Sidebar

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 05.03.2013 года № 3360/6/15-3115, освобождение от налогообложения НДС не распространяется на операции по поставке услуг в сфере информатизации. Исходя из определения программной продукции, согласно п. 261 подраздела 2 раздела XX НК поставка услуг по проектированию, изданию, программированию, тестированию, инсталляции, внедрению, обслуживанию программных и/или программно-технических средств не может относиться к определению программной продукции.

Как следует из письма ГНСУ от 04.10.2012 года № 1536/0/141-12/Б/10-1114/3641, в состав расходов адвоката, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, включаются только документально подтвержденные расходы, которые непосредственно связаны с осуществлением профессиональной адвокатской деятельности и определены договором (соглашением). Например, оплата работы специалистов, чьи выводы запрашиваются адвокатом, транспортные расходы, оплата печатных, копировальных и других технических работ, перевода и нотариального удостоверения документов, телефонных разговоров и прочее. Вывод о необходимости документального подтверждения расходов основан на положениях ст. 178 НК, согласно которой налогооблагаемым доходом адвоката считается совокупный чистый доход, то есть разница между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления определенного вида независимой профессиональной деятельности. Требование же о том, чтобы эти расходы были предусмотрены договором, основаны на положениях п. 34 Правил адвокатской этики, согласно которым адвокат имеет право помимо гонорара взимать с клиента средства, необходимые для покрытия фактических расходов, связанных с выполнением поручения, если обязанность клиента по погашению этих расходов определена соглашением.

Минюст в письме от 05.02.2013 года № 13.1-29/82 разъяснил вопросы относительно порядка оплаты за осуществление нотариусами поиска сведений в государственных и единых реестрах, способов оплаты поиска нотариусами информации в Государственном реестре вещественных прав на недвижимое имущество (дальше – Реестр) и перечня документов, которые должны передаваться в территориальные органы Государственной регистрационной службы. В результате были сделаны следующие выводы:

– оплата услуг за получение информации из единых и государственных реестров одним субъектом предоставления услуги для одного потребителя этой услуги может осуществляться одним платежным документом за все действия с указанием соответствующих кодов в назначении платежа. Кроме того, на рассмотрении в Минюсте находятся предложения некоторых банков относительно организации осуществления безналичных расчетов за услуги непосредственно у субъекта предоставления услуг;

– размер платы за осуществление во время совершения нотариального действия одного поиска нотариусами сведений о зарегистрированных вещественных правах, их отягощения на объект недвижимого имущества в Реестре согласно приказу Минюста от 29.12.2012 года № 1994/5 составляет 68 гривен;

– к документам, которые предоставляются нотариусом для формирования регистрационного дела, принадлежат: заявление о государственной регистрации прав и их отягощений; копии поданных заявителем для проведения государственной регистрации прав документов; документ, подтверждающий внесение платы за предоставление извлечения из Реестра; документ об уплате государственной пошлины; другие документы, которые выданы, оформлены или получены им во время проведения государственной регистрации прав.

По мнению Минюста, изложенному в письме от 15.01.2013 года № 13.1-17/46, вывод Государственной регистрационной службы о том, что при выдаче нотариусами свидетельства о праве на наследство нотариус не сможет получить необходимую ему информацию относительно объекта недвижимого имущества, не соответствует законодательству. В случае смерти собственников объектов недвижимого имущества, регистрация прав на которые проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, выдача свидетельства о праве на наследство осуществляется без государственной регистрации таких прав за умершим собственником в Государственном реестре вещественных прав на недвижимое имущество. Свидетельство о праве на наследство выдается нотариусом после получения информации из Реестров относительно зарегистрированных прав и отягощений на объекты недвижимого имущества, которые входят в состав наследства и права на которые зарегистрированы в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения указанных прав и отягощений.

Минюст в письме от 18.01.2013 года № 13.1-32/58 пришел к выводу, что нотариусы, частная нотариальная деятельность которых была зарегистрирована до 1 января 2013 года, должны заключить или продлить договоры страхования гражданско-правовой ответственности своей деятельности и пополнить их до установленного размера (тысяча минимальных зарплат) согласно ст. 28 Закона «О нотариате». Нотариусы, частная нотариальная деятельность которых будет зарегистрирована после 1 января 2013 года, будут обязаны осуществлять страхование гражданско-правовой ответственности частного нотариуса согласно положениям Закона «О страховании» и ч. 1 ст. 28 Закона «О нотариате». В обоснование таких выводов министерство сослалось на нормы ст. 58 Конституции, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

По мнению Госкомпредпринимательства, изложенному в письме от 28.01.2013 года № 729, согласование проекта землеустройства относительно отвода земельных участков всех категорий и форм собственности с территориальным органом центрального органа исполнительной власти проекта землеустройства является документом разрешительного характера. Поэтому согласование проекта землеустройства относительно отвода земельных участков всех категорий и форм собственности осуществляется по принципу организационного единства. Такие выводы сделаны на основании анализа ст. 1861 ЗК, устанавливающей требование о согласовании проекта отвода земли и определяющей порядок такого согласования, и норм Закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», определяющих понятия «документ разрешительного характера», «региональные разрешительные органы» и порядок получения разрешительных документов.

 

В письме от 31.12.2012 года № 8238/0/61-12/15-3115 ГНСУ разъяснила некоторые вопросы составления налоговых накладных и их регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН). В результате были сделаны следующие выводы:

– налоговая накладная составляется и предоставляется покупателю одним из способов: или в бумажном виде, или в электронной форме. Выбор формата составления налоговой накладной остается за покупателем;

– в случае когда по требованию покупателя налоговая накладная составлена в электронной форме, такая налоговая накладная подлежит обязательной регистрации в ЕРНН независимо от суммы НДС и номенклатуры товара (в том числе его происхождения), указанных в ней;

– исправление ошибок в налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, невозможно. Предоставление возможности внесения изменений в налоговые накладные, зарегистрированные в ЕРНН, приведет к возникновению ситуаций, когда покупатель может быть не поставлен в известность о внесенных изменениях в полученную им налоговую накладную;

– п. 201.1 НК не установлен запрет относительно распечатывания налоговых накладных, составленных в электронном виде. В случае если составленная в электронном виде налоговая накладная, которая принадлежит или связана с предметом проверки, не зарегистрирована в ЕРНН, должностными лицами органов ГНС при проведении проверки может быть истребована, распечатана и должным образом заверена такая налоговая накладная.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 05.03.2013 года № 1284/К/15-3114, налоговые накладные должны заполняться на государственном языке. Ведь требования относительно заполнения налоговой накладной и непосредственно формы последней, утвержденные приказом Минфина от 01.11.2011 года № 1379, касаются не только одного определенного региона, а территории Украины в целом.

Как следует из письма ГНСУ от 15.01.2013 года № 413/5/15-3116, отсутствие факта регистрации плательщиком НДС – продавцом товаров/услуг налоговых накладных в ЕРНН и нарушения порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит. Кроме того, это не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумме налоговых обязательств за соответствующий отчетный период. Если налоговая накладная и/или расчет корректировки к ней зарегистрированы в ЕРНН в месяце, следующем за их выпиской (но в течение установленного для регистрации срока), то предприятие-покупатель имеет право отобразить такую налоговую накладную и/или расчет корректировки к ней в составе налогового кредита в месяце их выписки и включить их в реестр полученных налоговых накладных в этом месяце. Но при условии, что товары (услуги) приобретены с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности предприятия.

ГНСУ в письме от 31.12.2012 года № 8323/0/61-12/15-3115 разъяснила вопрос определения даты возникновения налоговых обязательств по НДС при осуществлении операций по продаже товаров, оплата которых еще не состоялась и поставщик не имеет права на определение налоговых обязательств по кассовому методу. По ее мнению, в этих случаях датой возникновения налоговых обязательств по НДС считается дата, на которую приходится начало передачи товара от поставщика или непосредственно покупателю, или организации, которая будет осуществлять доставку покупателю этого товара любым способом (перевозка, пересылка и прочее). Это объясняется тем, что с целью налогообложения под поставкой товаров понимаются как операция, в результате которой по условиям договора между поставщиком и покупателем передача права собственности на товар уже состоялась, так и операция, в результате которой возникновение права собственности на товар еще должно состояться при выполнении определенных условий договора (оплата товара или его получение покупателем). Следовательно, определение даты возникновения налоговых обязательств при осуществлении операций по продаже товаров не зависит от даты перехода права собственности на товар, который поставляется. Употребленное в п. 187.1 НК понятие «отгрузка товаров» понимается не как факт возникновения права собственности на товар, а как начало процесса физического перемещения товара от места его постоянного нахождения (хранение) у поставщика.

Кроме того, в этом письме был сделан вывод о том, что НК не установлена взаимосвязь между датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров и датой определения дохода от его реализации. Дата возникновения налоговых обязательств из поставки товаров определяется правилу «первого события», а доход от реализации таких товаров признается датой перехода покупателю права собственности на такой товар.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 21.12.2012 года № 7540/0/61-12/15-3115, мотивационные выплаты являются объектом налогообложения НДС. Это объясняется тем, что уплата мотивационных выплат (премий, бонусов, других поощрений) в пользу третьих лиц (организаций, которые приобретают товары у поставщика и осуществляют их сбыт (дистрибьюторов)) является одним из методов продвижения товаров поставщика на рынке. И поскольку мотивационные выплаты направляются на стимулирование сбыта продукции (работ, услуг), то такие расходы могут быть отнесены к маркетинговым услугам, исходя из определения последних, которое дано в пп. 14.1.108 НК. Согласно п. 185.1 НК объектом налогообложения НДС являются операции плательщиков НДС в том числе относительно поставки услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины. Этот же вывод сделан в письме от 31.12.2012 года № 8239/0/61-12/15-3115.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 31.12.2012 года № 8269/0/61-12/15-3415, операции по проведению культурно-художественных мероприятий являются объектом налогообложения НДС. На это указывает п. 185.1 НК, согласно которому объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога из поставки товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины. При этом согласно п. 187.7 НК датой определения налоговых обязательств при осуществлении операций по поставке товаров/услуг, которые оплачиваются за счет бюджетных средств, является дата получения средств, связанных с финансированием таких операций, независимо от дальнейшей цели использования таких средств (финансирование творческих мероприятий, содержания организации-исполнителя и тому подобное).

В письме от 28.12.2012 года № 3670/0/141-12/О/15-3414 ГНСУ ответила на некоторые вопросы, связанные с уплатой НДС физическими лицами. В частности, было отмечено, что граждане уплачивают НДС в момент приобретения продуктов питания, одежды, в составе стоимости коммунальных услуг, связи, электроэнергии и тому подобное в составе стоимости таких товаров/услуг, независимо от категории потребителей (физические или юридические лица). Возмещение НДС, оплаченного гражданами при приобретении ими товаров/услуги, действующим налоговым законодательством не предусмотрено. Также было отмечено, что инвалиды первой и второй группы не освобождаются от уплаты НДС, поскольку объектом налогообложения НДС являются операции из поставки товаров/услуг, а не лица, осуществляющие их поставку.

Как следует из письма ГНСУ от 04.03.2013 года № 3339/6/15-33-15, использование специального режима налогообложения и пребывания на фиксированном сельскохозяйственном налоге является не обязанностью, а правом сельскохозяйственного товаропроизводителя. Основным критерием для отнесения предприятий к категории сельскохозяйственных является производство в соответствующих объемах сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных основных фондах. При этом сельскохозяйственные предприятия, арендующие земельные участки для ведения сельскохозяйственной деятельности, обязаны в обязательном порядке заключать договоры аренды земли с арендодателями.

Как следует из письма ГНСУ от 25.12.2012 года № 2391/0/71-12/15-3417-16, выплата компенсаций перерабатывающими предприятиями осуществляется не только производителям молока и мяса – юридическим лицам, которые отвечают требованиям, определенным для сельскохозяйственного товаропроизводителя, но и другим юридическим и физическим лицам. В том числе ФЛП, которые самостоятельно выращивают, разводят, откармливают продукцию животноводства в случае подтверждением ими самостоятельного выращивания, разведения, откармливания продукции животноводства. Перечень документов для юридических лиц и ФЛП, подтверждающих самостоятельное выращивание, разведение или откармливание продукции животноводства, определен постановлением КМУ от 02.03.2011 года № 246.

В письме от 24.12.2012 года № 7689/0/61-12/15-3415 ГНСУ разъяснила, как определить, что товары/услуги непосредственно произведены предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов. Непосредственным считается изготовление товаров/услуг, в результате которого сумма расходов, понесенных на переработку (обработку, другие виды превращения) сырья, комплектующих, составных частей, других покупных товаров, которые используются в изготовлении таких товаров, составляет не менее 8 % продажной цены таких изготовленных товаров. При этом при расчете 8 % продажной цены учитываются лишь те прямые материальные расходы, которые были непосредственно понесены такими предприятиями и организациями на переработку (обработку, другие виды превращения) сырья, комплектующих, составных частей, других покупных товаров, которые используются в процессе предоставления товаров/услуг (заработная плата, амортизационные отчисления, и прочее). Определение факта непосредственного производства товаров предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов является одним из оснований для освобождения операций по поставке таких товаров/услуг от НДС согласно п. 197.6 НК.

Как следует из письма ГНСУ от 08.11.2012 года № 8231/0/71-12/19-4017, решения о списании налогового долга предприятий оборонно-промышленного комплекс согласно Закону № 5414-VI принимаются органами ГНС по месту регистрации налогоплательщиков с обязательной ссылкой в решениях о списании на этот Закон. При этом списанию подлежат суммы налогового долга, которые учитывались за налогоплательщиками по состоянию на 1 июля 2012 года и остаются неуплаченными на 31 октября 2012 года (дату вступления в силу Закона № 5414-VI).

По мнению ПФУ, изложенному в письме от 02.01.2013 года № 100/03-20, расходы предприятия на подарки, призы, оплату наемного жилья работникам предприятия и плата за страхование от несчастного случая работников, которую предприятие (страхователь) обязано внести страховой компании, согласно договору такого вида страхования, являются базой для начисления и удержания ЕСВ. Такой вывод основан на положениях п. п. 2.3.2 и 2.3.4 Инструкции по статистике заработной платы, которыми эти виды выплат отнесены к фонду оплаты труда в составе других поощрительных и компенсационных выплат.

Как следует из письма ПФУ от 29.12.2012 года № 31740/03-20, платежи согласно договорам добровольного медицинского и пенсионного страхования работников и членов их семей не являются базой для начисления единого социального взноса. На это прямо указывает п. 2 раздела II Перечня видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Как следует из письма ПФУ от 27.12.2012 года № 31488/03-20, выходное пособие в случае прекращения трудового договора не является базой для начисления и удержания единого социального взноса. На это прямо указывает п. 4 раздела I Перечня видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Как следует из письма ПФУ от 18.01.2013 года № 1428/03-30, согласно п. 13 раздела II Перечня видов выплат ЕСВ не начисляется на оплату услуг по лечению работников, которые были предоставлены учреждениями здравоохранения. Выплаты, на которые не начисляется ЕСВ, не отображаются в Отчете о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммы начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы Пенсионного фонда Украины.

Как следует из письма НКРЭ от 12.02.2013 года № 1180/17/47-13, во время перерыва в централизованном горячем водоснабжении применяются нормы потребления природного газа, утвержденные постановлением КМУ от 08.06.96 № 619. Так, норма потребления природного газа на плиту газовую в этом случае устанавливается на уровне 18,3 куб. метра на человека на месяц. Срок отсутствия горячего водоснабжения, в который не включается перерыв в его поставке в ночное время, фиксируется в двустороннем акте, который подписывается теплоснабжающей и газосбывающей организациями и является основанием для пересчета населению платы за горячее водоснабжение и газ. За этот период население не осуществляет плату за пользование централизованным горячим водоснабжением. Газосбывающая организация после окончания полугодия посылает абоненту пересчет за употребленный газ в период отсутствия централизованного горячего водоснабжения.

Как следует из письма НКРЭ от 28.02.2013 года № 1537/26/47-13, действующим законодательством не предусмотрено согласование с потребителями категории «населения» объемов ожидаемого потребления электрической энергии. Такой вывод прямо следует из п. 6 Порядка поставки электрической энергии потребителям. Кроме того, в этом письме на основании норм ст. 26 Закона «Об электроэнергетике» был сделан вывод о том, что превышение договорной величины потребления насчитывается всем предприятиям независимо от присоединенной мощности и среднемесячного потребления, за исключением населения, профессионально-технических учебных заведений и высших учебных заведений I – IV уровней аккредитации государственной и коммунальной форм собственности.

НКРЭ в письме от 19.02.2013 года № 1323/26/47-13 разъяснила сроки уведомления потребителя относительно заседания комиссии по рассмотрению акта о нарушении Правил пользования электрической энергией. Потребитель должен быть поставлен в известность энергопоставщиком о времени и дате заседания комиссии не позже чем за 5 рабочих дней до дня заседания комиссии по рассмотрению акта о нарушении Правил пользования электрической энергией и не позже чем за 20 календарных дней до дня заседания комиссии по рассмотрению акта о нарушении Правил пользования электрической энергией для населения.

Как следует из письма НКРЭ от 14.02.2013 года № 1249/26/47-13, тарифы на передачу и поставку для каждой энергоснабжающей компании разные и зависят от многих факторов, а именно: структуры и состояния электрических сетей, потерь электроэнергии в сетях, структуры и объемов потребления электроэнергии, площади территории, которая обслуживается, и тому подобное. Технологические потери в сети рассчитываются и утверждаются в соответствии с постановлением НКРЭ от 25.05.2006 года № 654. Следовательно, при росте одной из составляющей растет соответственно и розничный тариф. Так, в течение I полугодия 2012 года уровень розничных тарифов на электроэнергию увеличился на 1 классе напряжения на 10,8 %, на 2 классе напряжения – на 8 %, а в течение II полугодия 2012 года не изменялся и представлял для потребителей 1 класса напряжения 74,37 коп./кВт·час (без НДС) для потребителей 2 класса напряжения – 94,67 коп./кВт·час (без НДС).

НБУ в письме от 13.03.2013 года № 29-213/2918-3012 разъяснил особенности регистрации Нацбанком кредитных договоров, заключенных резидентами-заемщиками с Европейским банком реконструкции и развития. При оформлении уведомления о кредитном договоре из ЕБРР, который подается резидентом-заемщиком территориальному управлению для целей регистрации такого договора, указание в пункте 9.4 этого уведомления сведений о максимальном размере увеличения процентной ставки не являются обязательными. Такой вывод сделан на основании положений ст. 14 и ст. 15 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, не предусматривающих обязанности ЕБРР определять максимальный размер увеличения процентной ставки при предоставлении кредитов.