Sidebar

Очевидно, что наиболее распространенной причиной опоздания пассажира на авиарейс является его несвоевременное прибытие в аэропорт. Однако порой даже добросовестное выполнение пассажиром всех условий договора авиаперевозки и законодательства не приводит в конечном результате к благополучной отправке в пункт назначения. С одной из таких ситуаций столкнулся участник форума ЛІГАБізнесІнформ. Обстоятельства, описанные автором темы, заключаются в том, что пассажир прибыл вовремя в аэропорт для регистрации на авиарейс. Однако благополучно оформить багаж ему не удалось из-за технических проблем с оборудованием в аэропорту. Это привело к тому, что на посадку пассажир не успел и был вынужден улететь следующим рейсом, билет на который ему пришлось приобретать самостоятельно. В связи с этим у автора темы возник вопрос, каким образом пассажиру взыскать с авиакомпании потраченные на дополнительный билет средства. Однако дискуссия перешла в вектор обсуждения того, можно ли при таких обстоятельствах возлагать материальную ответственность на авиаперевозчика.

Позиция 1. Авиакомпания в данном случае не обязана возмещать стоимость билета, если он не был приобретен в ее кассах, а куплен у туроператора или агента. В таких случаях обращаться с претензией нужно к агентству, которое этот билет продавало.

Позиция 2. Субъект (не авиакомпания), который непосредственно продал пассажиру билет, не несет ответственности в данном случае. Так как он не отвечает за действия аэропорта, по вине которого пассажир был вынужден понести дополнительные затраты.

Мнение «ПП»: Согласно п. 1 раздела X Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа (далее – Правила) ответственными за обеспечение проведения регистрации пассажиров и оформления багажа являются перевозчик или его агент по обслуживанию.

Перевозчиком в понимании Правил является субъект хозяйствования, предоставляющий услуги по перевозке пассажиров, груза воздушным транспортом. То есть это авиакомпания. В свою очередь, его агентом по обслуживанию является субъект, который был уполномочен на основании договора с авиаперевозчиком обеспечить наземное обслуживание пассажиров и багажа. Таким образом, непосредственные обязательства по договору перевозки у пассажира возникли лишь с авиакомпанией.

 

Согласно ст. 910 Гражданского кодекса по договору перевозки пассажира перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение багажа. Соответственно, при выполнении пассажиром всех предусмотренных договором и законодательством условий перевозчик обязан осуществить обусловленный трансфер в порядке, согласованном с пассажиром. В противном случае у последнего возникает право требования к перевозчику о выполнении им своих обязательств и/или о возмещении понесенных убытков вследствие нарушения условий договора.

В случае если билет приобретался не самим пассажиром, а уполномоченным им лицом (туристическим агентом), в описанной в теме форума ситуации пассажиру все равно следует обращаться с претензией к авиаперевозчику, поскольку сторонами договора перевозки являются авиакомпания и пассажир. В свою очередь, турагент выступает в этих правоотношениях лишь посредником.

 

Исходя из этого, пассажир вправе обращаться с претензией к авиакомпании в данном случае. Правовым основанием для этого могут послужить указанные нормы законодательства. В то же время разрешение сложившейся ситуации между авиаперевозчиком и его агентом по наземному обслуживанию уже не будет касаться пассажира.

При этом важно учесть, что законодательство не предусматривает отдельного регулирования обстоятельств, о которых указал автор темы. Поскольку Правила и Воздушный кодекс не разъясняют порядок предъявления претензии и компенсации в случае невозможности отправки пассажира по причине проблем с оборудованием по оформлению багажа. В связи с этим в данном случае уместно вести речь об общем порядке возмещения причиненного вреда. То есть наиболее целесообразным для пассажира будет заявление претензии авиаперевозчику о возмещении стоимости оплаченного, но так и не использованного билета. К тому же, если сложившимися обстоятельствами пассажиру причинен иной ущерб из-за изменения запланированного времени перелета (затраты, понесенные во время ожидания следующего авиарейса, срыв запланированного события и т. п.), пассажир также вправе требовать возмещения материальных затрат и морального вреда.

ВЫВОД:

В описанной ситуации пассажиру следует обращаться с претензией к авиаперевозчику. Так как именно он в соответствии с законодательством обязан обеспечить не только сам перелет, но и доставку багажа пассажира (что и подразумевает его оформление). При этом любые правоотношения между авиакомпанией и ее агентом, осуществляющим наземное обслуживание пассажиров, не могут быть основанием для предъявления претензии пассажира к указанному агенту. Так как сторонами договора перевозки в данном случае являются авиакомпания и пассажир.

НАша форма

Задать вопрос юристу