторые вопросы, связанные с информированием вкладчиков о системе гарантирования вкладов физических лиц. В частности, он пришел к выводу, что в случае замены свидетельства участника Фонда новым свидетельством предыдущее свидетельство является недействительным. Поэтому размещение свидетельства старого образца являются представлением недостоверной информации вкладчикам об участии банка в Фонде. Недостоверной информацией также являются: размещение недействительных реквизитов Фонда; размещение справки о системе гарантирования вкладов физических лиц в редакции без изменений; размещение информации о сумме гарантирования, которая не отвечает действительной сумме, включая проценты; размещение Закона «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» в редакции без изменений; размещение двух и больше версий действующего НПА без указания актуальности его редакции. Если банком размещается информация не непосредственно на собственной интернет-странице, а путем гиперссылки (перехода на другой сайт или другую часть веб-страницы), то данная ссылка должна быть активной и доступной для пересмотра. При этом название ссылки на НПА должно отвечать актуальному названию действующего НПА. В случае невозможности пересмотреть размещенную таким образом информацию ее размещения принимается как такое, что отсутствует.

 

Гостаможслужба в письме от 29.03.2013 г. № 12/1-12.1/1258-ЕП разъяснила порядок осуществления таможенных формальностей относительно оборудования, используемого для технического обеспечения перегрузки нефтепродуктов или других товаров на якорных стоянках. При осуществлении таких формальностей она рекомендовала руководствоваться ч. 4 ст. 189 и пп. «б» п. 48 ст. 4 ТК. Согласно первой норме специальное оборудование, предназначенное для нагрузки, выгрузки, защиты и хранения груза, которое перемещается вместе с транспортным средством коммерческого назначения через таможенную границу Украины, подлежит пропуску в том же порядке, что и транспортное средство, при условии использования такого оборудования по назначению и обратного вывоза (ввоза) вместе с этим транспортным средством. Согласно второй – товары, необходимые для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств по пути следования и в пунктах промежуточных стоянок или остановок, кроме запасных частей и оборудования, которое находится в транспортных средствах на момент прибытия на таможенную территорию Украины или доставляются на них при пребывании на этой территории, относятся к понятию «припасы». Вопросы таможенных формальностей относительно припасов урегулированы положениями главы 34 ТК и Порядком таможенного оформления и контроля за перемещением припасов.

Как следует из письма Минсоцполитики от 01.03.2013 г. № 191/13/84-13, базовый должностной оклад работника первого тарифного разряда Единой тарифной сетки остается в размере, который был в декабре 2012 года, – 839 гривен. Работникам 1 – 2 тарифных разрядов должностные оклады (тарифные ставки) в штатном расписании устанавливаются на уровне минимальной заработной платы (с 01.01.2013 – 1147 гривен). По иным тарифными разрядами Единой тарифной сетки (с 3 по 25) должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются в размерах, действовавших по состоянию на 01.12.2012 года. Увеличение размера должностного оклада работника первого тарифного разряда ЕТС до уровня минимальной заработной платы потребует дополнительных расходов из государственного бюджета в сумме свыше 39 млрд. гривен. Реальные источники покрытия таких расходов отсутствуют.

Как следует из письма Минсоцполитики от 02.01.2013 г. № 2/13/116-13, для получения дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с обучением работнику-студенту необходимо предоставить работодателю справку-вызов учебного заведения на сессию и написать заявление о предоставлении такого отпуска. Указанная справка-вызов учебного заведения будет для работодателя подтверждением того, что работник-студент успешно учится (то есть за ним нет академзадолженности), и длительности пребывания его в учебном отпуске. Требования администрации предприятия относительно получения от учебного заведения по завершению сессии справок об отсутствии за работником-студентом академзадолженности или возвращении на предприятие второй отрезной части справки-вызова являются неправомерными. Начисление заработной платы за время отпуска в связи с учебой осуществляется согласно приказу работодателя о предоставлении отпуска. Выплата этих отпускных осуществляется не позже чем за три дня до начала отпуска.

Минсоцполитики в письме от 28.02.2013 г. № 292/021/106-13 обратило внимание на то, что требования относительно возраста, уровня образования, состояния здоровья работника могут устанавливаться законодательством Украины. К примеру, такие ограничения установлены ст. 24 КЗоТ, ст. 12 Закона «О государственной службе» и другими законодательными актами.

Также в этом письме был разъяснен порядок оплаты проезда к месту нахождения учебного заведения в размере 50 % стоимости проезда согласно ст. 219 КЗоТ в случае, если работник во время сессии в вузе, который находится в другом населенном пункте, заболел, в связи с чем вернулся через неделю после окончания учебного отпуска и предоставил работодателю подтверждающий временную неработоспособность документ. По мнению Минсоцполитики, в этом случае проезд к месту нахождения учебного заведения и назад ему должен быть оплачен в размере 50 % стоимости проезда. Оплата проезда осуществляется согласно правилам оплаты проезда при командировках.

Как следует из письма Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (далее – НКРКУ), от 31.01.2013 г., договор купли-продажи тепловой энергии между потребителем и теплопоснабжающей организацией заключается не с помещением или его частью, а с потребителем (физическим или юридическим лицом) соответствующей категории (бюджетные учреждения, другие потребители). Такой вывод основан на положениях п. 4 Правил пользования тепловой энергией. Правила расчета за потребленную теплоэнергию определены в п. 23 этих Правил.

По мнению НКРКУ, изложенному в письме от 31.01.2013 г., сотрудничество между ОСМД (ЖСК) и предприятиями-лицензиатами возможно при условии ведения данными предприятиями другого вида деятельности, кроме лицензированного, которым является централизованная поставка холодной и горячей воды, водоотвод и централизованное отопление. Предприятия, определенные исполнителями соответствующих услуг, не должны отказывать ОСМД (ЖСК) в заключении договоров по централизованной поставке холодной и горячей воды, водоотвода и централизованного отопления. При этом предоставление предприятиями-лицензиатами ОСМД (ЖСК) услуг по централизованной поставке холодной и горячей воды, водоотвода и отопления не должно приводить к перекрестному субсидированию. При заключении договоров с потребителями по нелицензированным видам деятельности должно быть обязательно обсуждено и обеспечено стопроцентное возмещение расходов предприятий из такой деятельности.

Как следует из письма НКРКУ от 31.12.2012 г., согласно п. 2 ст. 19 Закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» до окончания процесса формирования НКРКУ функции государственного регулирования в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода осуществляет НКРЭ. Именно она выдает лицензии и устанавливает тарифы для субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность на смежных рынках в объемах, которые превышают уровень, установленный п. 1.4 Лицензионных условий по производству теплоэнергии и п. 1.4 Лицензионных условий хоздеятельности по централизованному водоснабжению и водоотводу.

Как следует из письма НКРКУ от 31.12.2012 г., она устанавливает тарифы для своих лицензиатов (производителей). Органы местного самоуправления устанавливают тарифы для предприятий, которые не подпадают под регулирование НКРКУ, а также тарифы на услуги по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотвода, которые предоставляют исполнители услуг для конечных потребителей.

В этом же письме НКРКУ разъяснила порядок формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и порядок определения их качества. До 18.08.2011 года тарифы на услуги по теплоснабжению устанавливались и корректировались согласно постановлению КМУ от 10.07.2006 г. № 955, а на услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу – согласно постановлению КМУ от 12.07.2006 г. № 959. Сейчас же расчет тарифов на эти услуги осуществляется согласно постановлению КМУ от 01.06.2011 г. № 869. В ответ же на вопрос относительно качества жилищно-коммунальных услуг НКРКУ процитировала положения ст. 1, 7, 20 и 18 Закона «О жилищно-коммунальных услугах».

По мнению НКРКУ, изложенному в письме от 31.01.2013 г., в качестве схемы трубопроводов, нанесенной на географическую карту местности, как исключение, можно использовать схему трубопроводов, нанесенную на план местности или на фотографический снимок из сети Интернет с указанием необходимых объектов. Это связано с тем, что для многих сельских населенных пунктов большинства областей Украины географические карты не изготовлялись. Между тем согласно постановлению КМУ от 04.07.2001 г. № 756 схема трубопроводов, нанесенная на географическую карту местности, является необходимым документом для выдачи лицензий на право осуществления хозяйственной деятельности по транспортировки тепловой энергии магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями. На этой схеме должен быть отображен участок земной поверхности в определенном масштабе с расположением объектов, изображенных условными знаками, на которых лицензиат осуществляет определенный вид хозяйственной деятельности, и схематическое нанесение трубопроводов, которыми теплоноситель переносит тепло от источника к потребителям и возвращается обратно к источнику.

По мнению НКРКУ, изложенному в письме от 31.01.2013 г., проживание в общежитии не является составляющей образовательных услуг. Ведь оно не является обязательным для всех студентов вуза, в котором они учатся. К тому же в общежитие могут быть поселены и другие лица, кроме студентов. Поэтому даже отсутствие заключенных договоров между жителями общежитий и администрацией учебного заведения, на балансе которого находится общежитие, не опровергает того обстоятельства, что между ними существуют правоотношения с четкими правами и обязанностями как относительно условий и порядка проживания в общежитии, так и относительно оплаты такого проживания. Это свидетельствует о том, что граждане, проживающие в общежитиях, приравниваются к населению, проживающему в многоквартирных домах. Все жители, зарегистрированные в общежитиях, относятся к категории потребителей «населения». В том числе граждане, которые пользуются жилой площадью в помещениях, которые находятся в общем пользовании нескольких лиц, которые не находятся в семейных отношениях, и граждане, проживающие в помещениях, которые находятся в их обособленном пользовании.

Как следует из письма НКРКУ от 31.12.2012 г., разный уровень тарифов на предприятиях в сфере централизованного водоснабжения зависит от многих факторов. А именно неравноудаленности от источников водоснабжения, объемов производства, видов топлива, получения воды из артезианских скважин или из открытых водоемов, разветвленности коммуникаций, состояния основных фондов и других показателей, которые влияют на фактический размер расходов предприятий в отмеченной сфере и размер тарифов на эти услуги. Также в этом письме было рассказано о полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг, об установлении органами местного самоуправления тарифов на услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды, относительно переоборудования системы теплоснабжения. Относительно вопроса о разнице в тарифах на квартирную плату в разных населенных пунктах посоветовали обращаться в Минрегион.

Как следует из письма НКРКУ от 31.01.2013 г., хозяйственная деятельность коммунального предприятия подпадает под государственное регулирование НКРКУ в случае, если суммарная численность населения в населенных пунктах, где им осуществляется хозяйственная деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу, превышает сорок тысяч лиц. Такой вывод основан на положениях п. 1.4 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению и водоотводу.

Как следует из письма НКРКУ от 31.01.2013 г., она уполномочена устанавливать тарифы на коммунальные услуги только тем субъектам естественных монополий и субъектам ведения хозяйства на смежных рынках, лицензирование деятельности которых ею осуществляется. Законом № 5400-VI не предусмотрено лицензирование деятельности по переработке бытовых отходов и захоронения бытовых отходов. Это, в свою очередь, делает невозможным установление НКРКУ тарифов на эти услуги. На сегодня тарифы на вывоз, переделывание и захоронение бытовых отходов формируются на основании Порядка формирования тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов.

Как следует из письма НКРКУ от 31.01.2013 г., установление лицензиатом приборов коммерческого учета за свой счет возможно только при условии, что это определено договором на поставку тепловой энергии; это определено инвестиционной программой, являющейся составной тарифа на теплоэнергию; при наличии других источников финансирования. Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности из снабжения тепловой энергии не определяют, что приборы коммерческого учета устанавливаются исключительно лицензиатом и за его счет. Также в этом письме был сделан вывод о том, что иные основания для оставления заявления о выдаче лицензии, нежели те, что перечислены в ст. 10 Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», законодательством не предусмотрены.

Как следует из письма НКРКУ от 31.01.2013 г., установление тарифов для конечных потребителей на услуги, направленные на удовлетворение потребности физического или юридического лица в обеспечении холодной и горячей водой, водоотводом, отоплением относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из письма НКРКУ от 31.01.2013 г., к ее полномочиям не принадлежит лицензирование хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии на теплоелектроцентралях. Но если субъект хозяйствования осуществлял (намеревается осуществлять) хозяйственную деятельность по транспортировке, снабжению тепловой энергии в объемах, которые превышают 18 тысяч Гкал на год, то лицензирование таких видов деятельности и установления соответствующих тарифов осуществляется НКРКУ. Такие выводы основаны на положениях ст. 6 Закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» и Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по поставке тепловой энергии и по транспортировке тепловой энергии магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями.

Как следует из письма НКРКУ от 31.01.2013 г., осуществление хоздеятельности по транспортировке теплоэнергии магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями и хоздеятельности по поставке тепловой энергии и определения объемов соответствующей деятельности является возможным у лицензиата договоров (или предварительных договоров) купли-продажи тепловой энергии с теплогенерующей организацией, договоров (или предварительных договоров) на транспортировку тепловой энергии (в случае если лицензиат не является теплотранспортирующей организацией) и договоров (или предварительных договоров) с потребителями на поставку тепловой энергии. Наличие договоров аренды, содержания (обслуживание) помещений для этих целей не годится.

В письме от 31.01.2013 г. НКРКУ разъяснила некоторые вопросы осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуги по централизованному снабжению горячей воды. В частности, в нем было прокомментировано определение тепловой энергии, данное в ст. 1 Закона «О теплоснабжении». Был сделан вывод, что согласно указанной норме определено, что тепловая энергия не используется для ее непосредственного потребления для физиологичных потребностей человека, а определяет перечень хозяйственных и технологических потребностей, где ее приложение возможно, а именно: для отопления, подогрева питьевой воды, других хозяйственных и технологических потребностей потребителей. Также было отмечено, что исключительный перечень видов хоздеятельности, подлежащих лицензированию, определены в ст. 9 Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»; отмечено, что законодательство не содержит определения такого вида коммунальных услуг, как «подогрев воды» и «вода для подогрева». Кроме того, обращено внимание, что постановлением Главного государственного санитарного врача от 19.07.2010 г. № 26 Госстандарт СССР ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством» был отменен, а вместо него действуют Государственные санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком».