Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Как обжаловать рецензию на отчет по оценке имущества в исполнительном производстве?

ВОПРОС:

Ситуация, в ходе которой возник данный вопрос, заключалась в следующем. Было открыто исполнительное производство на основании решения хозяйственного суда и назначена оценка, с результатами которой не согласился субъект хозяйствования. Далее он обратился в хозсуд в порядке статьи 1212 ХПК Украины с обжалованием действий исполнителя и требованиями отменить постановление о назначении эксперта по причине значительных нарушений (рассмотрение еще не окончено). Также субъект хозяйствования обратился в ОГИС, заявив о несогласии с выводами оценки и потребовав рецензию. Рецензию провели, нарушения нашли, по стоимости согласились, НО в выводах написали: «ЗВІТ НЕ ПОВНОЮ МІРОЮ ВІДПОВІДАЄ ВИМОГАМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВИХ АКТІВ З ОЦІНКИ МАЙНА І МАЄ ЗНАЧНІ НЕДОЛІКИ, ЩО ВПЛИНУЛИ НА ДОСТОВІРНІСТЬ ОЦІНКИ, АЛЕ МОЖЕ ВИКОРИСТОВУВАТИСЯ З МЕТОЮ, ВИЗНАЧЕНОЮ У ЗВІТІ, ПІСЛЯ ВИПРАВЛЕННЯ ЗАЗНАЧЕНИХ НЕДОЛІКІВ». При этом в оценочном листе рецензента указано, что цель оценки не сформулирована. Объект, который оценивается, и тот, который содержится в описи арестованного имущества, отличаются. Исходя из вышесказанного, возник вопрос: «Как обжаловать рецензию на отчет по оценке имущества в исполнительном производстве?».

ОТВЕТ:

Порядок проведения оценки имущества, привлечения субъекта оценочной деятельности – субъекта хозяйствования, а также основание для проведения рецензирования отчета об оценке имущества определены в статье 58 Закона Украины «Об исполнительном производстве».

 

Так, определение стоимости имущества должника производится государственным исполнителем по рыночным ценам, действующим на день определения стоимости имущества. Для оценки по регулируемым ценам, оценки недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов государственный исполнитель привлекает субъекта оценочной деятельности – субъекта хозяйствования, осуществляющего свою деятельность в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

В случае если определить стоимость имущества (отдельных предметов) сложно либо если должник или взыскатель возражает против передачи арестованного имущества должника для реализации по цене, определенной государственным исполнителем, государственный исполнитель привлекает субъекта оценочной деятельности – субъекта хозяйствования для проведения оценки имущества. Расходы, связанные с назначением субъекта оценочной деятельности – субъекта хозяйствования, несет сторона, которая оспаривает стоимость имущества, определенную государственным исполнителем.

 

Государственный исполнитель сообщает о результатах определения стоимости или оценки имущества сторонам. Если же стороны не согласны с результатами определения стоимости или оценки, они имеют право подать государственному исполнителю возражения в десятидневный срок со дня поступления уведомления. Сторона считается ознакомленной с результатами определения стоимости или оценки арестованного имущества, если ей направлено уведомление о результатах определения стоимости или оценки имущества заказным письмом по адресу, указанному в исполнительном документе, либо по месту фактического проживания или пребывания такой стороны, достоверно установленным государственным исполнителем.

В случае возражения одной из сторон против результатов оценки, проведенной субъектом оценочной деятельности – субъектом хозяйствования, государственный исполнитель назначает рецензирование отчета об оценке имущества. Расходы, связанные с рецензирования отчета, несет сторона, которая возражает против результатов оценки. В случае несогласия с оценкой, определенной по результатам рецензирования, стороны имеют право обжаловать его в судебном порядке в десятидневный срок со дня получения уведомления.

Часть 4 статьи 58 Закона предусматривает право участников исполнительного производства на обжалование не рецензии, а на обжалование оценки имущества, определенной (исполнителем) по результатам рецензирования.

Согласно указанным положениям Закона оценка имущества является процессуальным действием государственного исполнителя и участнику исполнительного производства предоставляется право на обжалование оценки имущества как процессуального действия государственного исполнителя, поскольку согласно статье 58 Закона Украины «Об исполнительном производстве» государственный исполнитель только привлекает оценщика, осуществляющего свою деятельность в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

Отчет об оценке имущества согласно статьям 12 – 13 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» является документом, который содержит выводы о стоимости имущества и подтверждает выполненные процедуры по оценке имущества субъектом оценочной деятельности – субъектом хозяйствования в соответствии с договором.

Рецензирование отчета об оценке имущества осуществляется по требованию лица, использующего оценку имущества и ее результаты для принятия решений, в том числе по требованию заказчиков (плательщиков) оценки имущества, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов и других лиц, имеющих заинтересованность в беспристрастном критическом рассмотрении оценки имущества, а также по собственной инициативе субъекта оценочной деятельности. Основанием для проведения рецензирования является письменный запрос лицам, которые в соответствии с настоящей статьей имеют право осуществлять рецензирование отчета об оценке имущества.

Нормативный акт – это принятый уполномоченным государственным органом в пределах его компетенции официальный письменный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, носит общий или локальный характер и применяется неоднократно. Что касается актов ненормативного характера (индивидуальных актов), то они порождают права и обязанности только у того субъекта (или определенного ими определенного круга субъектов), которому они адресованы.

Из изложенного следует, что рецензия отчета об оценке имущества не является нормативным правовым актом, поскольку она не устанавливает, не изменяет и не отменяет нормы права и неоднократно не применяется; не является и актом ненормативного характера (индивидуальным актом), так как не порождает чьих-либо прав и обязанностей.

Анализ положений статей 3, 12 – 13 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» свидетельствует о том, что заключение эксперта в рецензии по своей сути является лишь результатом практической деятельности специалиста-оценщика по определенным вопросам и не является актом государственного или иного органа, который может быть предметом обжалования в суде.

Но следует отметить, что судебная практика в отношении применения указанных норм абсолютно противоположная. В некоторых случаях указывается судами, что необходимо подавать жалобу на противоправные действия исполнителя, а в некоторых – обращаться в суд с иском о признании недействительным отчета, рецензии.

Исходя из вышеизложенного, рекомендуем обжаловать в хозяйственный суд в порядке статьи 1212 ХПК Украины действия государственного исполнителя по оценке, определенной по результатам рецензирования, а также подать исполнителю заявление о проведении новой оценки имущества.