Sidebar

Гостаможслужба в письме от 06.02.2013 года № 12/2-12.2/490 пришла к выводу, что освобождение от обложения НДС операций по поставке программной продукции не распространяется на операции по ввозу программной продукции на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта. Подробней см. в материале «Гостаможслужба: ввоз программной продукции облагается НДС».

По мнению Гостаможслужбы, изложенному в письме от 28.02.2013 № 11.1/3-16.3/1961-ЕП, таможенные органы не могут контролировать наличие лицензии на импорт лекарственных средств. Законодательные основания для этого отсутствуют, поскольку в Законе от 04.07.2012 года № 5038-VI, которым введено такое лицензирование, норма относительно таможенного оформления лекарственных средств на основании соответствующей лицензии на импорт.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 21.12.2012 года № 7541/0/61-12/15-3115, при возврате (экспорте) бракованных товаров, импортированных из-за границы, не возникает права на налоговый кредит в связи с приобретением таких товаров. Это связано с тем, что данные товары не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности. А согласно п. 198.4 НК суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров/услуг или необоротных активов, которые предназначаются для использования в операциях, которые не являются объектом обложения НДС или освобождены от налогообложения, не относятся к налоговому кредиту налогоплательщика. Согласно пп. 195.1.1 НК операции по вывозу товаров в таможенном режиме реэкспорта облагаются по нулевой ставке НДС. К операциям реэкспорта согласно ст. 85 ТК относятся, в том числе, операции по вывозу товаров, которые были импортированы и возвращаются нерезиденту-поставщику в связи с ненадлежащим исполнением условий внешнеэкономического договора.

ГНСУ в письме от 01.03.2013 года рассказала о заполнении некоторых граф реестра выданных и полученных налоговых накладных. В частности, было отмечено, что в разделе І этого Реестра отображаются выданные налоговые накладные; накладные, которые не выдаются покупателю, а остаются у лица, которое их выписало; расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной; таможенные декларации; документы бухгалтерского учета. Также были даны детальные разъяснения порядка заполнения каждой графы Реестра.

 

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 13.12.2012 года № 7082/0/61-12/18-8515, налогоплательщик обязан к налоговой декларации по НДС, которая подается органу ГНС с прочерками, прилагать копии реестров выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде за соответствующий период. Такое требование установлено п. 201.15 НК и п. 13 раздела III Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость. При этом законодательством не предусмотрено подачу или неподачу копий реестров выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде в зависимости от состояния хозяйственной деятельности налогоплательщика и от наличия или отсутствия налоговых обязательств и налогового кредита в соответствующем отчетном периоде.

ГНСУ в письме от 16.01.2013 года № 718/6/15-3115 подтвердила, что такой реквизит налоговой накладной, как «номер та дата митної декларації, за якою було здійснено митне оформлення товару, ввезеного на митну територію України», будет подлежать обязательному указанию после вступления в силу изменений к форме налоговой накладной о ее дополнении соответствующими графами для отражения таких реквизитов. Ранее такая позиция была изложена в письме ГНСУ от 21.08.2012 года № 1272/0/71-12/15-3117. Кроме того, было отмечено, что согласно Закону № 5503-VI временно, до 1 июля 2013 года, приостанавливается действие пп. «ї» п. 201 НК, требующего указания в налоговой накладной такого реквизита.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 21.01.2013 года № 888/6/15-1415, три процента годовых от просроченной суммы и инфляционные расходы не включаются в стоимость задолженности. Они являются штрафом за просрочку выполнения денежного обязательства, которые вычисляются в процентах от суммы невыполненного обязательства согласно ст. 549 ГК и потому подпадают под действие пп. 139.1.11 НК, согласно которому суммы штрафов не включаются в состав расходов.

Как следует из письма ГНСУ от 01.02.2013 года № 1537/6/15-1415, сумма задолженности, погашение которой состоялось в III квартале 2012 года путем заключения договоров из отступления права требования, включается в состав доходов при условии, что такая задолженность была включена в состав расходов. Такой вывод следует из положений п. 153.5 НК.

Как следует из письма ГНСУ от 15.01.2013 года № 599/6/15-1415, авансовый взнос при выплате дивидендов и приравненных к ним платежей платится в бюджет не позже выплаты дивидендов. В случае если у налогоплательщика состоялось начисление части чистой прибыли, а уплата не проводилась в связи с наличием переплаты в личной карточке плательщика, то уплату авансового взноса по налогу на прибыль следует провести не позже предельного срока уплаты части чистой прибыли, определенной налоговым законодательством для этого платежа. Такие выводы основаны на положениях пп. 153.3.5 НК, согласно которому эмитент, принимающий решение о выплате дивидендов, вносит в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль, начисленному на сумму выплачиваемых дивидендов, до или одновременно с выплатой дивидендов.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 11.02.2013 года № 96/2/22-3210, для лизингополучателя – плательщика НДС, который возвращает объект финансового лизинга лизингодателю без приобретения такого объекта в собственность, такой возврат для целей налогообложения приравнивается к обратной продаже объекта финансового лизинга лизингодателю. При этом цена продажи может определяться на уровне суммы лизинговых платежей в части компенсации стоимости объекта финансового лизинга, не оплаченных за такой объект лизинга на дату его возвращения. Именно эта цена будет определяться как обычная при формировании лизингодателем налогового кредита относительно объекта финансового лизинга, который возвращает лизингополучатель. Такие выводы основаны на положениях пп. «а» пп. 14.1.191 НК, согласно которому фактическая передача материальных активов другому лицу на основании договора о финансовом лизинге считается поставкой товаров, а также ряда других норм НК. В частности, пп. «б» пп. 14.1.97, п. 153.7, ст. 146 НК, исходя из которых переход права собственности на объект лизинга от арендодателя (собственника имущества) к другому лицу (новому собственнику имущества) с сохранением соответствующих прав и обязанностей арендодателя по договору финансового лизинга не изменяет налоговых обязательств арендодателя, арендатора и нового собственника имущества, сформированных к моменту передачи в собственность такого имущества (объекта лизинга) другому лицу (новому собственнику имущества).

Как следует из письма ГНСУ от 04.02.2013 года № 1673/6/15-3115, в случае если стоимость рекламных материалов (которые передаются потребителям рекламных услуг) включена в стоимость рекламной услуги, предоставляемой рекламодателю, и обложена НДС, то распространение (раздача) третьим лицам (потребителям) рекламных материалов не подлежит обложению НДС. При этом сумма НДС, уплаченная исполнителем рекламной услуги при приобретении рекламных материалов, может быть отнесена в состав налогового кредита такого исполнителя при условии отнесения стоимости таких рекламных материалов к валовым расходам исполнителя и выполнения требований, установленных ст. 198 НК (то есть при условии использования их в налогооблагаемых операциях).

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 11.01.2013 года № 334/6/15-3115, операции по поставке услуг, предоставляемых банкам международными платежными системами (Visa, MasterCard) с использованием специальных платежных средств, не являются объектом налогообложения НДС. Основанием для такого вывода служит пп. 196.1.5 НК, освобождающий от НДС операции по расчетно-кассовому обслуживанию, и постановление НБУ от 15.11.2011 года № 400, определяющее перечень типовых операций по расчетно-кассовому обслуживанию, не являющихся объектом обложения НДС. В перечень таких операций включены, в том числе, услуги платежных систем при осуществлении расчетно-кассовых операций с использованием специальных платежных средств. Платежными системами, в свою очередь, являются, в том числе, международные платежные системы.

Как следует из письма ГНСУ от 25.01.2013 года № 406/Л/15-3114, в случае если страховые суммы не перечисляются непосредственно потерпевшим, а направляются на приобретение у плательщика НДС услуг по ремонту застрахованного объекта или ТМЦ, которые должны быть использованы в процессе его ремонта (запчасти и другие расходные материалы и тому подобное), то расчет суммы выплаты и такое приобретение осуществляются с учетом сумм НДС. Налоговые обязательства в этом случае возникают у плательщика НДС, осуществляющего эти операции, поскольку такие операции являются объектом обложения НДС. Если же приобретение таких услуг или ТМЦ осуществляется у лица, не являющегося плательщиком НДС, то расчет суммы выплаты за такое приобретение осуществляется без учета сумм НДС, поскольку такое лицо не зарегистрировано плательщиком НДС и не имеет права начислять НДС.

Как следует из письма ГНСУ от 11.01.2013 года № 247/5/15-3416, операции по поставке услуг, предоставляемых иностранным судам, осуществляющим международные перевозки пассажиров, их багажа и грузов, и оплачиваются ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами, освобождаются от налогообложения НДС. При этом основным условием применения такой льготы является наличие у порта документов, подтверждающих осуществление судном международных перевозок. В случае осуществления внутренних перевозок, освобождение от уплаты НДС на операции по предоставлению услуг, которые включаются в состав портовых сборов и предоставляются судам, не распространяется и такие операции подлежат налогообложению НДС в общем порядке по основной ставке. Такие выводы основаны на положениях п. 197.9 НК, освобождающего от НДС указанные выше услуги, и нормах Положения о портовых сборах, определяющего, на какие портовые сборы НДС начисляется, а на какие – нет.

Как следует из письма ГНСУ от 11.01.2013 года № 75/Б/15-3114, плательщики НДС – субъекты хозяйствования, осуществляя продажу товаров/услуг, обязаны удерживать с потребителей таких товаров/услуг НДС в составе их стоимости и вносить сумму налога в бюджет. Покупатели, приобретающие товары и потребляющие услуги (независимо от того, являются ли они СПД или нет), осуществляют компенсацию стоимости таких товаров и услуг продавцам по ценам вместе с НДС. В этом порядке граждане платят НДС при покупке пассажирского билета, продуктов питания, одежды, в составе стоимости услуг телефонной связи, коммунальных услуг, электроэнергии и тому подобное.

Как следует из письма ГНСУ от 07.12.2012 года № 6815/0/61-12/23-50.0214, плательщик единого налога второй группы может осуществлять продажу товаров налогоплательщикам независимо от избранной ими системы налогообложения. Но в случае предоставления услуг, в частности, юридическому лицу, находящемуся на общей системе налогообложения, плательщик единого налога второй группы обязан перейти на применение ставки единого налога, определенной для третьей или пятой группы плательщиков единого налога, или перейти на уплату других налогов и сборов.

В письме от 29.01.2013 года № 1370/6/15-33-15 ГНСУ назвала условия, при наличии которых услуги по питанию граждан, предоставленные в составе санаторно-курортных услуг на базе Детского санаторно-оздоровительного центра (питание входит в стоимость путевки), освобождаются от налогообложения НДС. Такие услуги освобождаются от НДС только в пределах утвержденных норм питания в граммах или в пределах определенной денежной нормы расходов на питание и при условии, что услуги по питанию оказываются заведением здравоохранения на базе его блоков питания или предприятиями общественного питания, с которыми такое заведение заключило договор. Такой вывод сделан на основании анализа пп. «г» пп. 197.1.7 НК и постановления КМУ от 05.09.2012 года № 818. Этот же вывод в письме от 11.01.2013 года № 336/6/15-3415-01 был сделан в отношении услуг по питанию работников ГНС, которые отдыхают за счет профсоюза ГНСУ, и услуг по коммерческому питанию граждан (питание входит в стоимость путевки) на базе ГП «Санаторій «Дніпро». При этом ресторанное питание от обложения НДС не освобождается.

В письме от 15.02.2013 года № 1849/5/15-3111 ГНСУ пришла к выводу, что начиная с 1 апреля 2013 года перерабатывающие предприятия будут предоставлять две декларации по НДС. Одну – для расчетов с государственным бюджетом, в которой, в частности, будут отражаться операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины продукции в таможенном режиме экспорта и, соответственно, суммы бюджетного возмещения за отчетный период. Вторую – для отражения деятельности плательщика, связанной с переработкой молока и животных, закупленных в живом весе. Это связано с принятием приказа Минфина от 17.12.2012 года № 1342, которым предусмотрено сокращение количества налоговой отчетности путем перехода от четырех существующих форм налоговых деклараций НДС к одной. Указанная декларация с отметкой «общая» будет применяться плательщиками НДС как для отражения результатов деятельности и проведения расчетов с государственным бюджетом, так и для деятельности перерабатывающих предприятий. Но, помимо этого, перерабатывающие предприятия по-прежнему обязаны будут подавать декларацию с отметкой о специальном режиме налогообложения.

Как следует из письма ГНСУ от 07.02.2013 года № 3077/7/15-33-17-3, уплата перерабатывающими предприятиями сумм НДС за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе за декабрь 2012 года, должна быть осуществлена в пропорции: 30 % в специальный фонд государственного бюджета, 70 % на специальные счета. Первым отчетным периодом для уплаты положительной разницы между суммой налоговых обязательств отчетного периода и суммой налогового кредита этого периода, которая определена в налоговой декларации по НДС в специализированный фонд госбюджета и на специальный счет, открытым им в органе государственной казначейской службы, в размерах, предусмотренных на 2013 год (40 % в специальный фонд и 60 % – на специальные счета), является январь 2013 года. Это прямо следует из норм пп. 6 п. 1 подраздела 2 раздела XX НК.

ГНСУ в письме от 11.02.2013 года № 3371/7/15-33-17-16 разъяснила вопрос формирования налогового кредита перерабатывающими предприятиями при приобретении основных фондов в случае, если у него отсутствуют иные налогооблагаемые операции. В этом случае суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств, должны быть отражены в налоговой декларации по НДС относительно деятельности по поставке продукции (перерабатывающего предприятия). Когда перерабатывающее предприятие начнет осуществлять деятельность, которая должна отображаться в бюджетной декларации, и использовать ранее приобретенные основные фонды частично в такой деятельности, то сумма НДС, которая выпадает на долю их использования, должна быть исключена из налоговой декларации по НДС относительно деятельности по поставке продукции (перерабатывающего предприятия) и перенесена в налоговый кредит (если осуществляются налогооблагаемые операции) или на увеличение стоимости основных фондов (если осуществляет операции, которые не являются объектом налогообложения, или освобождается от налогообложения) к декларации, по которой осуществляются расчеты с бюджетом. Такой вывод следует из требований пп. 4 п. 1 подраздела 2 раздела XX НК, согласно которому такие предприятия обязаны провести распределение налогового кредита по изготовленным и/или приобретенным основным средствам, которые используются частично для изготовления продукции (молока, мяса, иной продукции переработки животных, закупленных в живом весе), а частично для изготовления иных товаров/услуг. Отрицательную разницу между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, определенную в декларации по НДС относительно деятельности по поставке продукции, перерабатывающее предприятие засчитывает в уменьшение налоговых обязательств следующих отчетных (налоговых) периодов, которая не предусматривает права на получение бюджетного возмещения на текущий счет.

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 15.02.2013 года № 2301/6/15-33-15, волокно льна, обработанное или необработанное, но непрядущееся, отрепки и отходы льна (включая прядильные отходы и обтрепанное сырье) в понимании НК не являются сельскохозяйственными товарами. Согласно УКТ ВЭД они относятся к товарной группе текстильных товаров (код 5301), а не к продовольственной группе товаров, на поддержку которой направлено применение специального режима налогообложения сельскохозяйственных предприятий. Поэтому операции по их поставке следует отображать в декларации по НДС, по которой осуществляется уплата НДС в бюджет. В то же время семена льна и его солома согласно УКТ ВЭД относятся к сельскохозяйственным товарам (товарные позиции 1204 и 1213), а потому операции по поставке такой продукции необходимо отображать в декларации по НДС (сокращенной).

Как следует из письма ГНСУ от 13.12.2012 года № 11469/0/71-12/18-3117, специальные свидетельства о регистрации сельхозпредприятия как субъекта спецрежима налогообложения НДС с датой регистрации «01.02.2012», «01.03.2012», «01.04.2012» и т. д. и/или датой начала действия «2013 год» должны содержать исключительный перечень видов деятельности на основе КВЭД-2010. Свидетельства, выданные органами ГНС раньше, являются действующими до внесения СПД соответствующих изменений в Единый государственный реестр.

ГНСУ в письме от 25.12.2012 года № 7604/0/51-12/18-3116 отметила, что она не возражает против автоматического (без участия субъектов) изменения КВЭД-2005 на КВЭД-2010, а также относительно продления переходного периода от КВЭД-2005 к КВЭД-2010. Более того, в связи с утратой 31.12.2012 года силы КВЭД-2005 ГНСУ обязала органы ГНС после 31.12.2012 года указывать в свидетельствах плательщиков единого налога и свидетельствах о регистрации сельскохозяйственного предприятия как субъекта спецрежима налогообложения НДС коды видов экономической деятельности на основе КВЕД-2010. В то же время свидетельства, выданные органами ГНС ранее с указанием видов деятельности на основе КВЭД-2005, являются действительными и не подлежат обязательной замене и внесению изменений в данные, которые указываются в таких свидетельствах. Законодательством не предусмотрена обязательная замена таких свидетельств в случае внесения изменений в национальные классификаторы. Кроме того, органы ГНС не применяют санкций к СПД за неприведение ими кодов экономической деятельности в соответствие с КВЭД-2010.

Как следует из письма ГНСУ от 04.02.2013 года № 1679/6/15-14-15-В, нормы ст. 157 НК применяются к неприбыльным учреждениям и организациям, зарегистрированным в установленном порядке и внесенным органами ГНС в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. При этом освобождение от налогообложения касается только доходов этих учреждений и организаций от деятельности, свойственной им как неприбыльным. Исчерпывающий перечень видов деятельности неприбыльных организаций, не предусматривающих получение прибыли, должен быть предусмотрен их уставом. Деятельность этих организаций, направленная на получение прибыли, не дает права на освобождение от налога на прибыль. Порядок регистрации неприбыльных учреждений и организаций урегулирован Положением о Реестре неприбыльных учреждений и организаций. Предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять предоставленную им п. 154.1 НК льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой. Оно выдается Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов согласно Закону «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» и постановлению КМУ от 08.08.2007 года № 1010.

Как следует из письма ГНСУ от 16.01.2013 года № 647/6/23-50.0114, сумма денежного или имущественного содержания или обеспечения военнослужащих срочной службы отображается в налоговом расчете формы № 1ДФ с признаком дохода «137».

По мнению Гостаможслужбы, изложенному в письме от 05.03.2013 года № 11.1/2-12.2/2172-ЕП, транспортные средства, которые временно ввозятся на таможенную территорию Украины гражданами-резидентами в служебных целях, не относятся к транспортным средствам коммерческого назначения. Транспортное оформление таких транспортных средств осуществляется согласно ч. 3 ст. 380 ТК.

Гостаможслужба в письме от 04.03.2013 года № 11.1/2-12.4/2125-ЕП перечислила документы, которые могут использоваться для декларирования товаров в таможенном режиме транзита согласно международным договорам Украины. В этот перечень вошли: багажные квитанции (предусмотрены Соглашением о международном пассажирском сообщении), перевозочные документы по форме ЛУ-12 и по форме ЛУ-12б (предусмотрены Порядком оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном транспорте), накладные сдачи «Наземные депеши» CN37, «Авиадепеши» CN38, «наземные депеши, которые перевозятся воздушным путем (S. A.L.)» CN41 (предусмотрены Всемирной почтовой конвенцией).

По мнению Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, изложенному в письме от 18.02.2013 года № 04-29-347, если страховой случай у застрахованного лица наступил в первый день работы, то исчисление средней заработной платы для расчета помощи по временной неработоспособности должно осуществляться исходя из установленного ему должностного оклада. В свою очередь, среднедневная заработная плата в этом случае определяется путем деления должностного оклада на среднемесячное количество рабочих дней согласно графику работы предприятия с января предыдущего года по январь текущего года.

Как следует из письма Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 20.02.2013 года № 04-29-397, период получения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования засчитывается в страховой стаж как период уплаты ЕСВ в размере минимального размера страхового взноса за календарный месяц. К числу этих видов социального страхования принадлежит помощь по временной неработоспособности (включая уход за больным ребенком), по беременности и родам.

НБУ в письме от 04.03.2013 года № 04.03.2013 предоставил разъяснения относительно оформления уведомления о договоре, направляемого для регистрации кредитного договора, заключенного резидентом-заемщиком с Северным инвестиционным банком или Европейским инвестиционным банком согласно Рамочным соглашениям с этими банками. К таким договорам не применяются требования относительно непревышения размера выплат по максимальной процентной ставке, а также относительно момента вступления в силу договора. При заполнении заемщиком уведомлений о таких договорах, в них должна содержаться информация относительно соответствующего Рамочного соглашения, в рамках которого заключаются договоры, и реквизиты документа, свидетельствующего о принадлежности договора к сфере действия такого Рамочного соглашения (реквизиты письма-подтверждения, которое предоставляется по адресу Северного инвестиционного банка или Европейского инвестиционного банка).