Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Последствия введения электронной контрольной ленты в РРО

Введение электронной контрольной ленты в регистраторы расчетных операций частично уменьшит бумажный документооборот. В частности, в случае применения такой ленты отпадает необходимость ежемесячного представления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций. К сожалению, это едва ли не единственное преимущество перехода на электронную контрольную ленту.

Существующий способ администрирования контролирующими органами фискальных операций с применением регистраторов расчетных операций устарел. Совсем не применяются современные технологии передачи информации. К сожалению, такая практика привычна не только в указанной сфере. Положения законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи» годами остаются декларативными.

Однако, хотя старый порядок и не идеальный, налогоплательщики к нему уже привыкли. И для его усовершенствования необходимо подготовить изменения, которые бы предусматривали комплексные преобразования.

Среди недостатков внедрения применения регистраторов расчетных операций, создающих контрольную ленту в электронной форме, можно отметить следующие.

1. Увеличивается перечень санкций, применяемых к субъектам хозяйствования, использующим РРО.

Внесены изменения в раздел ответственность за нарушение требований Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». С 1 июля 2013 перечень нарушений будет дополнен еще одним. В случае непредставления в органы государственной налоговой службы отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков из регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи, при условии обязательного их представления, предприятие уплачивает штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Указанная санкция начинает применяться с 1 июля 2013 года. Таким образом, у субъектов хозяйствования будет буферный период налаживания работы без нарушений. Однако во время последних изменений была изменена еще одна санкция. Теперь в случае если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме, предусматривается штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

2. Увеличиваются расходы субъектов хозяйствования.

В связи с тем, что ни один из существующих РРО не содержит необходимых технологий передачи информации по проводным или беспроводным каналам связи, предприятиям за свой счет необходимо будет приобретать новые или модернизировать старые РРО.

3. Бумажный документооборот уменьшается лишь частично.

Даже в случае применения регистраторов расчетных операций, создающих контрольную ленту в электронной форме, субъекты хозяйствования обязаны ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций.

Фактически бумажный документооборот уменьшится только за счет непредоставления ежемесячно отчетности, связанной с применением регистратора расчетных операций.

4. Подзаконные НПА приняты с нарушением установленной законом процедуры.

Согласно ст. 13 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной финансовой политики, по технологии, разработанной Национальным банком Украины и согласованной центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику.

Требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных были утверждены приказом Министерства финансов Украины от 08.10.2012 года № 1057. Но никаких согласований Государственной налоговой службой Украины указанные требования не проходили.

Таким образом, была нарушена установленная законом процедура принятия таких требований.

ВЫВОДЫ:

По моему мнению, следует доработать как сам Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», так и подзаконные акты. В первую очередь, необходимо дать возможность полностью перейти на электронные документы. Нужно исключить положения, обязывающие ежедневно печатать фискальные отчеты. Внедрение электронного документооборота должно быть более расширенным.

Что касается увеличения дохода бюджета, можно отметить следующее. Благодаря принятым изменениям доходы бюджета существенно не вырастут, а детенизация, если и будет, то незначительной. Основные схемы укрытия доходов при осуществлении торговли с использованием РРО заключаются не в способе передачи информации о расчетной операции. Самое главное – это сам факт проведения такой операции через РРО или без его использования. А это как зависело от предприятия, так и продолжает зависит от него.

Напротив, принятые изменения могут повлечь последствия для конечных покупателей товаров. При этом увеличение стоимости товаров может быть не только из-за повышения контроля. Учитывая, что субъектам хозяйствования необходимо будет обслуживать проводные или беспроводные каналы связи и приобрести новые или модернизировать существующие РРО, такие расходы будут заложены в стоимость товаров.

Дмитрий Овсий,

партнер ЮК «Горошинский и партнеры»