Несопоставимость предоставленных НКЦБФР полномочий проблемам рекламы на рынке ценных бумаг

конструктор договоров Украина

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства о ценных бумагах» от 4 июля 2012 № 5042 - VI значительно расширяет полномочия Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), в том числе в части регулирования рекламы ценных бумаг и фондового рынка. По этому вопросу указанным Законом вносятся изменения как в Закон Украины «О рекламе», так и в Законы «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» и «О ценных бумагах и фондовом рынке».

Конечно, такие изменения направлены на достижение прозрачности работы участников фондового рынка, эффективности регулирования их деятельности и защита интересов инвесторов, особенно с учетом того, что неоднократно были случаи недобросовестных действий участников и «выманивания средств» кажущимися, разрекламированным по своей «успешности» участниками рынка.

Чрезмерная зарегулированность может привести к увеличению регулятивного давления на рынок ценных бумаг и его добросовестных участников

Однако такие нововведения имеют и обратную сторону. На практике такое расширение полномочий регулятора и чрезмерная зарегулированность может привести к увеличению регулятивного давления на рынок ценных бумаг и его добросовестных участников.

Так, любая реклама (изменения к рекламе) в понимании, изложенном в ч. 1 ст. 25 Закона Украины «О рекламе», ценных бумаг и фондового рынка, которую предполагается распространить, утверждается соответствующим рекламодателем и подается не менее чем за 10 рабочих дней до дня его обнародования НКЦБФР в установленном ею порядке. Также НКЦБФР предоставлены полномочия принимать решение о запрете распространения рекламы, устанавливать сведения, которые должна содержать реклама.

НКЦБФР уже начала осуществлять свои полномочия в этом направлении. Так, 15 января 2013 было принято решение о признании рекламы услуг, которые предлагались широко известной (именно благодаря рекламе) ООО «ММСИС Инвестментс», недобросовестной и об остановке распространения такой рекламы. Также 22 января 2013 по результатам рассмотрения представленного на согласование пакета документов рекламных материалов ООО «Финансовая компания «Корнер» было принято решение о признании рекламы предлагаемых данным участником, недобросовестной и об остановке распространения такой рекламы.

Несмотря на начало применения законодательных новшеств, остались ряд вопросов, на которые закон не имеет ответа и на которые не содержатся ответы и в разработанном НКЦБФР проекте решения «Об утверждении Положения о рекламе ценных бумаг на фондовом рынке».

Закон не дает четкого ответа, какой же именно информацию, которая распространяется профессиональным участниками, следует относить к рекламе

Так, Закон нечетко дает определение, какую именно информацию, которая распространяется профессиональным участниками, следует относить к рекламе в понимании ст. 25 Закона Украины «О рекламе». В частности, не ясно, считается рекламой ценных бумаг и фондового рынка информация об услугах профессионального участника, которые фактически являются предметом его деятельности, и которая размещается им на своем сайте, на сувенирной продукции и т. п.. Ведь согласно ч. 1 ст. 25 Закона «О рекламе» рекламой ценных бумаг и фондового рынка признается информация рекламного характера о :

1) институты совместного инвестирования ;

2) ценные бумаги, которые эмитируются и / или эмиссионные ценные бумаги, находятся (находились) в обращении ;

3) товары и / или услуги, предлагаемые профессиональным участником фондового рынка ;

4) товары и / или услуги, предлагаемые саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка ;

5) услуги уполномоченного рейтингового агентства.

При этом согласно ч. 2 ст. 25 Закона «О рекламе» не является рекламой ценных бумаг и фондового рынка, в частности, информация о хозяйственной деятельности лиц, указанных в части первой настоящей статьи, если такая информация не связана с деятельностью на фондовом рынке.

Однако мы хорошо знаем, что согласно требованиям того же Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» для значительного круга участников профессиональная деятельность на фондовом рынке является исключительным видом деятельности, а следовательно, исключительным видом хозяйственной деятельности. Корреспондируя вышеназванные нормы ч. 1 и 2 ст. 25 Закона «О рекламе», получается, что такие участники вообще не могут без соответствующего согласования распространять (обнародовать) любую информацию о своей деятельности.

Названный проект Положения о рекламе на рынке ценных бумаг, разработанный НКЦБФР, также не добавляет понимания, какой конкретно перечень информации можно считать рекламой на фондовом рынке. Однако этот проект предусматривает дополнительную информацию, которая должна содержаться в рекламе на фондовом рынке, а именно наименование рекламодателя и его контактная информация. Такая формулировка вызывает неоднозначное понимание. С одной стороны, информацию, которая не содержит этих данных, можно не считать рекламой, с другой стороны, возможно, любая информация, исходящая от юридического лица - участника фондового рынка, должно считаться рекламой (за исключением случаев, прямо установленных Законом «о рекламе») и должна содержать данные о наименовании рекламодателя и его контактную информацию.

ВЫВОД:

В общем, несмотря на то обстоятельство, что фондовый рынок Украины сегодня переживает не лучшие времена, усиления регуляторного давления на его участников, в частности, в части рекламы, является несоизмеримо тем проблемам рынка, требующих немедленного решения, и отнюдь не поможет их урегулированию, а нанесет только избыточной нагрузки на деятельность участников фондового рынка.

Зоя Ярош,

адвокат, управляющий партнер

ООО «Адвокатская компания «Маршаллер и партнеры»