Sidebar

ГНСУ в письме от 29.01.2013 года № 1387/6/15-3115 пришла к выводу о возможности формирования налогового кредита на основании временных таможенных деклараций. По ее мнению, в случае осуществления операций по ввозу товаров формирование налогового кредита по НДС проводится на основании таможенной декларации (в том числе временной), оформленной в соответствии с требованиями законодательства и подтверждающей уплату налога. Такой вывод был сделан на основании анализа норм пунктов 201.12, 198.1, 187.8 НК и ст. 248, 260 ТК.

ГНСУ в письме от 25.02.2013 года № 2787/6/15-3115 разъяснила особенности налогообложения НДС в случае, если предварительная оплата (аванс) по операции по поставке программной продукции плательщиком НДС получена в 2012 году, а подписание акта по поставке такой продукции и окончательный расчет по такой операции состоялись в 2013 году. По ее мнению, в этом случае налогообложению НДС подлежит та часть стоимости программной продукции, которая была уплачена поставщику в 2012 году. Остальная стоимость такой продукции, оплаченной поставщику в 2013 году, освобождается от налогообложения НДС. Это связано с тем, что согласно Закону № 5091-VI с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года операции по поставке программной продукции освобождены от налогообложения НДС.

В письме от 29.01.2013 года № 1389/6/15-3115 ГНСУ рассказала о налогообложении НДС операций по возвращению оборудования, полученного от нерезидента в оперативный лизинг. Было отмечено, что в зависимости от вида оборудования, которое ввозится на условиях оперативного лизинга, согласно п. 206.7 НК к нему применяется режим полного или условного частичного освобождения от налогообложения. По завершению срока действия договора оперативного лизинга ввезенное оборудование подлежит возвращению нерезиденту. Такая операция согласно п. 2 ч. 1 ст. 86 ТК является операцией реэкспорта. А согласно п. 206.5 НК операции по вывозу товаров в таможенном режиме реэкспорта освобождаются от налогообложения НДС.

Как следует из письма ГНСУ от 14.02.2013 года № 3688/7/15-2117, плательщики экологического налога за I квартал в 2013 г. подают органам ГНС два приложения. В первом из них исчисляются налоговые обязательства по экологическому налогу по ставкам, действовавшим в период с 1 по 3 января 2013 года включительно, а во втором – с 4 января по 31 марта 2013 года включительно. Это связано с тем, что Закон № 5503-VI, которым ставки экологического налога были увеличены в среднем на 7,9 %, был опубликован и, соответственно, вступил в силу лишь 3 января 2013 года. А, как известно, согласно ст. 58 Конституции законы не имеют обратного действия во времени. Порядок представления Налоговой декларации экологического налога и уплаты налоговых обязательств в 2013 году не изменился. Он предусмотрен ст. 250 НК.

В письме от 27.12.2012 года № 2699/0/71-12/15-2117 ГНСУ разъяснила сущность последних изменений, связанных с администрированием экологического налога. В частности, были сделаны следующие выводы:

– в связи с изменением понятия «размещение отходов», которое появилось благодаря Закону № 4834-VI устраняется двойное налогообложение экологическим налогом размещения субъектами хозяйствования отходов на специально отведенных местах или объектах, размещенных на собственных территориях. Теперь при временном хранении отходов субъекты хозяйствования не будут платить экологический налог в случае наличия у них договора на удаление и утилизацию отходов с коммунальными или специализированными предприятиями и передачи отходов в установленные этим договором сроки на утилизацию и захоронение;

 

– Законом № 5503-VI ставки экологического налога были увеличены в среднем на 7,9 процента. При этом согласно п. 2 подраздела 5 раздела XX НК по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 1 января по 31 декабря в 2013 года включительно, ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных ст. 243 – 246 НК.

НБУ в письме от 26.02.2013 года № 29-209/2357-2452 предоставил ряд разъяснений относительно практического применения требований его нормативно-правовых актов. В частности, были сделаны следующие выводы:

– комиссионное вознаграждение по операциям, которые осуществляются с использованием специальных платежных средств, должны оплачиваться клиентами банка исключительно в гривнях. В том числе, если договором с клиентом предусмотрена возможность договорного списания средств со своих счетов в пользу банка. Это следует из п. 3.11 Положения о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществлении операций с их использованием;

– банк должен использовать схему расчетов, которая будет предусматривать возможность списания с текущего счета клиента иностранной валюты, ее дальнейшей продажи на межбанковском валютном рынке Украины от имени клиента и зачисления ее гривневого эквивалента на счета с учетом доходов банка без предварительного зачисления на текущий счет клиента в гривнях. Зачисление гривневого эквивалента проданной иностранной валюты осуществляется исключительно на основании соответствующего договора и не требует дополнительного представления клиентом заявления о продаже иностранной валюты.

НБУ в письме от 28.02.2013 года № 28-311/699/2529 разъяснил, как должны действовать банки в случае получения официальной информации таможенных органов относительно уточнения данных об экспортных, импортных операциях своих клиентов, в частности, листов корректировки, которыми внесены изменения в таможенную декларацию. По мнению НБУ, банки должны учитывать такую информацию при осуществлении контроля за соответствующими экспортными, импортными операциями. Такой вывод был сделан на основании результатов анализа п. 37 Положения о таможенных декларациях, предусматривающего возможность внесения изменений в таможенную декларацию путем оформления листа корректировки, и п. 4.1 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, предоставляющей банкам право требовать от своих клиентов полную информацию об осуществлении ими валютных операций.

Как следует из письма Государственной санитарно-эпидемиологической службы от 18.02.2013 года № 04.01-07/156-і, должностные лица СЭС на сегодня при проведении плановых и внеплановых проверок должны использовать форму акта проверки соблюдения санитарного законодательства, утвержденную приказом Минздрава от 14.04.95 года № 64. Форма акта санитарно-эпидемиологического обследования объекта (ф. 315/о), утвержденная приказом Минздрава от 11.07.2000 года № 160, используется должностными лицами СЭС только при проведении обследования объекта для целей государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Гостаможслужба в письме от 21.02.2013 года № 11.1/3-16.3/1736-ЕП обратила внимание на необходимость привлечения государственных инспекторов ветеринарной медицины для проведения ветеринарно-санитарного контроля всех без исключений живых животных, которые перемещаются через таможенную границу. Таможенный контроль и таможенное оформление таких товаров завершать только после проведения ветеринарно-санитарного контроля.

Как следует из письма Гостаможслужбы от 21.02.2013 года № 16.1/136-ЕП, для целей свободной торговли партией товара считаются товары, которые одновременно отправляются по одним или нескольким товаротранспортными документами на адрес одного грузополучателя от одного грузоотправителя и одновременно подаются для таможенного оформления вместе с оригиналом сертификата формы СТ-1. Такой вывод основан на положениях Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств.

Гостаможслужба в письме от 24.01.2013 года № 12.2/2/48-ЕП разъяснила вопрос заполнения графы 9 ТД при указании сведений о лице, которым перемещаются товары в пределах договоров о совместной инвестиционной деятельности без создания юридического лица. В этом случае в правом верхнем углу графы 9 ТД в качестве налогового номера налогоплательщика отмечается регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, присвоенный уполномоченному лицу договора о совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица. При этом идентификация ТД на товары, которые ввозятся на основании договоров о совместной инвестиционной деятельности, должна осуществляться по признаку наличия кода «ВВ» в графе 37 ТД.

Минрегион в письме от 11.02.2013 года № 7/15-1989 рекомендовал при определении стоимости строительства учитывать рекомендованный уровень заработной платы в размере 3400 грн. Хотя, по данным Госкомстата, начисленная заработная плата работников, занятых в строительстве, в среднем по Украине за декабрь 2012 года представляла 2721 грн., а в отдельных регионах страны этот уровень был ниже 2000 грн.

Как следует из письма Государственной инспекции Украины по безопасности на наземном транспорте от 04.02.2013 года № 530/7/15-13, при проезде территорией Украины армянские перевозчики освобождаются от уплаты платы за проезд автомобильными дорогами Украины (за каждый километр проезда). Такой вывод основан на положениях Соглашения между Правительством Украины и Правительством Республики Армения о международном автомобильном сообщении, ратифицированного Верховной Радой Украины. Освобождение перевозчиков Сербии возможно только при наличии разрешения Украины (пассажирского или грузового).

Минюст в разъяснении от 28.02.2013 рассказал об основных изменениях, произошедших в сфере доступа к адвокатской профессии и дисциплинарной ответственности адвокатов. Так, были упомянуты установленные требования к лицам, желающим получить статус адвоката, порядок получения этого статуса, раскрыто особенности правового статуса и осуществления деятельности адвокатами иностранных государств, указаны основания для привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности и порядок такого привлечения.