Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Поврежден или потерян багаж: правовые рекомендации пассажирам

В январе 2013 года вступили в силу новые Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденные приказом Мининфраструктуры Украины от 30.11.2012 года № 735 (далее - Правила), которые заменили недавно действующие Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа 2010 (далее - Правила перевозок 2010).

Новые Правила содержат положения, аналогичные предыдущему акта, распределяют багаж на зарегистрированный (который сдается перед посадкой в ??самолет) и незарегистрированный (ручная кладь). Перевозчик, как и раньше, несет ответственность за перевозку зарегистрированного багажа с момента его принятия до момента его выдачи, что подтверждается выданным пассажиру отрывным талоном багажной идентификационной бирки и багажной квитанции по количеству и веса мест, принятых к перевозке. При сохранении ручной клади, как правило, отвечает сам пассажир. Однако, если пассажир докажет, что вред незарегистрированном багажа причинен по вине перевозчика / его работников или агентов по обслуживанию, отвечать за это перевозчик.

Рассмотрим алгоритм действий пассажира при наступлении подобных неожиданных ситуаций.

Если пассажир не получил собственного багажа в аэропорту назначения, прежде всего, он должен обратиться в службу аэропорта LOST & FOUND, которая специально создана для розыска утраченного багажа, с целью оформления соответствующих документов по его потери. Таким документом является акт - PIR (property irregularity report), которым удостоверяется факт неполучения пассажиром багажа в аэропорту назначения. При этом пассажир обязан предоставить билет и свой ??паспорт, а также доказать факт сдачи багажа в аэропорту пункта отправления, может быть подтверждено отрывным талоном багажной бирки / багажной квитанции.

При составлении PIR пассажир проследить, чтобы были правильно указаны его фамилия, имя, отчество, маршрут перелета, сведения о потерянного багажа (количество мест, вес, номера багажных бирок, отличительные признаки багажа), контакте номера, а также информация о доставки багажа (по желанию пассажира багаж может быть доставлен по указанному адресу или полученный самостоятельно пассажиром / его представителем в аэропорту).

Следующим этапом является внесение информации о багаже ??к всемирной базе поиска багажа (World Tracer), после чего собственно начинается процесс его поиска во всех странах мира.

Если розыск багажа даст положительный результат (что в большинстве случаев и происходит), пассажир после его получения имеет право требовать компенсацию за задержку в перевозке багажа в пределах 50 долларов США.

В случае если багаж так и не удалось найти в течение 21 дня с даты, следующей за той, когда багаж должен был прибыть к месту назначения, такой багаж считается потерянным, в связи с чем у пассажира возникает право заявить соответствующее претензию перевозчику. Сделать это лучше безотлагательно, но в принципе возможно в течение двух лет с даты прибытия воздушного судна к месту назначения или с даты, когда воздушное судно должно было прибыть к месту назначения, или с даты, когда прекратилась перевозка.

Если розыск багажа даст положительный результат (что в большинстве случаев и происходит), пассажир после его получения имеет право требовать компенсацию за задержку в перевозке багажа в пределах 50 долларов США

К претензии обязательно необходимо приложить оригиналы всех подтверждающих документов, а также обоснование суммы претензии. В перевозчика есть три месяца с даты получения претензии для того, чтобы рассмотреть ее, а также уведомить заявителя о результатах рассмотрения. Если в удовлетворении претензии будет отказано, пассажир вправе обратиться в суд с иском о возмещении ущерба (реального ущерба, упущенной выгоды, морального вреда и т. п.).

О размере компенсации.

Одной из основных новелл Правил стал новый порядок расчета материальной ответственности перевозчика за уничтожение, потерю или повреждение (далее - потеря) зарегистрированного багажа. Напомним, что согласно Правилам перевозок 2010 года устанавливалась различная ответственность перевозчика в зависимости от вида рейса.

Так, за потерю зарегистрированного багажа для международных рейсов ответственность перевозчика ограничивалась 1131 СПЗ в отношении каждого пассажира (СДР - специальные права заимствования, англ. Special drawing rights, SDR, SDRs ; резервный и платежное средство, эмитируется Международным валютным фондом (МВФ)).

Для рейсов в пределах Украины ответственность перевозчика составила : 20 долларов США (или эквивалент в другой валюте) - за один килограмм брутто в случае утраты, повреждения или недостачи всего или части зарегистрированного багажа ; 400 долларов США (или эквивалент в другой валюте) - на пассажира за ручную кладь и другую собственность пассажира, находящегося под контролем пассажира в течение полета, 50 долларов США (или эквивалент в другой валюте) - в случае задержки в перевозке багажа.

Новые же Правила перевозок устанавливают, что ответственность перевозчика ограничивается суммой 1131 СПЗ (минимальной нормы бесплатной перевозки багажа, установленную уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации) в отношении каждого пассажира (на 18.02.2013 года по официальным данным НБУ 100 СДР составляют 1220.1004 грн.).

Нормы бесплатного провоза зарегистрированного багажа установленные п. 2 гл. 2 разд. XII Правил, которые были приняты по рекомендации Государственной авиационной службы Украины относительно установления их размера.

Нормы бесплатного провоза зарегистрированного багажа устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа самолета, класса обслуживания и зоны полета и не могут быть менее :

по поштучной концепцией - 1 место багажа весом не более 23 кг (50 футов) с размерами места (сумма длины, ширины, высоты) 158 см (62 дюйма);

по весовой концепцией - 15 кг с размерами каждого места по сумме трех измерений не более 158 см.

Если пассажиром получено багаж без заявления никаких претензий, считается, что багаж был доставлен в надлежащем виде

Таким образом, если было потеряно одно место зарегистрированного багажа весом 30 кг (по поштучной концепцией), то 23 кг из них будут возмещены перевозчиком в размере не более 1220,10 грн., А остальные из них (7 кг) - по установленной согласно внутренних правил перевозчика цене за один кг.

Как показывает судебная практика по рассмотрению судами дел о возмещении материального и морального ущерба в результате потери багажа, которая сложилась на основе применения Правил перевозок 2010 года, суды в большинстве случаев отказывают в удовлетворении требований к перевозчику выплатить компенсацию за багаж, который не был взвешенно в части превышения нормы бесплатной перевозки.

В некоторых случаях суд может определить больший размер компенсации за потерянный багаж. Это возможно при условии, если истцами будет доказано, что стоимость утраченных вещей значительно превышает прогнозируемую сумму возмещения (путем предоставления квитанций, товарных чеков и т. д.).

Кроме этого, если пассажир в исковом заявлении указывает как утраченное имущество больше, чем то, что было указано в претензии и акте PIR, суды чаще отказывают в удовлетворении таких «увеличенных» требований. Требования о взыскании компенсации за дополнительное имущество, не указано в претензии и акте, удовлетворяются лишь в случаях, когда пассажир сможет доказать, что оно действительно было потеряно, однако не указано сразу по уважительным причинам (состояние стресса и т. д.).

Что касается багажа с заявленной ценностью, то в случае его потери ответственность перевозчика равна сумме заявленной ценности, кроме случаев, когда перевозчик докажет, что сумма, которую требует пассажир, превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке багажа.

Следует также учитывать, что если пассажиром получено багаж без заявления никаких претензий, считается, что багаж был доставлен в надлежащем виде. Как было указано выше, о ненадлежащей перевозке багажа или его потерю пассажир должен заявить и оформить акт - PIR до момента выхода из багажного отделения аэропорта.