Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Официальные разъяснения

Государственная регистрационная служба в письме от 22.01.2013 года № 23-06-15-13 разъяснила вопросы государственной регистрации права совместной собственности на недвижимое имущество. В частности, было отмечено следующее:

– законодательство в сфере государственной регистрации прав и программное обеспечение Государственного реестра прав позволяет получать заявления как от всех сособственников одновременно, так и от каждого из сособственников отдельно. Исключение составляют случаи проведения государственной регистрации права общей долевой собственности с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, а также проведение государственной регистрации права общей совместимой собственности;

– если доля сособственников в общей собственности определена, то такой сособственник имеет право подать как самостоятельно заявление о государственной регистрации прав относительно своей доли в праве общей собственности, так и сообща с другими сособственниками заявление о государственной регистрации прав относительно общей собственности;

 

– при подаче одним из сособственников заявления о регистрации прав относительно своей доли в праве общей собственности регистрация прав проводится исключительно относительно соответствующей доли. То есть запись в Государственный реестр прав вносится относительно доли в праве общей частичной собственности. При этом такая государственная регистрация прав может быть проведена и с открытием раздела Государственного реестра прав на объект недвижимого имущества, находящийся в общей собственности. В дальнейшем при проведении регистрации прав по заявлению других сособственников такого объекта недвижимого имущества новый раздел Государственного реестра прав не открывается, а к существующему разделу вносятся записи относительно других долей в праве общей частичной собственности;

– если заявление подается относительно общей собственности в целом, то такая государственная регистрация прав может быть проведена как по заявлению, поданному всеми сособственниками, так и по заявлению, поданному уполномоченным лицом таких сособственников (таким лицом может быть и один из сособственников);

– в результате рассмотрения заявлений о государственной регистрации прав как относительно доли в праве общей собственности, так и относительно общей собственности в целом, выдается один экземпляр извлечения из Государственного реестра прав и один экземпляр свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество. При этом справляется один платеж как относительно государственной пошлины, так и относительно предоставления извлечения;

– в случае подачи каждым из сособственников отдельного заявления относительно своей доли в праве общей собственности взимание государственной пошлины, а также платы за предоставление извлечения будет осуществляться каждым из таких сособственников объекта недвижимого имущества, который подает заявление.

Государственная регистрационная служба в письме от 22.01.2013 года № 22-06-15-13 рассказала о порядке предоставления информационной справки из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. Такая справка предоставляется на основании письменного запроса органов государственной власти и их должностных лиц, если запрос сделан в связи с осуществлением ими своих полномочий, определенных законом. Форма и требования к такому заявлению установлены приказом Минфина от 17.04.2012 года № 595/5. В случае подачи такого запроса лично, запрашиваемое лицо предъявляет органу государственной регистрации прав документ, удостоверяющий его личность (служебное удостоверение). В случае представления такого запроса путем его отправки органу государственной регистрации прав оформляется сопроводительное письмо на бланке установленной формы с указанием законных оснований для получения информации.

По мнению Минфина, изложенному в письме от 23.01.2013 года № 31-08410-07-16/2073, электронная таможенная декларация является первичным документом, фиксирующим хозяйственную операцию по принятию предприятием обязательства в сумме начисленных таможенных платежей при условии наличия обязательных реквизитов. Такой вывод основан на понятии таможенная декларации, которое дано в ТК, понятиях «первичный документ» и «хозяйственная операции», определенных в Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и в приказе Минфина от 24.05.95 года № 88.

Как следует из письма ГНСУ от 19.12.2012 года № 16779/10/06-038, налогоплательщики, представляющие налоговую отчетность в электронном виде, оригиналы таможенных деклараций подают отдельно в порядке, установленном для подачи налоговой отчетности в бумажном виде. Такой вывод был сделан на основании положений пп. 200.7 и 200.8 НК, регулирующих порядок подачи таможенных деклараций в электронной форме для целей бюджетного возмещения НДС, и п. 18 раздела III Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, согласно которому при наличии экспортных операций к налоговой декларации по НДС прилагаются оригиналы таможенных деклараций.

В письме от 31.12.2012 года № 8324/0/61-12/15-3115 ГНСУ подтвердила, что копия электронной таможенной декларации, распечатанной на бумаге и удостоверенной должностным лицом органа Гостаможслужбы, может быть признана документом, являющимся подтверждением сумм НДС, которые относятся в состав налогового кредита. Ведь согласно приказу Минфина от 30.05.2012 года № 651 по письменному обращению лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством, таможенный орган удостоверяет ксерокопии оформленных листов МД на бумажном носителе или копии оформленных электронных МД на бумаге. Но в случае подачи, согласно ст. ст. 259, 260 ТК, предварительной, временной или периодической таможенной декларации к налоговому периоду относятся суммы НДС только после подачи таможенному органу дополнительной декларации, содержащей точные сведения о задекларированных товарах.

Как следует из письма ГНСУ от 11.09.2012 года № 6/0/61-12/22-3315, согласно ч. 3 ст. 257 ТК таможенная декларация, оформленная на бумажном носителе и в виде электронных документов, имеют одинаковую юридическую силу. Порядок оформления электронной таможенной декларации предусмотрен п. 16 Положения о таможенных декларациях. Кроме того, согласно нынешней редакции п. 200.8 НК, в случае если таможенное оформление вывезенных товаров осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации, такая электронная декларация предоставляется органом Гостаможслужбы органу ГНС в порядке, утвержденном КМУ, в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи.

Как следует из письма Гостаможслубжы от 11.12.2012 года № 11.1/7-12.2/13840, нормативно-правовыми актами по вопросам государственного таможенного дела не установлено любых ограничений относительно представления таможенному органу электронной таможенной декларации. Согласно измененному п. 32 Положения о таможенных декларациях предусмотрено передачу с помощью информационно-телекоммуникационных систем Гостаможслужбой ГНСУ электронных таможенных деклараций, удостоверенных ЭЦП должностного лица таможенного органа, а также уведомлений о фактическом вывозе товаров, удостоверенных ЭЦП ответственного должностного лица Гостаможслужбы. Заверенное ЭЦП уведомление о фактическом вывозе товаров также отправляется декларанту или уполномоченному им лицу.

Гостаможслужба письмом от 29.01.2013 года № 12/2-12.1/359-ЕП внесла изменения в свое письмо от 09.01.2013 года № 12/2-12.1/123-ЕП, определяющее порядок осуществления документального контроля за соблюдением автомобильными перевозчиками законодательства Украины относительно международных автомобильных перевозок. В результате был изменен перечень документов, которые проверяются при осуществлении контроля автобуса, осуществляющего международные перевозки пассажиров, и порядок осуществления их контроля. Теперь перечень таких документов и порядок их проверки будет зависеть от того, осуществляются такие перевозки в регулярном или в нерегулярном сообщении. Также была отменена необходимость предоставления специального разрешения на перевозку весовых и крупногабаритных грузов в случае, если превышение по весу или габаритам не превышает 7 % от установленных законодательством ограничений, и введены дополнительные ограничения, касающиеся международных перевозок опасных грузов. Кроме того, была предоставлена информация о том, что вопрос пропуска через таможенную границу Украины автобуса, принадлежащего перевозчику-резиденту и осуществляющего нерегулярные перевозки пассажиров и на который у перевозчика отсутствует маршрутный лист или разрешение, которое необходимо для проезда территорией иностранного государства и территорией Украины, не принадлежит к компетенции таможенных органов Украины.

Как следует из письма Гостаможслужбы от 11.12.2012 года № 11.1/1.2-12/2/13909-ЕП, марки акцизного налога иностранных государств, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, должны помещаться в таможенный режим временного ввоза. Украинские марки акцизного налога, которые вывозятся за пределы таможенной территории Украины, должны помещаться в таможенный режим временного вывоза. Такой вывод был сделан на основании анализа норм ст. ст. 71, 74, 76, 82, 84 ТК. Кроме того, было отмечено, что временный ввоз марок акцизного налога иностранных государств должен осуществляться с условным частичным освобождением от налогообложения согласно ст. 106 ТК.

Как следует из письма ГНСУ от 25.12.2012 года, представительство нерезидента, не имеющее статуса юридического лица, может быть зарегистрировано в качестве плательщика НДС, а в случае соблюдения условия, предусмотренного пунктом 181.1 НК, подлежит обязательной регистрации как плательщик НДС. В случае если нерезидент осуществляет хозяйственную деятельность на территории Украины, не открывая постоянного представительства, операцией по поставке товаров таких нерезидентов может быть только ввоз товаров на таможенную территорию Украины покупателем таких товаров (резидентом), у которого возникает налоговое обязательство при представлении таможенной декларации для таможенного оформления таких товаров. В случае поставки услуг такими нерезидентами, если место поставки услуг находится на таможенной территории Украины, лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет, является получатель услуг. Также в указанном письме были рассмотрены особенности налогообложения операций по поставке услуг нерезидентами на таможенной территории Украины.

ГНСУ в письме от 28.01.2013 года № 1947/7/15-2117 разъяснила особенности администрирования сбора за специальное использование воды в 2013 году. В частности, было отмечено, что при вычислении налоговых обязательств по этому сбору за период с 01.01.2013 по 03.01.2013 года включительно плательщики сбора применяют ставки сбора, действовавшие в 2012 году, а начиная с 4 января 2013 года – новые ставки, установленные Законом № 5503. Это связано с тем, что положения Закона № 5503, которым ставки указанного сбора были повышены в среднем на 9,4 %, применяются с момента вступления их в силу, которое совпадает с датой его опубликования (4 января 2013 года). В связи с этим в декларациях по сбору за I квартал 2013 года ГНС рекомендовала отображать данные двумя отдельными строками, с соответствующим примечанием в этих строках: «с 01.01.2013 по 03.01.2013 включительно» и «с 04.01.2013 по 31.03.2013 включительно». Кроме того, было рекомендовано за I квартал 2013 года подавать две отчетные налоговые декларации по этому сбору: за период «с 01.01.2013 по 03.01.2013 включительно» и за период «с 04.01.2013 по 31.03.2013 включительно». При этом в заглавии налоговой декларации сбора, по которой осуществляется расчет по новой ставке, следует указывать «с 04.01.2013».

В письме от 28.12.2012 г. № 7786/0/51-12/15-3114 ГНСУ напомнила о том, что пунктом 2 Порядка заполнения налоговой накладной предусмотрено, что налоговая накладная заполняется на государственном языке. Отсутствие факта регистрации плательщиком налога – продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных и/или нарушение Порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период. Также было напомнено о том, что согласно Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 16.02.2012 года № 127, при получении нескольких авансовых платежей в течение одного дня от одного и того же покупателя за один и тот же товар в рамках одного и того же договора не будет считаться ошибкой, если поставщиком будет выписана одна налоговая накладная на общую сумму таких авансовых платежей.

Как следует из письма ГНСУ от 21.12.2012 года № 3531/0/141-12/Я/15-3116, согласно п. 2 Порядка заполнения налоговой накладной реквизиты заглавной части налоговой накладной выравниваются по правой границе поля. Данная норма была введена с целью урегулирования вопроса заполнения тех реквизитов, заполнение которых предусмотрено в полях с клетками, поскольку если количество знаков реквизита меньше количества клеток, отведенных для его заполнения, возникал вопрос порядка выравнивания знаков в таких полях. Указанное не касается заполнения полей даты выписки налоговой накладной и даты заключения договора (выписки счета-фактуры и т. п.), поскольку пунктами 3 и 4 Порядка заполнения налоговой накладной предусмотрена последовательность, в которой они заполняются.

Как следует из письма ГНСУ от 29.01.2013 года № 19/7/15-2217Є, плательщики единого налога – юридические лица подают налоговую отчетность за 2012 год по форме декларации, утвержденной приказом Минфина от 21.12.2011 года № 1688. Плательщики шестой группы отчитываются в органы ГНС за 2012 год также по форме декларации, утвержденной приказом Минфина от № 1688. В случае необходимости налогоплательщик может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнения к такой декларации, составленные в произвольной формой, которая считается неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с объяснением мотивов его представления.

Как следует из письма ГНСУ от 31.01.2013 года № 2427/7/22-1317/111, изменения, внесенные Законом № 5518, вступают в силу с 1 января 2014 года и 1 июля 2014 года. Они не изменяют до указанных сроков действующей сегодня нормы п. 7 ст. 3 Закона «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно обязательного предоставления отчетности об использовании РРО в органы ГНС по проводным и беспроводным каналам связи по технологии НБУ.

ГНСУ в письме от 28.01.2013 года № 1280/6/18-8515 уведомила, что в ее органах созданы условия для стимулирования перехода к электронной отчетности. В частности, функционирует аккредитованный центр сертификации ключей, который предоставляет бесплатное программное обеспечение и осуществляет выдачу бесплатных ключей электронной цифровой подписи, открыты центры по обслуживанию плательщиков налогов. Отчетность, направленная электронной почтой через Интернет с применением усиленных сертификатов ключей электронной цифровой подписи, не требует дублирования на бумажных носителях. В то же время ГНС в г. Киеве обращено внимание подчиненных ГНИ в районах г. Киева, в частности ГНИ в Шевченковском и ГНИ в Соломенском районах г. Киева, о недопущении возникновения ситуаций по принудительному привлечению налогоплательщиков к представлению налоговой отчетности средствами телекоммуникационной связи и сделан акцент на обязательном соблюдении требований НК и других НПА, регламентирующих порядок представления налоговой отчетности.

В письме от 04.02.2013 года № 29-113/1397-1298 НБУ пришел к выводу, что при покупке у физического лица остатка иностранной валюты меньше, чем номинальная стоимость минимальной банкноты, пребывающей в обороте, копирование документов, на основании которых осуществлена идентификация физического лица, не осуществляется. В других случаях при предъявлении паспорта гражданина Украины для выезда за границу или национального паспорта гражданина другого государства кассовый работник снимает ксерокопию первой страницы, при наличии отметки о постоянном местожительстве также и эту страницу. Указанные страницы удостоверяются отпечатком штампа кассы банка, финансового учреждения и вместе с квитанцией об осуществлении валютно-обменной операции подшиваются к документам дня банка, финансового учреждения. Оттиск штампа проставляется таким образом, чтобы его центральная часть размещалась на фотографии физического лица. В этом же письме были сделаны следующие выводы:

– при осуществлении валютно-обменных операций резидентность физического лица в квитанции не указывается;

– банк и финансовое учреждение могут дополнять квитанции необходимым количеством строчек для заполнения идентификационных данных физического лица, в том числе относительно местожительства (регистрации) и регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика физического лица;

– при осуществлении валютно-обменных операций на сумму, превышающую 50000 гривен, но не превышающую 150000 гривен, копия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика не снимается и в документах дня не хранится.

Как следует из письма Минфина от 01.01.2013 года № 31-08410-07-16/3187, толкование Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) Минфином не осуществляется, поскольку МСФО принимаются Советом по международным стандартам бухгалтерского учета. Порядок составления финансовой отчетности в период перехода на МСФО определяется МСФО 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности», которым будут руководствоваться предприятия, впервые применяющие МСФО, в частности при переоценке основных средств.

Минсоцполитики в письме от 12.11.2012 года № 435/10/136-12 разъяснило вопросы индексации зарплаты новопринятых работников. Если работник был принят на работу в сентябре 2012 года, то исчисления индекса потребительских цен осуществляется с сентября 2012 года. Но право на индексацию для новопринятых работников наступит, когда индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом, превысит порог индексации, установленный в размере 101 процентов. Для работников, которые переведены на другую работу на том же предприятии, а также переведены на работу на другое предприятие или в другую местность, и в связи с изменениями в организации производства и труде в случае продолжения такими работниками работы, сумма индексации сохраняется, если сумма увеличения зарплаты меньше, чем сумма индексации, которая должна насчитываться за соответствующий месяц. В случае когда сумма увеличения заработной платы больше, чем сумма индексации, которая должна насчитываться за соответствующий месяц, такой месяц считается базовым во время вычисления индекса потребительских цен для проведения индексации.

По мнению НКРЭ, изложенному в письме от 15.01.2013 года № 395/17/47-13, действующий механизм формирования и утверждения розничных цен на природный газ для населения, предусматривающий установление по четырем ценовым диапазонам дифференцированных уровней цен в зависимости от годовых объемов потребления газа, введен с целью усиления социальной защиты малообеспеченных слоев населения, потребляющего незначительные объемы природного газа (до 2500 куб. м на год). Установление блочных тарифов, как в энергетике, приведет к нарушению стоимостного баланса закупки и реализации природного газа субъекта, уполномоченного КМУ на формирование ресурса природного газа для населения, и уменьшению средней цены реализации природного газа. Соответственно, уменьшится размер капиталовложений в разведку и добычу природного газа, что, в свою очередь, приведет к падению объемов газа собственной добычи, используемого для потребностей населения. В результате чего состоится его замещение импортным природным газом, который является дороже газа собственной добычи, и существенно ухудшит материальное и финансовое состояние социально уязвимых категорий потребителей, поскольку его введение приведет к большой ценовой нагрузке на население.

В этом же письме НКРЭ уведомила о том, что согласно п. 7 Типового договора о предоставлении населению услуг по газоснабжению параметры качества газа должны соответствовать ГОСТ 5542-87 (в случае использования природного газа локальных источников – ТУ У 320.001.5864-033-2000), а в случае использования сжиженного газа – ГОСТ 20448-90. Газоснабжающее предприятие обязано предоставлять потребителям, в том числе, информацию относительно нормативных и фактических параметров качественных показателей газа и его давления в газовой сети. В случае нарушения газоснабжающим (газораспределительным) предприятием условий договора потребитель подает одной из указанных организаций претензию, составленную в произвольной форме. Газоснабжающее (газораспределительное) предприятие должно в течение пяти дней устранить нарушения, выявленные во время проверки давления и/или качественных показателей газа или предоставить потребителю обоснованный отказ. При наличии заявления потребителя о необходимости осуществления проверки давления и/или качественных показателей газа газоснабжающее (газораспределительное) предприятие обязано направить своего представителя по месту вызова в течение 2 рабочих дней в городах и 5 календарных дней в сельской местности в согласованное с потребителем время и осуществить проверку этих показателей. В случае подтверждения факта отклонения параметров качества газа от установленной нормативными документами величины, газоснабжающее (газораспределительное) предприятие осуществляет пересчет размера платы за газоснабжение за период со дня представления заявки потребителем к дате, когда газоснабжающее (газораспределительное) предприятие возобновило параметры качества газа.

Как следует из письма НКРЭ от 16.01.2013 года № 466/16/47-13, определение объема газа, использованного потребителем на протяжении года, должно осуществляться за весь календарный год, а именно: с первого января по тридцать первое декабря (включительно). Цена на природный газ, дифференцированная в зависимости от годового объема использования природного газа, применяется на весь объем газа, потребленного на протяжении года. Такие выводы сделаны на основании анализа норм п. 10 и 32 Правил предоставления населению услуг по газоснабжению. На основании этого также был сделан вывод о том, что определение годового объема использования потребителем природного газа в предыдущем году с целью применения розничных цен, дифференцированных в зависимости от годовых объемов потребления, в текущем году должно осуществляться исключительно с учетом контрольных показаний счетчика газа, снятых представителем газоснабжающего предприятия. При этом п. 10 Правил предоставления населению услуг по газоснабжению не предусмотрено определение годового объема использованного потребителем природного газа иным способом, чем с использованием контрольного снятия показателей счетчика газа в декабре предыдущего года и январе текущего года.

Как следует из письма НКРЭ от 31.01.2013 года № 841/13/47-13, на сегодня для населения и других потребителей установлены отдельные (льготные) тарифы на электроэнергию, принятые на основании законодательных актов. В связи с этим энергоснабжающие компании несут убытки от осуществления снабжения электроэнергии вышеупомянутым категориям потребителей. Сумма этих убытков компенсируется энергоснабжающим компаниям путем включения в состав оптовой рыночной цены (ОРЦ) на электроэнергию и имеет постоянную динамику к росту. Поэтому установление льготных (сниженных) тарифов на электрическую энергию для отдельных потребителей приведет к углублению перекрестного субсидирования одних промышленных потребителей за счет других. Такая практика в результате приведет к увеличению ценовой нагрузки на предприятия других отраслей экономики. Для промышленных потребителей соответствующее повышение тарифов будет означать увеличение себестоимости продукции, снижение ее конкурентоспособности, а в дальнейшем и уменьшение объемов промышленного производства.

Как следует из письма НКРЭ от 16.01.2013 года № 436/26/47-13, объем технологических потерь электрической энергии на участке сети от точки учета к точке измерения должен определяться в соответствии с Методикой определения технологических расходов электрической энергии в трансформаторах и линиях электропередачи. Такой вывод был сделан на основании анализа норм п. 1.2, п. 6.25 и 6.27 Правил пользования электрической энергией, касающихся всех юридических лиц и физических лиц (кроме населения). При этом Методикой не предусмотрено определение технологических потерь электрической энергии в средствах учета потребителя.

В письме от 29.01.2013 года № 774/26/47-13 НКРЭ обратила внимание на необходимость неуклонного предоставления услуг по стандартным присоединениям электроустановок к электрическим сетям. Предоставление услуг по стандартным присоединениям предусматривает реализацию указанных функций по принципу «единственного окна». Руководителям электропередаточных организаций на протяжении 5 (пяти) рабочих дней со дня получения этого письма необходимо информировать НКРЭ относительно мер, совершенных электропередавальными организациями с целью реализации положений Закона «Об электроэнергетике».

Как следует из письма НКРЭ от 14.01.2013 года № 377/26/47-13, в случае отсутствия расчетных автоматизированных систем учета электроэнергии или средств учета электроэнергии с сохранением информации в режимный день организуется круглосуточное дежурство персонала на собственных объектах электроэнергетических систем, предприятий электроэнергетики и потребителей. Это необходимо для обеспечения почасовых записей показаний средств учета активной и реактивной электрической энергии по всем линиям питания с указанием номеров подстанций, уровней напряжения, показаний амперметров в кругах КУ потребителей. При условии наличия нескольких линий питания фактическая нагрузка потребителя определяется как суммарная получасовая нагрузка каждой из линий питания в часы суточного максимума нагрузки энергосистемы (получасовой максимальной нагрузки).

В письме от 29.01.2013 года № 786/24/47-13 НКРЭ уведомила о вступлении в силу Порядка формирования инвестиционных программ лицензиатов по передаче и поставке электрической энергии. В связи с этим было указано, что в случае возникновения необходимости внесения обоснованных изменений к одобренным НКРЭ инвестиционным программам следует обращаться к Комиссии относительно соответствующего согласования по итогам квартала, предоставляя при этом пакет документов, указанный в письме. Такие документы и согласования необходимо подавать в течение месяца после окончания соответствующего квартала, кроме IV-го квартала. В другие периоды НКРЭ не будет рассматривать обращения относительно внесения изменений к одобренным инвестиционным программам, кроме случаев изменения источников финансирования инвестиционной программы или в случаях, когда срочное согласование этих изменений необходимо для обеспечения стабильного функционирования энергосистемы Украины.

НКРЭ в письме от 10.01.2013 года № 309/15/47-13 рассказала о том, как она осуществляла защиту прав потребителей за 2012 год. В этом письме указано, сколько обращений поступило в НКРЭ от граждан, КМУ и других органов; количество граждан, которые обращались в НКРЭ; в чем, как правило, состояли вопросы граждан. В частности, было отмечено, что от социально уязвимых слоев населения приходили обращения относительно порядка реструктуризации задолженности, возникшей во время пользования услугами энерго - и газоснабжения, порядка использования льгот и субсидий из их оплаты и тому подобное. Наиболее весомую долю в сфере защиты прав потребителей электрической и тепловой энергии, природного газа составляла робота НКРЭ по подготовке разъяснений в сфере электроэнергетики.

Как следует из письма Госгорпромнадзора от 23.01.2013 года, согласно п. 114 Перечня работ с повышенной опасностью работы на копировальных и множительных машинах являются работами с повышенной опасностью. Согласно постановлению КМУ от 17.11.97 года № 1290 оператор копировальных и множительных машин, электрограф, непосредственно занятые на электрографических репродукционных аппаратах, относятся к списку производств, работ, профессий и должностей, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой. А потому они имеют право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда. Кроме того, в связи с этим согласно п. 4 Типового положения такие работы требуют ежегодного обучения и проверки знаний нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда должностными лицами и другими работниками, непосредственно занятыми на таких работах. При этом работодателю предоставлено право, с учетом системы управления охраной труда и проведения оценки риска на предприятии, принимать решение о дополнении Перечня работ с повышенной опасностью, согласно которому работники должны проходить специальное обучение по вопросам охраны труда.

Государственная администрация железнодорожного транспорта в письме от 29.12.2012 года № ЦЗМ-12/2614 уведомила о введении с 00 часов 1 января 2013 года в действие Тарифной политики Железных дорог государств – участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2013 фрахтовый год. В связи с этим была предоставлена информация по дополнительным сборам и платам, начисляемым при перевозке транзитных грузов в 2013 году

Как следует из письма Минздрава от 18.10.2012 года № 10.03.68/2903/15652, руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций предоставлено право в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов, оказывать работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более чем один должностной оклад в год, кроме материальной помощи на захоронение. Указанные условия распространяются на все категории работников заведений здравоохранения. При этом формирование объемов фонда заработной платы работников коммунальных заведений здравоохранения осуществляется местными органами власти при формировании показателей расходов местных бюджетов на соответствующий год.