Sidebar

По мнению НБУ, изложенному в письме от 14.02.2013 года № 29-213/1846-1878, ч. 6 ст. 10561 ГК, требующая указывать максимальный размер увеличения процентной ставки при заключении кредитного договора с применением изменяемой процентной ставки, распространяется на кредитные правоотношения между резидентами и нерезидентами. Этот вывод был основан на том, что указанная норма ч. 6 ст. 10561 ГК имеет императивный характер, а согласно ст. 14 Закона «О международном частном праве» правила этого Закона не ограничивают действия императивных норм права Украины, регулирующих соответствующие отношения, независимо от права, подлежащего применению.

Минюст в письме от 05.02.2013 года № 05.02.2013 ответил на некоторые вопросы, связанные с платой за осуществление нотариусами поиска сведений в государственных и единых реестрах, способов оплаты такого поиска и перечня документов, которые должны передаваться органам Государственной регистрационной службы. В частности, были даны следующие разъяснения:

– оплата услуг за получение информации из единых и государственных реестров одним субъектом предоставления услуги для одного потребителя этой услуги может осуществляться одним платежным документом за все действия с указанием соответствующих кодов в назначении платежа. Также Минюстом рассматривается вариант организации осуществления безналичных расчетов за эти услуги непосредственно у субъекта предоставления услуг;

 

– за осуществление во время совершения нотариального действия одного поиска нотариусами сведений о зарегистрированных вещественных правах, их обременение на объект недвижимого имущества в Реестр установлена плата в размере 68 гривен. При этом в основном меню Реестра нотариусы имеют техническую возможность бесплатно осуществлять неограниченное количество поисков по разным параметрам, а в другом подменю – осуществлять платный поиск для формирования извлечений, которые нотариус должен хранить в соответствующем деле;

– перечень документов, которые передаются нотариусом органу государственной регистрационной службы, определен п. 22 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений. При этом к копиям поданных заявителем для проведения государственной регистрации прав документов принадлежат копии правоустанавливающего документа, паспорта гражданина, карточки налогоплательщика или справки о присвоении идентификационного кода и т. п. Под документом, подтверждающим внесение платы за предоставление извлечения из Государственного реестра прав, понимается платежный документ об уплате 120 грн., которые направляются на соответствующий счет Госказначейства. Под документом об уплате государственной пошлины – платежный документ об уплате 119 грн., которые направляются в государственный бюджет. Под иными документами – карточка приема заявления; решение о государственной регистрации прав и их обременений; извлечение из Государственного реестра прав; информация о поиске заявлений в базе данных о регистрации заявлений и запросов; информация из других государственных реестров и прочее;

– документы, связанные с регистрацией прав на недвижимость, передаются нотариусом органу государственной регистрации по месту расположения недвижимого имущества нарочно с описью вложения или путем направления заказного письма с описью вложения в день принятия решения о регистрации. Опись вложения должна содержать полный перечень документов, которые передаются, с указанием количества листов каждого отдельного документа, ФИО государственного регистратора, который передает эти документы, и полного названия соответствующего органа государственной регистрации прав, наименования нотариальной конторы или названия нотариального округа.

По мнению Государственной регистрационной службы, изложенному в письме от 21.01.2013 года № 27-06-15-13, при проведении государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество следует формировать извлечение из Государственного реестра прав, который предоставляется собственнику недвижимого имущества. Ведь именно он содержит сведения относительно всех совладельцев с указанием их частей в праве общей частичной собственности, сведения об имеющихся других вещных правах, обременениях вещных прав, в том числе перенесенных из других реестров. В случае проведения государственной регистрации других вещных прав на недвижимое имущество, обременений вещных прав на недвижимое имущество следует формировать извлечение, которое предоставляется в процедуре государственной регистрации прав. Программное обеспечение Государственного реестра прав предусматривает возможность формирования извлечений, которые содержат разный объем сведений из Государственного реестра прав в зависимости от субъектов, которым они предоставляются, а также оснований для их выдачи.

По мнению Государственной регистрационной службы, изложенному в письме от 06.02.2013 года № 41-06-15-13, в случае возникновения или перехода обременений вещных прав на недвижимое имущество заинтересованным лицом является лицо, которым установлено обременение, или лицо, в интересах которого установлено обременение. В случае прекращения обременения вещных прав на недвижимое имущество заинтересованным лицом является лицо, которым прекращено обременение, или лицо, в интересах которого прекращено такое обременение. В случае подачи таким лицом заявления о государственной регистрации прав и их обременений по установленной форме, оно предъявляет органу государственной регистрации прав документ, удостоверяющий ее личность. В случае представления такого заявления путем его отправки органу государственной регистрации прав сопроводительное письмо оформляется на бланке установленной формы в соответствии с требованиями законодательства.

Как следует из письма Государственной регистрационной службы от 01.02.2013 года № 105-7-12-13, согласно п. 1.7 Требований относительно написания наименования юридического лица или ее отделенного подразделения в наименовании юридических лиц частного права запрещается использование полных или сокращенных наименований органов государственной власти или органов местного самоуправления, или производных от этих наименований. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти являются юридическими лицами публичного права. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом по представлению Премьер-министра.

В письме от 28.01.2013 года № 85-7-12-13 Государственная регистрационная служба разъяснила порядок государственной регистрации юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме государственная организация (учреждение, заведение). Было подчеркнуто, что согласно ст. 81 ГК юридическое лицо публичного права создается предписывающим актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления. А согласно приказу Госпотребстандарта от 28.05.2004 года № 97 государственная организация (учреждение, заведение) образуется компетентным органом государственной власти в предписывающем порядке. Государственная регистрация таких юридических лиц осуществляется в соответствии с требованиями ст. 24 – 27 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей».

Как следует из письма ГНСУ от 29.12.2012 года № 12875/0/71-12/22-3317, в случае непоступления в адрес резидента в законодательно установленные сроки расчетов товара по импортной операции возникает нарушение законодательно установленного срока расчетов. В этом случае банк должен информировать налоговые органы о выявленных в отчетном месяце фактах нарушений непоступлений согласно п. 5.9 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями. Нарушение сроков расчетов по импортным операциям согласно ст. 4 Закона «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» влечет за собой наложение пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки. Сумму этой пени по результатам документальных проверок могут взыскивать органы ГНС.

Также в этом письме также был сделан вывод, что свидетельством завершения импортной операции является дата поступления товара на таможенную территорию Украины, фактического пересечения им таможенной границы, которая подтверждается проставлением соответствующих таможенных обеспечений на товаросопроводительных и товарно-транспортных документах, но при обязательном наличии ТД типа ИМ-40. В случае наличия на момент проведения документальной проверки у импортера только товаросопроводительных или товарно-транспортных документов, с указанием даты пересечения (ввоза) такими товарами таможенной границы Украины, но при отсутствии должным образом оформленной ТД типа ИМ-40, к резидентам должна применяться ответственность, предусмотренная ст. 4 Закона «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте».

По мнению ГНСУ, изложенному в письме 15.11.2012 года № 4967/0/51-12/15-3416, операции по компенсации расходов на содержание придомовой территории (возмещение уплаты земельного налога) арендодателю согласно условиям договора аренды нежилого помещения как до 01.01.2011 года, так и после этой даты включаются в базу налогообложения и являются объектом налогообложения НДС. Исключения составляют операции по компенсации таких расходов арендодателю – бюджетному учреждению, которые с 01.07.2012 года не включаются в базу налогообложения и НДС не облагаются. Такой вывод был сделан на основании анализа пп. «б» п. 185.1, пп. 14.1.185, п. 188.1 НК и пп. 3.1.1, п. 4.1 Закона «О налоге на добавленную стоимость».

По мнению ГНСУ, изложенному в письме от 11.01.2013 года № 351/6/17-1115, нормы пп. 165.1.19 НК, освобождающего от обложения НДФЛ средства и стоимость имущества (услуг), предоставленных как помощь на лечение или медицинское обслуживание за счет средств благотворительной организации или работодателя, могут быть применены последними при наличии соответствующих подтверждающих документов, то есть по факту проведения действий относительно лечения и медицинского обслуживания плательщика НДФЛ. Для подтверждения этих фактов ГНСУ рекомендует предоставлять договоры, идентифицирующие продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя), платежные и расчетные документы и тому подобное. Также было отмечено, что пп. «а» пп. 170.7.4 НК, освобождающий от обложения НДФЛ благотворительную помощь, которая предоставляется резидентами заведению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению плательщика налога, в том числе для приобретения лекарств, распространяется на общую сумму (стоимость) благотворительной помощи, полученной приобретателем на такие цели.

В письме от 28.12.2012 года № 026/0/61-12/15-3115 ГНСУ подтвердила, что налогоплательщик, применяющий кассовый метод, имеет право сформировать налоговый кредит отчетного периода на основании налоговых накладных, полученных в течение 60 календарных дней с даты списания средств с его банковского счета, независимо от даты получения от поставщика товаров/услуг, но с учетом сроков давности. Ранее такой вывод был сделан в обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 16.02.2012 года № 12.

По мнению Госинспекции труда, изложенному в письме от 05.11.2012 года № 422/21/01/02-12, должностное лицо, которое проводит проверку, обязано предъявить копию исключительно направления на проверку, а не служебного удостоверения. Такой вывод был сделан на основании анализа ч. 5 ст. 7 Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Также в письме была подчеркнута обязанность должностного лица, проводящего проверку, вносит запись в соответствующий журнал субъекта хозяйствования и право государственных инспекторов труда получать объяснение, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающим во время государственного надзора (контроля). В случае невыполнения законных требований инспектора лицо несет ответственность согласно ст. 1886 КоАП. Отвечая на вопрос о возможности закрепления за инспектором работника предприятия, который будет следить за его перемещениями на объекте проверки, было отмечено, что ст. 31 КЗоТ установлен прямой запрет требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Но в случае если выполнение таких обязанностей определено условиями трудового договора работника, никаких дополнительных предостережений относительно совершения таких действий законодательством не предусмотрено.

Госгорпромнадзор в письме от 13.11.2012 года № 9904/0/5.1-10/6/12 признал, что принципы и порядок проведения проверок его органами регулируется нормами Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и Положением, утвержденным приказом МЧС от 11.08.2011 года № 826. Также было признано, что проверяющие должны иметь при себе служебное удостоверение и направление на проведение проверки, и что в случае непредъявления одного из этих документов субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо органа Госгорпромнадзора к осуществлению такой проверки. Права и обязанности субъектов хозяйствования во время осуществления государственного надзора (контроля) регламентируются согласно требованиям ст. 10, 11 Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Минагрополитики в письме от 06.02.2013 года № 37-32-7/2380 выразило протест против действий Гостаможслужбы по классификации шелухи подсолнечной прессованной гранулированной, а также шрот/макухи по товарной позиции 1206 (семена подсолнуха) вместо товарной позиции 2306 30. Тем самым указанные товары, полученные на масло-добывающих предприятиях в результате переработки сельскохозяйственного сырья (семена подсолнуха), облагаются вывозной пошлиной в размере 10 %. В Министерстве пояснили, что экспортная пошлина на семена подсолнуха вводилась с целью максимальной загрузки отечественных маслодобывающих предприятий этим сельхозсырьем, а не для ее распространения на товары, полученные в результате переработки семян подсолнуха. Накопление шелухи подсолнечной приведет не только к невыполнению внешнеэкономических контрактов, но и к полной остановке маслодобывающих предприятий. Любые ограничения относительно экспорта этого товара имеют непредсказуемые последствия как для масло-добывающих заводов, так и для продовольственного рынка в целом через сокращение производства подсолнечного масла. В связи с этим Министерство потребовало отменить письмо Гостаможслужбы от 28.01.2013 года № 11.1/1.2-16/969-ЕП. Письмом от 07.02.2013 года № 11.1/2-16/1391-ЕП указанное письмо было отменено.

В разъяснении от 12.02.2013 года Минюст раскрыл правовую природу наследственного договора. Им был сделан вывод, что наследственный договор имеет двойную правовую природу: он одновременно является и распоряжением на случай смерти и договором, содержанием которого обусловливаются его существенные условия. При этом институт наследственного договора имеет более тесную связь с подотраслью обязательственного, а не наследственного права, поскольку выступает в качестве разновидности договоров о передаче имущества в собственность. Сходство наследственного договора с наследованием оказывается в общности основного юридического основания возникновения права на наследование у наследников и права собственности у приобретателя, которой является смерть физического лица – отчуждателя.

НКРЭ в письме от 05.02.2013 года № 1030/12/47-13 рассказала о порядке переоформления лицензии на поставку электрической энергии в случае ликвидации лицензиата, его реорганизации в форме слияния, присоединения, участия в объединениях, а также в случае приобретения или отчуждения им больше чем 25 % долей (акций, паев) или активов (имущества). В этих случаях лицензиат должен обратиться в НКРЭ для определения соответствия отмеченных мероприятий требованиям законодательства, в частности Условиям и Правилам осуществления предпринимательской деятельности по передаче электрической энергии местными (локальными) электросетями и Условиям и Правилам осуществления предпринимательской деятельности по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу, запрещающим заниматься лицензированной деятельностью по поставке электрической энергии по нерегулированному тарифу на закрепленной территории вместе с родственными предприятиями. Вместе с таким обращением необходимо подать подтверждающие документы и информацию относительно наличия родственных предприятий, которые возникают в результате вышеупомянутых действий и осуществляют деятельность по передаче и/или поставке электрической энергии по регулируемому и нерегулированному тарифу.

Как следует из письма Минсоцполитики от 15.11.2012 года № 447/10/136-12, базовым месяцем для проведения индексации стипендии является месяц повышения ее размера в соответствии с законодательством. Но если сумма увеличения стипендии ниже, чем сумма индексации в указанном месяце, то такой рост не может быть основанием для определения месяца базовым. Индексация стипендии в таком случае продолжается на общих основаниях согласно действующему законодательству. Также в этом письме был сделан вывод, что премии, которая выплачивается в текущем месяце за предыдущий, не индексируется. К примеру, если премия за февраль выплачивается в марте, то она не индексируется, поскольку доход за февраль должен был уже быть проиндексирован в пределах прожиточного минимума для работоспособных лиц.

Госказначейство в письме от 24.01.2013 года № 17-10/237-2324 рассказало о порядке открытия бюджетных и небюджетных счетов юридическим лицам и ФЛП, государственная регистрация которых в ЕГР произошла после 17 декабря 2012 года. Вместе с Регистрационной карточкой распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств вместо справки из ЕГР или копии этой справки, заверенной органом, который ее выдал, предоставляется выписка из ЕГР. При открытии бюджетных счетов копии документов, подтверждающих постановку клиента, обособленного подразделения распорядителя бюджетных средств на учет в органах ГНС и ПФУ не подаются, поскольку эта информация содержится в выписке из ЕГР. Если выписка из ЕГР предоставлялась с Регистрационной карточкой, то при открытии счета указанная выписка не предоставляется. Для открытия небюджетных счетов справка о включении в ЕГРПОУ, копии уведомлений о постановке клиента на учет в соответствующем органе ПФУ и органе ГНС, удостоверенные органами, которые их выдали, или в нотариальном порядке в органы Казначейства не подаются.