Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Официальные разъяснения по состояию на 10.01.2013

ГНСУ приказом от 21.12.2012 года № 1179 утвердила Обобщающую налоговую консультацию относительно особенностей взимания экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. В ней был сделан вывод о том, в случае сбросов отходов к системе собраний сточных вод предприятий, в результате чего образуются загрязняющие вещества, которые в дальнейшем сбрасываются непосредственно в созданные такими предприятиями искусственные водные объекты, при исчислении экологического налога следует применять ставки, определенные ст. 245 НК. При этом плательщики экологического налога, осуществляющие сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, которые возникают в результате хозяйственной деятельности, должны получить разрешение на специальное водопользование.

Приказом от 21.12.2012 года № 1158 ГНСУ внесла изменения в свои обобщающие налоговые разъяснения по налогу на прибыль. Так, в разъяснении, касающемся отрицательного значения объекта обложения по налогу на прибыль, образовавшегося по состоянию на 1 января 2011 года, был изменен ответ на вопрос о возможности учета непогашенной в 2012 – 2015 годах суммы отрицательного значения, начиная с I квартала 2016 года. Теперь для налогоплательщиков с доходом 1 миллион гривен и больше такая непогашенная сумма также учитывается. В свою очередь, был дан ответ на вопрос о том, на какую дату осуществлялся расчет балансовой стоимости проданной валюты в период с 01.04.2011 по 01.07.2012 года. Такой датой согласно Закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» считается дата отчетного баланса. То есть последний день квартала, предшествовавшего кварталу, в котором состоялась операция по продаже валюты, а именно: 31 марта 2011 года, 30 июня 2011 года, 30 сентября 2011 года, 31 декабря 2011 года, 31 марта 2012 года.

Как следует из письма ГНСУ от 03.12.2012 года № 3060/0/141-12/А/10-1114/4341, запрос налогового органа в обязательном порядке должен содержать перечень запрашиваемой информации и изложение определенных НК оснований получения информации. Такой вывод основан на положениях п. 73.3 НК и постановления КМУ от 27.12.2010 года № 1245, согласно которым запрос должен содержать перечень запрашиваемой информации и документов, подтверждающих ее, и основания для направления запроса. А именно ссылки на нормы закона, в соответствии с которыми орган ГНС имеет право на получение такой информации; основания для направления запроса; описание запрашиваемой информации и в случае необходимости перечень документов, подтверждающих ее.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 22.11.2012 года № 5744/0/61-12/15-1415, расходы на получение извлечений (справок) из ЕГР включаются в состав расходов налогоплательщика при условии наличия должным образом оформленных документов, подтверждающих связь таких расходов с хозяйственной деятельностью. При этом такие расходы включаются административные расходы (абз. «ж» пп. 138.10.2 НК), направленные на обслуживание и управление предприятием, а именно другие расходы общехозяйственного назначения, поскольку они не входят в состав себестоимости. В случае отказа ГП «Інформаційно-ресурсний центр» выдать налоговую накладную и акт выполненных работ по факту выдачи платных справок и извлечения из ЕГР ГНСУ рекомендует прилагать к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой, которая является основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита. Впрочем, согласно пп. 197.1.18 НК операции по поставке государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и органами местного самоуправления услуг, обязательность получения которых предусмотрена законодательством, освобождаются от обложения НДС.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме 22.11.2012 года № 5770/0/61-12/15-1415, в случае обращения налогоплательщика (кредитора) в суд с иском о взыскании задолженности с поручителя по кредитному договору должника уменьшение суммы дохода не осуществляется. Это объясняется тем, что НК предусмотрен налоговый учет для операций по урегулированию безнадежной и сомнительной задолженности непосредственно для покупателей и продавцов (товаров, работ, услуг). Согласно пп. 159.1 НК налогоплательщик-продавец имеет право уменьшить сумму дохода отчетного периода на стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в случае, если покупатель таких товаров, работ, услуг задерживает без согласования с таким налогоплательщиком оплату их стоимости. Но право на уменьшение суммы дохода возникает только если налогоплательщик обращается в суд с иском (заявлением) о взыскании задолженности с такого покупателя или о возбуждении дела о его банкротстве или взыскания заложенного им имущества. Это же касается случаев урегулирования задолженности по уплате процентов (комиссионных) согласно пп. 137.21 НК.

Как следует из письма ГНСУ от 05.10.2012 года № 3185/0/61-12/22-1315/1044, возврат средств через РРО за неоказанные услуги по перевозке вправе осуществить лишь те субъекты хозяйствования, которые реализовали билеты с применением РРО. Согласно п. 4.7 и п. 4.8 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги) регистрация выдачи средств в случае возвращения товара (услуги) осуществляется путем регистрации отрицательной суммы только в случае обеспечения алгоритмом работы РРО отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов. Если РРО не обеспечивает такого накопления, то позволяется регистрировать выдачу средств с помощью операции «служебная выдача». Если сумма средств, выданных при возвращении товара (услуги), превышает 100 гривен, то материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче средств.

Как следует из письма ГНСУ от 15.11.2012 года № 5359/0/61-12/15-1415, в случае если договор о партнерстве не устанавливает для нерезидента (FIBA EUROPE) или для его подразделений обязанности оказывать услуги по изготовлению и распространению рекламы, но предусматривает со стороны резидента как Официального Партнера денежные взносы в пользу нерезидента и его подразделения, а также если указанная в договоре деятельность не приводит к образованию на территории Украины постоянных представительств резидентов Германии, то взносы, уплачиваемые резидентом в их пользу, не подлежат налогообложению в Украине. Такие выводы основаны на положениях ст. 160 НК, определяющей правила налогообложения доходов нерезидентов, полученных в Украине, и п. 1 ст. 7 Соглашения между Украиной и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения относительно налогов на доход и имущество, согласно которому прибыль предприятия Германии облагается налогом только в Германии, если это предприятие не осуществляет коммерческую деятельность в Украине через расположенное в ней постоянное представительство.

 

Как следует из письма ГНСУ от 09.10.2012 года № 5582/0/71-12/22-1217, потери сырья при производстве табачных изделий являются отходами производства. Ведь отходами по своей сути являются остатки сырья, материалов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, которые образовались в процессе производства работ (услуг) и утратили полностью или частично потребительские свойства начального ресурса (химические и физические) и из-за этого используются с повышенными расходами (снижением выхода продукции) или используются не по прямому назначению, а также реализуются на сторону. Стоимость таких отходов, полученных в процессе производства, не учитывается в составе прямых материальных расходов, которые формируют себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Если в дальнейшем такие отходы будут реализовываться, то в налоговом учете такие операции будут отображаться как операции по реализации товаров и, соответственно, в отчетном периоде, в котором признаны доходы от их реализации, налогоплательщик может признать расходы в размере справедливой стоимости таких обратных отходов. В этом случае такие обратные отходы отвечают определению «Запасов».

В письме от 21.11.2012 года № 31-08310-06-11/27887 ГНСУ пришла к выводу, что положениями НК не предусмотрено никаких исключений или особенностей, которые бы давали основания не отображать в налоговом расчете доход, начисленный (оплаченный) налоговым агентом в пользу физического лица – плательщика налога. Неотражение в налоговом расчете по форме № 1ДФ одного из видов доходов (новогодние подарки) приведет к нарушению целостности информационной базы органов ГНС и невозможности в полном объеме выполнения функций, возложенных на органы ГНС. Ведь использование этой информации дает возможность проводить полный и детальный анализ доходов налогоплательщиков, осуществлять анализ резервов для обеспечения дополнительных поступлений налога в бюджет. В частности, использование отмеченной информации при проведении кампании декларирования позволяет определить и привлечь к налогообложению плательщиков, получивших доходы, из которых при их выплате не удерживался НФДЛ. Кроме того, органами ГНС предоставляется информация отделам социальной защиты относительно доходов населения при назначении жилищно-коммунальных субсидий, выдаются справки о полученных доходах гражданам для назначения пенсий и в других случаях.

Как следует из письма ГНСУ от 13.09.2012 года № 1868/0/61-12/15-3115, НК не предусмотрена возможность лишения права предприятий, у которых органами ГНС выявлено несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации в сторону занижения, на формирование налогового кредита на основании отсутствия у них права на бюджетное возмещение. Согласно приказу Минфина от 25.11.2011 года № 1492 остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода. То есть за предприятиями сохраняется право на использование накопленного ими налогового кредита в будущем, в частности, в счет погашения платежей из НДС следующих налоговых периодов или в счет налогового кредита следующего налогового периода. Плательщики налога, которые не имели права на бюджетное возмещение в связи с установленными ограничениями, имеют право отображать в налоговой декларации по НДС остаток отрицательного значения налога до полного его погашения или путем начисления налоговых обязательств, или путем получения права на бюджетное возмещение. Но в случае если остаток отрицательного значения налога предыдущих налоговых периодов, в которых сформирован НДС за приобретенными товарами/услугами, по завершении срока исковой давности является неоплаченным, то такие товары считаются безвозмездно полученными. Следовательно, факт их приобретения отсутствует. А поэтому согласно пп. 198.3 НК право на налоговый кредит и соответственно на бюджетное возмещение сумм НДС по таким товарам/услугам налогоплательщик теряет, в результате чего обязан откорректировать налоговый кредит.

ГНСУ в письме от 08.10.2012 года № 3313/0/61-12/15-3115 ответила на вопрос относительно необходимости регистрации налоговых накладных, выписанных до 01.01.2012 года, и расчетов корректировки к ним в Едином реестре налоговых накладных. В случае когда продавец составляет расчет корректировки к налоговой накладной, не подлежащей регистрации, в связи с чем общая сумма налога с операций по поставке товаров (услуг) достигает 10 тысяч гривен, то в Реестр в обязательном порядке вносятся сведения, содержащиеся в таком расчете. Расчет корректировки налоговой накладной, сведения которой не внесены в Реестр, регистрируется после регистрации такой накладной независимо от даты ее составления. Если накладная была выписана до 01.01.2012 года на сумму НДС свыше 10 тысяч гривен и не подлежала регистрации в Реестре, а налогоплательщик составляет к ней расчет корректировки, в связи с чем общая сумма НДС после корректировки не достигает 10 тысяч гривен, то такие расчет корректировки и налоговая накладная регистрации в Реестре не подлежат. Если же расчет корректировки выписывается к налоговой накладной, которая была выписана при осуществлении операций по поставке подакцизных товаров и импортированных товаров, то такой расчет корректировки с 1 января 2012 года подлежит включению в Реестр независимо от размера НДС в одной налоговой накладной, в расчете корректировки и независимо от даты выписки налоговой накладной. Такая налоговая накладная должна быть предварительно зарегистрирована в Реестре в случае если на момент выписки она не была зарегистрирована.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 22.10.2012 года № 4066/0/61-12/15-3115, копии электронных таможенных деклараций (ЭТД) могут быть признаны документами, являющимися основанием для снятия с валютного контроля импортных операций и подтверждением сумм НДС, которые относятся к налоговому кредиту. Такой вывод основан на положениях п. 3 ст. 257 ТК, согласно которому таможенная декларация и другие документы, подача которых таможенным органам предусмотрена ТК, оформленные на бумажном носителе и в виде электронных документов, имеют одинаковую юридическую силу. Кроме того, согласно п. 5.4 Порядка заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа по письменному обращению лиц таможенный орган (подразделение таможенного органа) удостоверяет ксерокопии оформленных листов таможенной декларации на бумажном носителе или копии оформленных ЭТД на бумаге. Копия ЭТД на бумаге являет собой удостоверено должностным лицом таможенного органа в порядке, предусмотренном этим подпунктом, визуальное представление на бумаге оформленной таможенным органом ЭТД, отображенной в формате *.xps.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 22.10.2012 года № 6697/0/71-12/15-3117, в случае представления налогоплательщиком временной таможенной декларации в налоговый кредит относятся суммы НДС только после представления им таможенному органу дополнительной таможенной декларации (при условии соблюдения других требований относительно формирования налогового кредита). Это связано с тем, что после подачи временной таможенной декларации возможные изменения относительно количества, стоимости, УКТ ВЭД ввезенных товаров. Окончательные сведения о таких товарах будут содержаться в дополнительной таможенной декларации, которая согласно ч. 1 ст. 260 ТК должна быть подана в срок не больше 45 дней с даты оформления временной таможенной декларации.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 20.08.2012 года № 604/0/61-12/15-3115, налогоплательщик не имеет права на формирование налогового кредита на основании временных ГТД. Датой возникновения права на налоговый кредит является дата выдачи таможней полностью оформленной ГТД и, соответственно, снятие временной или неполной декларации из контроля в ПТО и ЕАИС Гостаможслужбы (при условии соблюдения других требований относительно формирования налогового кредита). Такой вывод был сделан на основании анализа п. 198.2, п. 187.8, п. 201.12, п. 198.6 НК, ст. 248 и 260 ТК и приказа Гостаможслужбы от 30.12.2003 года № 932.

В письме от 16.08.2012 года № 469/0/61-12/15-3415 ГНСУ пришла к выводу, что право пользования землей, а соответственно, и право собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, а также на произведенную продукцию возникает у арендатора только после регистрации договора аренды. Такой вывод был сделан на основании положений ст. 125 ЗК, согласно которой право аренды земельного участка возникает с момента его государственной регистрации. Сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) на земельных участках, относительно которых договоры аренды не заключены или заключены, но не зарегистрированы, не может считаться собственно выращенной с целью применения специального режима налогообложения. Ведь основным критерием для отнесения предприятий к категории сельскохозяйственных является производство в соответствующих объемах сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных производственных мощностях.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 03.10.2012 года № 2897/0/61-12/15-3115, процесс изготовления заготовок для инвестиционных монет для НБУ из давальческого сырья является поставкой услуг НБУ, связанных с использованием драгоценных металлов. А потому освобождается от обложения НДС на основании п. 197.19 НК.

Как следует из письма ГНСУ от 26.09.2012 года № 2592/0/61-12/15-1415, бесплатно полученные услуги считаются доходами на дату фактического получения плательщиком налога на прибыль таких услуг. Ведь согласно пп. 135.5.4 НК стоимость услуг, бесплатно полученных плательщиком налога в отчетном периоде, определенная на уровне не ниже обычной цены, включается в другие доходы, которые учитываются при вычислении объекта налогообложения. Это также касается операций ссуды, то есть передачи вещи во временное бесплатное пользование.

ГНСУ в письме от 28.08.2012 года № 946/0/61-12/15-1415 рассказала о том, как необходимо подтверждать расходы на выплату и доставку пенсий, возникающих при возмещении ПФУ сумм фактических расходов на выплату и доставку пенсий, назначенных согласно п. п. «а» – «з» ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении». Такие затраты включаются в состав расходов на основании данных Пенсионного фонда, отображенных в расчетах фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий (приложения 6 и/или 7 к Инструкции № 21-1), и первичных документов, подтверждающих факт уплаты предприятием Пенсионному фонду назначенных сумм.

Как следует из письма ГНСУ от 26.09.2012 года № 2593/0/61-12/15-1415, согласно ст. 144 НК налогоплательщики относят в состав расходов расходы на ремонт и улучшение основных средств в размере, не превышающем 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года. Расходы, превышающие эту сумму, включаются в первичную стоимость объекта основного средства, относительно которого осуществляется ремонт и улучшение с целью начисления амортизации, начиная с месяца, который наступает за месяцем введения объекта основных средств в эксплуатацию. При этом на период выведения таких основных средств из эксплуатации для реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и других улучшений начисления амортизации приостанавливается. Если здание использовалось по назначению и не выводилось из эксплуатации при проведении работ по ее реконструкции и модернизации, то с целью начисления амортизации первоначальная стоимость такого основного средства должна была увеличиваться на сумму расходов, которая превышает 10-процентный лимит совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, что подлежит амортизации на начало отчетного года, начиная с месяца, следующего за месяцем подписания акта принятия-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

Как следует из письма ГНСУ от 28.08.2012 года № 936/0/61-12/15-3115, вопрос единого международного перевозного документа для перевозки пассажиров действующим законодательством, в том числе международным, не определен. С целью определения документов, являющихся основанием для начисления НДС по нулевой ставке согласно пп. 195.1.3 НК (операции по поставке услуг по перевозке пассажиров и багажа и грузов), следует урегулировать вопрос определения единого документа по перевозке пассажиров для целей налогообложения НДС. В частности, Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС) предусмотрено, что документом на право проезда в международном сообщении в рамках СМПС является пассажирский билет, оформленный ручным или электронным способом, содержащий буквы «МС».

В письме от 03.08.2012 года № 11006/5/10-1116/3024 ГНСУ рассмотрела вопрос о дате возникновения налоговых обязательств по НДС по операциям относительно выполнения экспертиз, назначаемых по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, и исследований по материалам уголовных дел, назначаемых органами дознания, досудебного следствия и суда. ГНСУ пришла к выводу, что кассовый метод определения налоговых обязательств на эти операции не распространяется. Дата возникновения налоговых обязательств при поставке указанных видов услуг определяется по общему правилу, установленному п. 187.1 НК.

Как следует из письма ГНСУ от 13.09.2012 года № 1825/0/61-12/15-3115, от налогообложения НДС освобождаются операции по поставке услуг по проживанию учеников и студентов в общежитиях. Все другие операции относительно предоставления услуг по проживанию в общежитиях облагаются НДС на общих основаниях. Такие выводы основаны на положениях пп. 197.1.2 НК.

Как следует из письма ГНСУ от 28.08.2012 года № 942/0/61-12/12-0016, заработная плата финансового директора – резидента Российской Федерации, которая выплачивается резидентом Украины, подлежит налогообложению в Украине. Положения п. 2 ст. 15 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налогов в данном случае не могут быть применены, поскольку вознаграждение выплачивается нанимателем, являющимся резидентом Украины.

В письме от 21.08.2012 года № 1273/0/71-12/12-1017 ГНСУ рассказа о том, как необходимо подтверждать статус налогового резидента Киргизской Республики в связи с изменениями, произошедшими в этом государстве. Отныне полномочия на право подписи документов, подтверждающих статус налогового резидента Киргизской Республики, имеет заместитель председателя ГНС при Правительстве Киргизской Республики – Айдралиева Расим Шаршекеевна. Украина и Киргизская Республика являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а потому документы налоговых учреждений этих стран должны приниматься без любого дополнительного удостоверения. В связи с этим справка, подтверждающая резидентство юридических и физических лиц Киргизской Республики, выданная ГНС при Правительстве Киргизской Республики, подписанная указанным лицом, не нуждается в дополнительном удостоверении (консульской легализации или заверении апостилем).

Как следует из письма ГНСУ от 17.10.2012 года № 1864/0/141-12/Р/17-1114, уровень заработной платы, позволяющий налогоплательщику-вдове воспользоваться налоговой социальной льготой в размере 150 % (804,75 грн.) на ребенка в возрасте до 18 лет, в 2012 году составлял 1500 грн. в месяц. В случае превышения месячной зарплаты установленного размера вопрос о предоставлении налоговой льготы не рассматривается независимо от категории налогоплательщика. Такой вывод был основан на положениях ст. 169 и п. 1 раздела XIX НК.

Как следует из письма Минфина от 07.11.2012 года № 31-08410-07-10/26689, стоимость услуг по обеспечению функционирования веб-сайта, в зависимости от его функционального назначения, относится или на административные расходы, или на расходы на сбыт. При этом расходы, осуществляющиеся для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенного размера будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав затрат отчетного периода.

По мнению НКЦБФР, изложенному в письме от 10.12.2012 года № 09/01/21728/НК, при переводе обслуживания ценных бумаг из ЧАО «Всеукраїнський депозитарій цінних паперів» (ВДЦБ) на хранение и обслуживание в ПАО «Національний депозитарій України» (НДУ) не происходит открытие и закрытие счетов в ценных бумагах владельцев ценных бумаг. Происходит лишь изменение местонахождения депозитарных активов (глобальных сертификатов, записей на счетах в ценных бумагах хранителей в депозитариях и тому подобное). Перемещение депозитарных активов не приводит к изменениям на счете в ценных бумагах собственника. При открытии счета в ценных бумагах (далее – ЦБ) собственнику ЦБ на основании договора хранитель открывает счет в ЦБ этому собственнику (депоненту) в рамках обоих программных модулей для взаимодействия с системой депозитарного учета обоих депозитариев, если ЦБ разных выпусков, принадлежащие собственнику ЦБ, хранятся в обоих депозитариях. Счет в ЦБ, открытый у хранителя в рамках программного модуля для взаимодействия с системой депозитарного учета одного депозитария, и счет в ЦБ этого же собственника, открытый у этого же хранителя в рамках программного модуля для взаимодействия с системой депозитарного учета другого депозитария, по существу являются одним счетом в ценных бумагах собственника. Его ЦБ хранятся и учитывают у этого хранителя на основании депозитарных активов, которые хранятся в хранилищах разных депозитариев. Это же мнение высказано в письме от 30.11.2012 года № 1668/12. Правовыми основаниями для таких выводов служит, в первую очередь, пп. 3.1 Положения о депозитарной деятельности, согласно которому у одного хранителя собственнику ЦБ может быть открыт только один счет в ценных бумагах в рамках программного модуля для взаимодействия с системой депозитарного учета депозитария, клиентом которого является хранитель.

По мнению Минсоцполитики, изложенному в письме от 21.11.2012 года № 183/06/186-12, норма ст. 13 Закона «Об основах государственной языковой политики» о том, что паспорт гражданина Украины или документ, заменяющий его, и сведения о его владельце, которые вносятся в него, выполняются на государственном языке и рядом, по выбору гражданина, на одном из региональных языков или языков меньшинств Украины, распространяется и на другие официальные документы, удостоверяющие личность гражданина Украины или сведения о нем. А именно: записи актов гражданского состояния и документы, выдаваемые органами регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании, трудовая книжка, военный билет и другие официальные документы. А также на документы, удостоверяющие личность иностранца или лицо без гражданства, в случае наличия письменного заявления лица. Правда согласно п. 2.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников трудовые книжки и вкладыши к ним заполняются в соответствующих разделах на украинском и русском языках.

Как следует из письма Государственной инспекции по контролю за ценами от 14.11.2012 года № 100-40-23/2114, на сегодня Госценинспекция не может осуществлять плановые и внеплановые проверки относительно соблюдения субъектами хозяйствования государственной дисциплины цен (тарифов) и принимать решения относительно применения экономических (административно-хозяйственных) санкций. Ведь такие полномочия не предусмотрены Положением о Госценинспекции Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 30.03.2012 года № 236. Только после внесения соответствующих изменений в указанное Положение Госценинспекция Украины будет уполномочена осуществлять контрольно-надзорные функции в сфере ценообразования. Пока же она может только проводить постоянный мониторинг, анализ и исследование динамики цен (тарифов) на потребительском рынке и вносить органам, уполномоченным регулировать тарифы, предложения относительно определения методов влияния на экономические процессы и ценовую ситуацию, а также предоставлять заключения относительно экономически обоснованных расходов при формировании цен на товары, работы и услуги.

По мнению Минэкономразвития, изложенному в письме от 19.11.2012 года № 3502-05/43517-14, субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю с помощью сети Интернет, должны руководствоваться требованиями Правил продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений. Ведь согласно этим Правилам продажа товаров на заказ – это вид торговли, при которой потребитель заключает договор купли-продажи товаров с продавцом на расстоянии с помощью средств дистанционной связи или осуществляет их предварительный заказ непосредственно у продавца. Согласно же Закону «О защите прав потребителей» договор, заключенный на расстоянии, – это договор, заключенный продавцом с потребителем с помощью средств дистанционной связи, к которым, в частности, относится и сеть Интернет.

Минэкономразвития в письме от 20.11.2012 года № 3812-05/43846-14 пришло к выводу, что отличить издание (книгу) украинского производства от аналогичного иностранного издания можно, прежде всего, по признаку субъекта издательского дела (украинского или иностранного). При этом иностранным субъектом издательского дела, осуществляющим коммерческую хозяйственную деятельность, может быть предприятие с иностранными инвестициями, а также иностранное предприятие. Ведь Закон «Об издательском деле» не запрещает иностранцам и юридическим лицам других государств быть учредителями (соучредителями) в издательском деле. Поэтому для целей определения иностранным субъектом издательского дела стоит учитывать, что предприятие, в уставном капитале которого не менее десяти процентов составляет иностранная инвестиция, признается предприятием с иностранными инвестициями. А унитарное или корпоративное предприятие, действующее исключительно на основе собственности иностранцев или иностранных юридических лиц, является иностранным предприятием.

Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности в письме от 08.11.2012 года № 04-29-3045 разъяснил порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае увольнения работницы, работающей на предприятии по совместительству, с основного места работы. По мнению Фонда, в этом ситуации работодатель должен переоформить трудовой договор о совместительстве в основной трудовой договор. Ведь согласно ч. 1 ст. 51 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является лист нетрудоспособности, а в случае работы по совместительству – копия листа нетрудоспособности, заверенная подписью руководителя и печатью по основному месту работы.

Также в этом письме был разъяснен порядок исправления ошибки при расчете суммы пособия по временной нетрудоспособности, которая привела к завышению суммы материального обеспечения, выплаченного за счет средств Фонда. Для ее исправления необходимо: во-первых, произвести перерасчет суммы пособия, во-вторых, уведомить о факте и содержании ошибки орган Фонда по месту учета и вернуть сумму излишне выплаченного пособия на счет рабочего органа отделения Фонда в кратчайший срок, в-третьих, отразить сумму исправленной ошибки в отчете по форме Ф4-ФССзТВП. В случае установления факта неосуществления страхователем возврата средств Фонда, излишне начисленных и выплаченных застрахованному лицу, страхователь возмещает Фонду неправомерно израсходованную сумму страховых средств и уплачивает штраф в размере 50 % такой суммы.

Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности в письме от 19.11.2012 года № 04-29-2929 разъяснил порядок получения пособия на погребение за счет средств Фонда в случае смерти застрахованного лица в Латвийской Республике. Как следует из этого документа, пособие на погребение может быть предоставлено на основании свидетельства о смерти, выданного компетентным органом Латвийской Республики, и его перевода на украинский язык, удостоверенного в установленном порядке. Ведь согласно ст. 45 и ч. 4 ст. 51 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» в случае смерти застрахованного лица пособие на погребение предоставляется застрахованному лицу, члену его семьи либо другим лицам, осуществившим погребение на основании свидетельства о смерти, выданного органом регистрации актов гражданского состояния. Согласно ст. 13 Договора между Украиной и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных, трудовых и уголовных делах документы, которые на территории одной Договорной Стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой Договорной Стороны доказательной силой официальных документов.

Как следует из письма Гостаможслужбы от 26.12.2012 года № 11.1/1.2-12.2/14406-ЕП, для получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории вместе с заявлением подается также и приложение к нему. Приложение к заявлению подается в качестве основного или корректирующего. Цель корректирующего приложения – уточнение сведений о товарах, помещенных в таможенный режим переработках, продуктах их переработки, остатках или отходах и тому подобное, если такие сведения не могут быть предоставлены на момент представления документов для получения разрешения на переработку товаров. Его представление целесообразно осуществлять по получении товаров для переработки, например, после входного контроля на предприятии. При этом, если декларант или уполномоченное им лицо владеет всей необходимой для заполнения приложения к заявлению информацией, предоставление корректирующего приложения является необязательным. Представление заявления на получение разрешения на переработку на таможенной территории осуществляется, как правило, на объем, определенный каждой отдельной поставкой в рамках внешнеэкономического контракта.

Как следует из письма Гостаможслужбы от 17.12.2012 года № 12/2-12.2/4989-ЕП, на данный момент механизм передачи электронных данных с оформленных листов корректировки уполномоченным банкам и налоговым администрациям не реализован. При этом действующее таможенное законодательство не предусматривает возможность внесения изменений в электронную копию таможенной декларации с целью приведения ее в соответствие с бумажным экземпляром.

Как следует из письма Гостаможслужбы от 27.12.2012 года № 12.2/3/2610-ЕП, согласно постановлению КМУ от 21.05.2012 года № 450 при таможенном оформлении товаров с применением таможенных деклараций на бланке единого административного документа факт выполнения отдельных таможенных формальностей подтверждается путем внесения должностным лицом таможенного органа с помощью АСТО, соответствующей отметки в электронную таможенную декларацию или электронную копию таможенной декларации, поданной на бумажном носителе. До момента доработки соответствующего программного обеспечения формирование информационного кода результатов проведения таможенного осмотра товаров и транспортных средств в ходе выполнения таможенных формальностей по таможенной декларации на бланке единого административного документа необходимо осуществлять с помощью АСТО.

Госземагентство в письме от 26.10.2012 года № 17616/27/К3313-12 разъяснило, как стоит действовать в случае отказа смежного землепользователя подписать акт приема-передачи межевых знаков на хранение (согласовать пределы земельного участка). По его мнению, с целью решения земельного спора в этом случае стоит обратиться к органу местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Ведь согласно ч. 3 ст. 158 ЗК земельные споры в пределах населенных пунктов относительно пределов земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, решают органы местного самоуправления. В случае несогласия владельцев земли или землепользователей с решением органов местного самоуправления спор решается судом. При этом согласно п. 3.12 Инструкции об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закреплении межевыми знакам закрепление межевыми знаками пределов земельного участка в натуре (на местности) может осуществляться при отсутствии владельцев (пользователей) смежных земельных участков в случае их неявки, если они были надлежащим образом уведомлены о времени проведения вышеупомянутых работ, о чем отмечается в акте приема-передач межевых знаков на хранение.

Как следует из письма Минсоцполитики от 12.09.2012 года № 9816/0/14-12/10, доплаты за выслугу лет и ранг государственного служащего, а также надбавка за высокие достижения в труды предусмотрены действующим законодательством, а потому увеличение их размеров влияет на определение базового месяца при проведении индексации. Премия также является объектом индексации, но учитывая, что ее размер, как правило, постоянно меняется, то при определении базового месяца при проведении индексации размер премии может не учитываться. Если происходит повышение заработной платы на сумму меньше чем сумма индексации, осуществляется повышение заработной платы и добавляется сумма индексации, определенная с учетом суммы повышения заработной платы. Определенная сумма индексации фиксируется и выплачивается к следующему повышению заработной платы, при котором такое повышение превысит отмеченную фиксированную величину. Если работник отработал неполный месяц (из-за отпуска или больничного), то фиксированная сумма индексации определяется из расчета прожиточного минимума для работоспособного лица за полный отработанный месяц, но выплачивается пропорционально отработанным дням. Если работник не отработал ни одного рабочего дня в месяце, то фиксированная сумма индексации за этот месяц не выплачивается.

Как следует из письма Минобразования от 16.11.2012 года № 1/9-839, прием детей в дошкольные учебные заведения осуществляется независимо от регистрации ребенка и его родителей. Такой вывод основан на положениях ст. 3 и ст. 6 Закона «О дошкольном образовании», согласно которым государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных учреждениях, а доступность для каждого гражданина образовательных услуг, предоставляемых системой дошкольного образования, определяется одним из принципов реализации дошкольного образования. К тому же перечень документов, на основании которых осуществляется прием детей в дошкольное учебное заведение, четко определен п. 6 Положения о дошкольном учебном заведении и не содержит требований к документам о месте регистрации.

Минюст в письме от 29.11.2012 года № 11891-0-4-12/12.2 привел перечень международных договоров Украины о правовой помощи, которые содержат норму, освобождающую от дополнительного удостоверения документов. Кроме того, был указан перечень государств, в отношении с которыми по состоянию на 14 ноября 2012 года применяется Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов.

НБУ в письме от 04.01.2013 года № 40-517/45/69 рассказал о том, как банкам стоит выполнять требования постановления НБУ от 30.11.2012 года № 499 относительно обязанности банков формировать резервы на отдельном счету в НБУ в размере резерва, сформированного по кредитным операциям в иностранной валюте с заемщиками, у которых нет документально подтвержденных ожидаемых поступлений валютной выручки. При осуществлении такого резервирования банкам необходимо руководствоваться процедурой, установленной постановлением НБУ от 29.12.2008 года № 473.

НБУ в письме от 29.12.2012 года № 19-201/13406 предоставил информацию относительно сроков представления статистической отчетности о валютных операциях банков и введения режима опытной эксплуатации.