Официальные разъяснения: 17.04.2013

конструктор договоров Украина

По мнению ГНСУ, изложенному в письмах от 04.03.2013 г. № 3341/6/15-3115 и от 04.04.2013 г., электронная цифровая подпись, которая накладывается на налоговую накладную при ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных, и подпись, которая скрепляет эту налоговую накладную при ее выдаче покупателю, должны принадлежать одному лицу, которому делегировано право подписи налоговых накладных. В обоснование такого мнения налоговая сослалась на положения п. 201.10 НК и п. 5, 13 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, определяющих общий порядок составления налоговой накладной в электронной форме и получения информации из Единого реестра налоговых накладных.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 25.02.2013 г. № 2802/6/15-5215, операции по учету векселей, предусматривающие приобретение векселя банком к наступлению срока платежа, являются объектом обложения акцизного налога согласно пп. 213.1.7 НК. Ведь согласно указанной норме объектом обложения этим налогом являются в том числе операции по отчуждению ценных бумаг, к числу которых согласно п. 14 ст. 1 Закона «О ценных бумагах и фондовом рынке» принадлежит и вексель. Согласно постановлению НБУ от 16.12.2002 г. № 508 учет векселя – это приобретение банком векселя до наступления срока платежа по нему у векселедержателя за деньги с дисконтом, а значит, это также операция по отчуждению ценных бумаг. Поэтому при учете векселя банк в качестве налогового агента обязан насчитывать, удерживать и платить акцизный налог в бюджет по ставке 1,5 % от суммы операции от имени и за счет лица (векселедержателя) с доходов, которые выплачиваются векселедержателю.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме 01.04.2013 г. № 4420/6/15-14-15-13, зачисление излишне оплаченных денежных обязательств плательщика из налога на прибыль в уплату ежемесячных авансовых взносов может быть осуществлено на основании поданного плательщиком соответствующего заявления о таком зачислении. Такой вывод основан на положениях п. 87.1 НК, позволяющей уплату денежных обязательств или погашение налогового долга налогоплательщика с соответствующего платежа за счет ошибочно и/или излишне оплаченных сумм из других платежей (на основании соответствующего заявления плательщика).

ГНСУ в письмах от 08.04.2013 г. и от 11.03.2013 г. № 2863/5/15-33-16 разъяснила порядок восстановления регистрации плательщика НДС, аннулированной на основании пп. «ж» п. 184.1 НК, – внесение в ЕГР записи об отсутствии юридического лица по его местонахождению или об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. В этом случае налогоплательщик должен сначала устранить причину аннулирования свидетельства плательщика НДС (подтвердить свое местонахождение), а затем – подать регистрационное заявление по форме № 1-НДС с расшифровкой основания для регистрации плательщиком НДС (обязательная или добровольная регистрация). В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации лица как плательщика НДС орган ГНС обязан выдать заявителю или отправить по почте (с уведомлением о вручении) свидетельство о регистрации такого лица как плательщика НДС.

Как следует из письма ГНСУ от 13.02.2012 г. № 5280/4/15-1214, вопрос формирования налоговых разниц между бухгалтерским и налоговым учетом и вопрос формирования себестоимости в бухгалтерском учете принадлежит к компетенции Министерства финансов Украины. Такой вывод следует из п. 2 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

ПФУ в письме от 05.03.2013 г. № 5840/03-20 пришел к выводу, что ФЛП уплачивают единый социальный взнос (ЕСВ) из сумм дохода (прибыли), полученного от их деятельности, независимо от вида такой деятельности. Этот вывод основан на положениях ч. 1 ст. 7 и ч. 11 ст. 8 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

По мнению ПФУ, изложенному в письме от 11.03.2013 г. № 6211/03-20, договор аренды, заключенный для решения производственных вопросов, не является базой для начисления ЕСВ. Поэтому при уплате в пользу физического лица арендной платы согласно договору найма (аренды) помещения ЕСВ не насчитывается. В то же время плата жилья согласно договору найма (аренды), заключенному для проживания работника предприятия, является базой для начисления ЕСВ, поскольку такая выплата согласно п. 2.3.4 Инструкции по статистике заработной платы принадлежит к фонду оплаты труда.

В письме от 15.01.2013 г. № 1074/03-20 ПФУ пришел к выводу, что стоимость орденов, медалей, нагрудных знаков, кубков, дипломов, грамот и цветов, которыми отмечаются работники и лица, которые не находятся в трудовых отношениях с предприятием, не является базой для начисления ЕСВ. Дело в том, что критерием отнесения определенной выплаты в денежной или натуральной форме к заработной плате является возможность использования этой выплаты работником для удовлетворения личных потребностей или потребностей других членов семьи. Стоимостный эквивалент медалей, нагрудных знаков и грамот таковым признан быть не может и, следовательно, не относится к заработной плате.

По мнению ПФУ, изложенному в письме от 26.12.2012 г. № 31229/03-20, начисление ЕСВ в размере 8,41 % с заработной платы работников, являющихся инвалидами, осуществляется с момента установления группы инвалидности, но не раньше получения предприятием справки из акта осмотра в медико-социальной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности. Такой вывод основан на положениях п. 3.13 Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

По мнению НБУ, изложенному в письме от 06.03.2013 г. № 11-117/736/2821, ограничение предельной суммы наличного расчета одного предприятия с другим предприятием в размере 10000 гривен не распространяется на операцию по выплате предприятием физическому лицу по договору купли-продажи движимого имущества наличными из кассы. При этом на операции по уплате руководителем предприятия таможенного сбора в сумме, превышающей 10000 гривен, указанное ограничение распространяется.

По мнению НБУ, изложенному в письме от 11.04.2013 г. № 29-209/4174/4330, требования постановления НБУ от 16.11.2012 № 476 об обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины поступлений из-за пределов Украины в иностранной валюте в пользу физических лиц не применяются по отношению к сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в Украине и представительств международных организаций в Украине, если они не являются гражданами Украины, не проживают в ней постоянно и аккредитованы в МИД Украины. В соответствии с нормами международного права и современной международной практики сотрудники наделены рядом привилегий и иммунитетов. В частности, согласно ст. 35 Венской конвенции о дипломатических сношениях и ст. 52 Венской конвенции о консульских сношениях государство пребывания должно освобождать таких сотрудников и членов их семей, проживающих с ними, от всех государственных повинностей.

В письме от 05.03.2013 г. № 25-313/2725 НБУ разъяснил вопросы, связанные с осуществлением расчетов с использованием электронных платежных средств и понятие многоэмитентной платежной системы. В частности, по его мнению, многоэмитентная платежная система - это платежная система, участниками которой являются два и более банков, осуществляющих эмиссию электронных платежных средств в данной платежной системе. В отношении же расчетов с использованием электронных платежных средств НБУ указал на положения п. 14.19 Закона «О платежных системах и переводе средств в Украине», согласно которым субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств.

Госземагентство в письме от 03.04.2013 г. № 5603/17/11-13 пришло к выводу, что в случае реорганизации субъекта хозяйствования, использующего земельный участок на основании государственного акта на право постоянного пользования землей, у него возникает необходимость в переоформлении права постоянного пользования земельным участком. Правда такой вывод был сделан на основании положений ряда документов (в частности, п. 10 раздела VII Закона «О Государственном земельном кадастре») определяющих, что документы, которыми было удостоверено право собственности или право постоянного пользования земельным участком и которые выданы ранее, является действительными. Также была процитирована ч. 5 ст. 59 ХК, определяющая реорганизацию в качестве одного из способов прекращения субъекта хозяйствования.

По мнению Госземагентства, изложенному в письме от 03.04.2013 г. № 5601/17/11-13, предоставить в аренду или передать в собственность (выкуп) земельный участок для обслуживания встроенного помещения в нежилом многоэтажном здании невозможно. В этом случае невозможно создать объект земельных отношений - земельный участок, не нарушая при этом единого комплекса недвижимого имущества. Для этого нужно было бы выделить помещение дома как отдельное здание и предоставить ему отдельный адрес, который необходим для определения места расположения земельного участка как составляющей понятия «земельный участок». В этой ситуации на земельный участок может быть заключен договор аренды земли, в котором в качестве сторон (арендаторами) будут выступать несколько лиц (множественность сторон). Начисление арендной платы при этом будет осуществляться пропорционально той части площади здания, которое находится в собственности каждого сособственника.

Госземагентство в письме от 03.04.2013 г. № 5602/17/7-13 рассказало о праве пользования чужим земельным участком или другим недвижимым имуществом, в частности, предприятиями, которые строят или эксплуатируют объекты энергетики и передачи электрической энергии. Были процитированы нормы ст. 16 Закона «О землях энергетики и правовом режиме специальных зон энергетических объектов» и указано, что согласно ст. 126 ЗК право пользования земельным участком оформляется в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений».

Гостаможслужба в письме от 02.04.2013 г. № 16/1-16.1/805-ЕП уведомила о принятии Межведомственной комиссией по международной торговле решения о применении специальных мер относительно импорта в Украину легковых автомобилей независимо от страны происхождения и экспорта. Это решение было опубликовано 14.03.2013 г. и вступает в силу через 30 дней после опубликования. Специальные меры, независимо от страны происхождения и экспорта, будут применяться в течение трех лет. Они коснутся легковых и других моторных транспортных средств, предназначенных преимущественно для перевозки людей (авто с не менее чем 4 колесами и не более чем 8 сиденьями, кроме водительского) с рабочим объемом цилиндров двигателя свыше 1000 см3, но не более как 2200 см3 и классифицируются согласно УКТ ВЭД по кодам 8703 22 10 00 и 8703 23 19 10. При этом размер спецпошлины для импорта автомобилей с рабочим объемом цилиндров двигателя от 1000 см3 до 1500 см3 – в размере 6,46 %, а от 1500 см3 до 2200 см3 – в размере 12,95 %.

Минэкономики в письме от 25.03.2013 г. разъяснило некоторые вопросы, связанные с осуществлением госзакупок по рамочным соглашениям. В частности, были сделаны следующие выводы:

- до внесения изменений в Перечень товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям, относительно приведения этого перечня в соответствие с новым Государственным классификаторов продукции и услуг ДК 016:2010 рекомендуется при формулировке предмета закупки (в частности, в объявлении о проведении процедуры закупки, документации конкурсных торгов и тому подобное) указывать предмет закупки в соответствии с ДК 016:2010, указывая в скобках название товаров или услуг согласно Перечню;

- закупки по рамочным соглашениям в соответствии со статьей 13 Закона о госзакупках должны отображаться в годовых планах заказчиков как в случае самостоятельного проведения ими таких закупок, так и в случае проведения процедур закупок генеральным заказчиком в интересах других заказчиков, по результатам которых такие заказчики будут сторонами рамочного соглашения;

- в случае проведения процедуры закупки генеральным заказчиком для заключения рамочного соглашения в интересах других заказчиков обязанность обнародования объявления о результатах процедуры закупки, отчета о результатах закупки и объявления со сведениями о рамочном соглашении возложена именно на заказчиков, которые являются сторонами рамочного соглашения. Но в случае проведения процедуры закупки генеральным заказчиком для заключения рамочного соглашения в интересах других заказчиков обнародование сообщения об акцепте должен осуществлять именно генеральный заказчик.

Как следует из письма Госгорпромнадзора от 14.03.2013 г. № 2435/0/5.2-10/6/13, в разделе 7 акта по форме Н-5 указываются только документы, составленные на основании настоящего акта. А именно: акт по форме Н-1 (в случае когда несчастный случай признан таким, что связан с производством), письменное отдельное мнение члена комиссии (в случае несогласия с содержанием акта или актов) и карточка по форме П-5 (в случае выявления острого профессионального заболевания (отравления)). Другие документы, которые были получены, использованные и составлены комиссией во время проведения специального расследования, указываются в отдельном перечне материалов расследования несчастного случая. Аналогичная процедура применяется также во время оформления материалов расследования несчастного случая комиссией, образованной приказом работодателя.

В письме от 17.01.2013 г. № 392/0/8.2-8.1-05/6/13 Госгорпромнадзор разъяснил некоторые вопросы, связанные с обучением по вопросам охраны труда. В частности, им были сделаны следующие выводы:

- Типовым положением о порядке проведения учебы и проверки знаний по вопросам охраны труда не предусмотрено внешнее согласование планов и программ по вопросам охраны труда (в том числе согласование в управлениях Госгорпромнадзора);

- участие должностных лиц Госгорпромнадзора в комиссиях по проверке знаний по вопросам охраны труда относится к их служебным полномочиям и не подлежит отдельной оплате;

- проверка знаний по вопросам охраны труда комиссией территориального управления Госгорпромнадзором при участии представителей других органов государственного надзора за охраной труда определена в п. 5.3 и п. 5.4 Типового положения.

Как следует из письма Госгорпромнадзора от 19.02.2013 г. № 1698/0/8.2-08/6/13, срок обучения по вопросам охраны труда устанавливается в зависимости от тематического плана и программы обучения по вопросам охраны труда. Типовым положением не определены предельные сроки обучения по вопросам охраны труда. Им также не определяется место проведения проверки знаний по вопросам охраны труда комиссией Госгорпромнадзора. Как правило, проверка знаний проводится по месту проведения обучения или по адресу территориального управления.

По мнению НКРЭ, изложенному в письме от 07.03.2013 г. № 1697/26/47-13, энергопоставщик может установить на приборы учета электрической энергии потребителя индикаторы, фиксирующие влияние физических полей на прибор учета электрической энергии, в том числе постоянного магнитного поля, электромагнитного поля высокой частоты и тому подобное. Такие индикаторы устанавливаются при условии, что они сертифицированы, а в случае установления приборов учета с вмонтированным индикатором – аттестованные. При этом факт установки индикаторов должен быть зафиксирован в акте о пломбировании, подтверждающем факт установки таких индикаторов на приборы учета и передачу таких приборов учета, пломб и индикаторов на сохранение. Такие выводы основаны на положениях Методики определения объема и стоимости электрической энергии, не учтенной вследствие нарушения потребителями правил пользования электрической энергией.

По мнению НКРЭ, изложенному в письме от 05.03.2013 г. № 1649/26/47-13, акт о нарушении Правил пользования электрической энергией для населения фиксирует именно факт выявления представителем энергопоставщика нарушения Правил и должен быть составлен на потребителя, который совершил их нарушение. В частности, в случае самовольного подключения потребителя электроустановок определенного потребителя к электросетям, что запрещено п. 48 Правил. Методика определения объема и стоимости электрической энергии, не учтенной вследствие нарушения потребителями правил пользования электрической энергией, применяется при условии выявления места подключения к соответствующим сетям, что указывается в акте о нарушении и отражается на схеме.

Как следует из письма НКРЭ от 04.03.2013 г. № 1637/13/47-13, Комиссия не имеет полномочий относительно установления индивидуального порядка определения тарифов на электроэнергию для отдельных потребителей. Более того, установление льготных (сниженных) тарифов на электрическую энергию для отдельных лиц приведет к углублению перекрестного субсидирования одних потребителей за счет других. Такая практика в результате приведет к увеличению ценовой нагрузки на предприятия других отраслей экономики.

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (НКРКУ), в письме от 29.03.2013 г. признала, что утвержденная приказом Минтопэнерго от 15.07.2010 г. № 288 Методика определения объемов природного газа не согласуется с постановлением НКРЭ от 13.07.2010 г. № 813 и постановлением КМУ от 01.06.2011 г. № 869. Она предусматривает, что предприятия теплоэнергетики определяют объемы природного газа по цене 1091 грн./тыс. м куб. без НДС для производства тепловой энергии для потребностей населения только с учетом полезного отпуска тепловой энергии (на стену дома), а не производства тепловой энергии для потребностей населения всего с учетом технологических потерь тепловой энергии в сетях. Поэтому предприятия теплоэнергетики вынуждены закупать природный газ для производства части тепловой энергии на потребности населения, которая теряется в процессе транспортировки тепловыми сетями, по цене 3885 грн./тыс. м куб. без НДС, как для производства тепловой энергии на потребности бюджетных и других потребителей, без соответствующего источника финансирования. С целью урегулирования этой проблемы Минрегион разработал проект приказа Минтопэнерго, изменяющий указанную Методику.

По мнению НКРКУ, изложенному в письме от 29.03.2013 г., расходы на поверку, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии, в том числе по их демонтажу, транспортировке и монтажу после поверки не насчитываются потребителю в составе услуги. Согласно ст. 28 Закона «О метрологии и метрологической деятельности», п. 24 Порядка формирование тарифов на тепловую энергию и ряда других НПА проведение периодической поверки, обслуживания и ремонта квартирных средств учета воды и тепловой энергии осуществляется за счет расходов исполнителя отмеченных услуг.

Как следует из письма НКРКУ от 29.03.2013 г., проверка правильности определения составляющих двухставочного тарифа на услуги по централизованному отоплению и осуществление контроля за соблюдением законодательства относительно защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг принадлежат к полномочиям органов местного самоуправления. Такой вывод сделан на основании положений ст. 7 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» и ст. 28 Закона «О местном самоуправлении в Украине». В свою очередь, НКРКУ согласно ст. 16 Закона «О теплоснабжении» и ст. 5, 6 Закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» не имеет полномочий и средств регуляторного влияния относительно определения исполнителей услуг и установления тарифов на коммунальные услуги.

Как следует из письма НКРКУ от 29.03.2013 г., законодательством четко размежеваны отношения, которые регулируются договором покупки-продажи тепловой энергии, и отношения, которые регулируются договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Отношения в сфере теплоснабжения регулируются договором покупки-продажи тепловой энергии, заключаемым между теплоснабжающей организацией и физическим лицом, являющимся собственником здания или СПД, либо юридическим лицом, использующим тепловую энергию. Отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг регулируются договором о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу, который заключается между субъектом хозяйствования, определенным в установленном законодательством порядке исполнителем соответствующих жилищно-коммунальных услуг, и физическим или юридическим лицом, которое получает или намеревается получать отмеченные услуги.

Как следует из письма НКРКУ от 29.03.2013 г., к ее полномочиям не относятся вопросы регулирования отношений, связанных с деятельностью исполнителей услуг по отоплению и снабжению горячей воды. Она имеет право применить к лицензиату меры регуляторного влияния только в части контроля за соблюдением лицензионных условий осуществления им указанного в лицензии вида хозяйственной деятельности (производство, транспортировка, снабжение тепловой энергии) и установления тарифов на такие виды деятельности. Хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребности физического или юридического лица горячей водой и отоплением относится к коммунальным услугам и НКРКУ не лицензируется. А потому она не имеет полномочий по применению к лицензиату средств регуляторного влияния (осуществление контроля, проверок и т. п.) в части осуществления лицензиатом функций исполнителя коммунальных услуг, определенных распоряжением исполнительного органа.

Как следует из письма НКРКУ от 29.03.2013 г., Комиссия устанавливает тарифы на тепловую энергию тем субъектам хозяйствования и на те виды деятельности, на право осуществление которых она выдала соответствующие лицензии. Регулирование деятельности субъектов хозяйствования, которые не являются лицензиатами НКРКУ, осуществляется облгосадминистрациями в части лицензирования и контроля за выполнением лицензионных условий, и органами местного самоуправления – в части установления тарифов. Согласно ст. 16 Закона «О теплоснабжении» НКРУ не имеет полномочий согласовывать тарифы тем субъектам хозяйствования, которым выданы лицензии на производство, транспортировку и снабжение тепловой энергии другими органами лицензирования и тарифы на коммунальные услуги. Схожие выводы были даны также в ряде других писем НКРКУ.

Как следует из письма НКРКУ от 29.03.2013 г., жители помещений в общежитиях могут быть отнесены к категории потребителей «населения» в случае принятия органом местного самоуправления решения относительно предоставления указанным в письме помещениям статуса «общежития» и при условии обеспечения их отдельным приборным и бухгалтерским учетом тепла и горячей воды. Такой вывод основан на положениях Закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жильцов общежитий» и Примерного положения об общежитиях.

По мнению НКРКУ, изложенному в письме от 29.03.2013 г., частные заведения образования не подпадают под признаки потребителей «бюджетные учреждения», а относятся именно к категории потребителей «другие». Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса бюджетные учреждения – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, что полностью удерживаются за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета.

Как следует из письма НКРКУ от 29.03.2013 г., оплата услуги по централизованному снабжению горячей воды осуществляется потребителем на основании заключенного им договора. Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по поставке тепловой энергии не установлено требований, которыми регулируется использование бойлеров в центральных тепловых пунктах. Предоставление разъяснений по вопросам проверки опломбирования средства учета тепловой энергии на ТЭЦ и ежемесячной проверки соотношения между количеством закупленного топлива для ТЭЦ и количеством выработанной тепловой энергии, принадлежат к компетенции Госэнергонадзора.

Минюст в разъяснении от 08.04.2013 г. рассказал о теории и практике привлечения к ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов. Был разъяснен порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 18841 КоАП (непредставление для государственной регистрации НПА), а также отмечено, что практика привлечения к ответственности по этой статье уже есть. В частности, уполномоченными должностными лицами главных управлений юстиции в Николаевской и Херсонской областях уже были составлены и направлены в суд админпротоколы по этой статье. И по одному из них было принято решение о привлечении должностного лица Херсонской облгосадминистрации к админответственности в виде штрафа. Правда, как свидетельствует статистика Министерства, количество принятых, но вопреки законодательству незарегистрированных НПА, значительно выше – от 5 до 20 % от принятых.

Минюст в разъяснении от 09.04.2013 г. предоставил информацию относительно оснований и порядка назначения пенсии по инвалидности в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.