Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Обзор писем Государственной регистрационной службы

В связи со вступлением в силу новой редакции Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» – 1 января 2013 года стало знаковой датой для сферы регистрации прав на недвижимость, ведь именно с нового года заработала новая система регистрации прав на недвижимое имущество. Сам законодатель рекламирует новую процедуру как огромный шаг к упрощению регистрации, обращая наше внимание на существенное сокращение срока регистрации прав (14 дней со дня поступления заявления о регистрации) и внедрение единого государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. Что касается лиц, которым предстоит пройти обновленную процедуру оформления прав на недвижимость, то для них многое в новом «упрощенном» механизме остается непонятным.

Государственная регистрационная служба учла тот факт, что ни один новосформированный механизм не сможет функционировать налажено без практических наработок и разъяснений, и в связи с этим издала цикл информационных писем.

Регистрация недвижимости с выдачей свидетельства о праве собственности

О нюансах регистрации права собственности на недвижимое имущество при необходимости выдачи соответствующего свидетельства Укргосреестр рассказал в письме № 404-06-15-13 от 09.01.2013.

Одним из случаев, когда необходимо обращаться к госрегистратору, является проведение регистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности. Случаи, для которых Законом предусмотрена необходимость проведения госрегистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, определены статьей 18.

 

В частности, свидетельство о праве собственности при проведении регистрации выдается физическим и юридическим лицам на вновь построенные, реконструированные объекты, на объекты, переведенные из жилых в нежилые и наоборот, на объекты, выведенные из состава недвижимого имущества, в случае внесения недвижимости в уставный фонд общества, в случае получения недвижимости вследствие ликвидации юрлица или выхода из состава участников общества. Также получение свидетельства необходимы членам жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого соответствующего кооператива, которые полностью внесли свои паевые взносы, реабилитированным гражданам, которым возвращена их недвижимость, и лицам в случае безвозмездной передачи им земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.

В соответствии со статьей 19 Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество – один из документов, на основании которого проводится государственная регистрация прав.

Как разъясняет Укргосреестр, в ситуации, когда необходимо провести госрегистрацию права на недвижимость с выдачей при этом свидетельства, лицо обращается к госрегистратору с заявлением о государственной регистрации. По результатам рассмотрения указанного заявления госрегистратор выдает заявителю свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, на основании которого и проводит государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество (п. 42 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений). Свидетельству, выданному госрегистратором по результатам рассмотрения заявления, присваивается индексный номер, а также фиксируется дата и время его формирования.

В то же время государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав и их отягощений на основании документов, определенных в статье 19 Закона, в том числе на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, которое оформляет по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, то есть перед принятием соответствующего решения.

Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество выдается по результатам рассмотрения заявления о госрегистрации, после чего на его основании и проводится сама процедура регистрации права собственности. Результатом рассмотрения заявления о госрегистрации становится не только выдача свидетельства, но и выдача выписки из Госреестра о зарегистрированном праве или его отягощении

Освобождение от уплаты госпошлины за регистрацию прав, возникших и зарегистрированных до 01.01.2013

В письме № 395-06-15-13 от 03.01.2013 Укргосреестр разъяснил, что физические и юридические лица освобождаются от уплаты госпошлины за проведение государственной регистрации прав, возникших и зарегистрированных уполномоченными субъектами, а также предприятиями бюро технической инвентаризации, органами земельных ресурсов, в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2013.

При этом регистрационная служба напомнила, кем проводилась регистрация прав до 1 января 2013 года.

Регистраторами БТИ проводилась регистрация права собственности и права пользования (сервитут) на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках; права пользования (найма, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями; права собственности на объекты незавершенного строительства, а также учет бесхозного недвижимого имущества и доверительное управление недвижимостью.

Территориальными органами земресурсов проводилась регистрация права собственности, права пользования (сервитут) земельными участками, права постоянного пользования земельными участками, договоров аренды земельных участков, права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд и права застройки земельного участка.

Нотариусами проводилась регистрация сделок, ипотек, сведений об отягощении недвижимого имущества.

Физические и юридические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при проведении госрегистрации прав, возникших и зарегистрированных до 1 января 2013 в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством

Выдача свидетельства о праве на наследство

В письме № 397-06-15-13 от 03.01.2013 регистрационная служба сообщила о порядке регистрации прав на недвижимость, которая входит в состав наследства.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме, право собственности наследника на недвижимость, которая входит в состав наследства и была зарегистрирована в установленном порядке как часть наследства, не требует регистрации. То есть в случае смерти владельца недвижимого имущества, регистрация прав на которое была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его возникновения, совершение такого нотариального действия, как выдача свидетельства о праве на наследство, производится без государственной регистрации таких прав за умершим владельцем в государственном реестре прав.

Вместе с тем при оформлении права собственности на наследство участие госрегистратора все же требуется. С 1 января 2013 года нотариусы являются специальными субъектами, на которых возлагаются функции госрегистратора прав на недвижимое имущество. В силу своих полномочий нотариусы вправе использовать сведения Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек, Государственного реестра обременений движимого имущества. К тому же при осуществлении такого нотариального действия, как выдача свидетельства о праве на наследство, нотариус не имеет доступа к данным реестров и, соответственно, не может получить необходимую ему информацию в отношении объекта недвижимого имущества.

Для получения информации относительно зарегистрированных прав и отягощений на объекты недвижимого имущества, входящие в состав наследства и права на которые зарегистрированы, нотариусу необходимо обратиться в орган государственной регистрации прав за получением информационной справки из Государственного реестра прав. Для лица, которому требуется свидетельство о праве на наследство, такой порядок действий сути дела не меняет, поскольку повторной регистрации недвижимости за умершим не требуется, а само свидетельство выдается нотариусом, который запрашивает требуемую информацию у госрегистратора.

Выдача свидетельства о праве на наследство осуществляется нотариусом и без государственной регистрации таких прав за умершим собственником в Государственном реестре прав

Регистрация прав на основании документов, по которым начался переход права собственности на недвижимость

В письме № 07-06-15-13 от 14.01.2013 Государственная регистрационная служба рассказала о порядке проведения регистрации прав на основании документов, по которым переход права собственности на недвижимость начался, но в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2013 года, не завершена процедура его оформления или регистрации.

Как было отмечено в письме, в период становления новой системы госрегистрации прав на недвижимость такая регистрация будет осуществляться на основании документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, выданных или оформленных до 1 января 2013 года.

Так, не исключена возможность возникновения ситуаций, когда после выдачи или оформления документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, на их основании не была проведена госрегистрация согласно требованиям законодательства, действовавшего на момент их возникновения, а на сегодня уже отсутствуют нормативное урегулирование таких процедур. При таких обстоятельствах, когда переход права собственности состоялся, а госрегистрация не проведена, государственная регистрация прав будет проводиться на основании документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество.

К документам, по которым переход права собственности был осуществлен, но процесс их регистрации не завершился, регистрационная служба относит:

– договор купли-продажи недвижимого имущества, который был нотариально удостоверен и госрегистрации которого проведена до 1 января 2013 года, при отсутствии регистрации права собственности на такое недвижимое имущество в Реестре прав собственности на недвижимое имущество;

– договор купли-продажи земельного участка государственной или коммунальной собственности, заключенный в соответствии со статьей 128 ЗК;

– свидетельство о праве на наследство, выданное до 1 января 2013 года, при отсутствии государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, входящее в состав наследства, в Реестре прав собственности на недвижимое имущество;

– госакт о праве собственности на земельный участок с отметкой нотариуса о переходе права собственности на земельный участок и гражданско-правовой договор или свидетельство о праве на наследство, на основании которых произошел такой переход до 1 января 2013 года;

– договор аренды земельного участка, заключенный в соответствии со статьей 14 Закона Украины «Об аренде земли».

В случаях, когда на основании оформления документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, не была проведена госрегистрация согласно требованиям законодательства, действовавшего на момент их возникновения, государственная регистрация прав будет проводиться на основании документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество

Регистрация права совместной собственности

Письмом № 23-06-15-13 от 22.01.2013 регистрационная служба разъяснила принцип регистрации права совместной собственности на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 355 ГК имущество, находящееся в собственности двух или более лиц, принадлежит им на праве общей собственности, при этом имущество может принадлежать лицам как на праве общей долевой, так и на праве общей совместной собственности.

Если же доля совладельца в общей собственности определена, то такой совладелец имеет право подать заявление как самостоятельно относительно своей доли, так и совместно с другими совладельцами относительно совместной собственности.

Когда совладелец подает заявление о регистрации относительно своей доли, регистрация проводится исключительно по соответствующей доли, а значит, и запись в Государственный реестр прав вносится относительно доли в праве общей долевой собственности. Когда заявление о регистрации подается по собственности в целом, такая государственная регистрация прав может быть проведена и по заявлению, поданному всеми совладельцами, то есть с заполнением приложения установленной формы, и по заявлению, поданному уполномоченным лицом таких совладельцев.

В результате рассмотрения заявлений как по доле в праве общей собственности, так и о совместной собственности в целом предоставляется один экземпляр выписки из Государственного реестра прав, а также один экземпляр свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество.

ВЫВОД:

При необходимости регистрации права собственности следует обратиться с соответствующим заявлением к госрегистратору. При этом заявление может быть подано как от всех совладельцев одновременно, так и от каждого из совладельцев отдельно. Исключением являются случаи проведения государственной регистрации права собственности с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, а также проведения государственной регистрации права общей совместной собственности.