Sidebar

19 января 2013 года вступит в силу новая редакция Закона Украины № 4212-VI от 22.12.2011 г. «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее – Закон о банкротстве). Новый Закон о банкротстве имеет довольно много изменений и новелл, некоторые из которых рассмотрим ниже.

В первую очередь, нужно сказать, что новым Законом о банкротстве расширены некоторые определения и понятия.

К примеру, устанавливается более широкое разделение кредиторов. Так, наряду с такими кредиторами, как текущие и конкурсные, появляется новый вид кредиторов – обеспеченные кредиторы – кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (имущественного поручителя). Согласно новому Закону обеспеченные кредиторы не являются сторонами по делу о банкротстве, а только ее участниками. Это существенно меняет статус кредиторов, требования которых обеспечены залогом. В частности, требования обеспеченных кредиторов удовлетворяются вне установленной очередности удовлетворения требований кредиторов, а именно имущество банкрота, являющееся предметом залога, не включается в ликвидационную массу и используется исключительно для удовлетворения требований кредитора по обязательствам, которые оно обеспечивает.

Еще одним изменением нового Закона является отсутствие определения «досудебная санация», однако вводится процедура «санации должника до возбуждения дела о банкротстве».

Инициировать такую процедуру имеет право должник или кредитор. Согласие между должником и кредитором (кредиторами) о проведении санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве может быть достигнуто как до, так и после возникновения задолженности должника.

 

Санация должника до возбуждения производства по делу о банкротстве может быть предусмотрена сделкой (договором), на основании которой возникло денежное обязательство должника.

Отсутствие в новом Законе о банкротстве определения «досудебная санация» заключается в обязательной необходимости обращения в суд, то есть должник или представитель кредиторов еще до возбуждения производства по делу о банкротстве должен подать в хозяйственный суд по месту нахождения должника заявление об утверждении плана санации должника.

Срок действия процедуры санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве не может превышать 12 месяцев

Срок действия процедуры санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве не может превышать 12 месяцев со дня утверждения судом соответствующего плана санации.

В течение действия этой процедуры не может быть возбуждено дело о банкротстве должника по его заявлению или по заявлению любого из кредиторов. В течение процедуры санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Таким образом, устанавливая вышеупомянутые нормы, новый Закон о банкротстве имеет целью предотвращение и предупреждение возникновения неплатежеспособности должника.

Одним из условий открытия хозяйственным судом производства по делу о банкротстве является наличие у кредитора судебного решения, подтверждающего бесспорность требований

В связи со вступлением в силу Закона значительно изменяется определение понятия «бесспорных требований». Теперь бесспорные требования кредиторов – денежные требования кредиторов, подтвержденные судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, согласно которому в соответствии с законодательством осуществляется списание средств со счетов должника.

Следовательно, одним из условий открытия хозяйственным судом производства по делу о банкротстве является наличие у кредитора (кредиторов), судебного решения, вступившего в законную силу, и постановления об открытии исполнительного производства, что является доказательством бесспорности требований кредитора.

Кроме того, следует обратить внимание, что Закон изменяет порядок возбуждения производства по делу о банкротстве.

Так, постановление о возбуждении производства по делу о банкротстве хозяйственный суд выносит по результатам рассмотрения заявления о возбуждении такого дела только на подготовительном заседании (то есть позже, чем было до этого).

 

Законом изменена и усовершенствована процедура выявления кредиторов предприятия-банкрота, лиц, изъявивших желание принять участие в санации должника и их сообщения о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Данная процедура отныне будет проходить путем обнародования информации о возбуждении дела о банкротстве на официальном веб-сайте Высшего хозяйственного суда Украины (эта норма вступит в силу только с 19.01.2014 г.).

Новая процедура информирования о банкротстве будет более эффективная в сравнении с ныне действующей

Поскольку обнародование сведений по делу о банкротстве через официальные печатные издания является достаточно устаревшей и неэффективной процедурой, новая процедура позволит проинформировать значительно больший круг лиц, чем было до этого.

Новый Закон о банкротстве призван на уменьшение продолжительности осуществления процедуры банкротства путем сокращения сроков судебных процедур.

В частности, подготовительное заседание хозяйственного суда должно состояться в течение 14 дней со дня вынесения постановлений о принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве. Предыдущее заседание должно состояться в течение 2 месяцев и 10 дней после даты проведения подготовительного заседания суда. Процедура распоряжения имуществом отныне должна составлять 115 дней, но может быть продлена еще на 2 месяца. Процедура санации отныне вводится на 6 месяцев, хотя может быть продлена еще на 12 месяцев. Процедура ликвидации должна быть закончена исключительно в срок 12 месяцев.

Как видим, сроки, установленные в новом Законе, почти вдвое сокращены, чем до этого.

В заключение обратим внимание на расширение и установление правового статуса арбитражного управляющего согласно новому Закону.

Во-первых, изменено определение «арбитражного управляющего», а именно теперь арбитражным управляющим является физическое лицо, назначенное хозяйственным судом в установленном порядке в деле о банкротстве из числа лиц, которые получили соответствующее свидетельство и внесены в Единый реестр арбитражных управляющих Украины.

В новый Закон о банкротстве включен целый раздел, посвященный исключительно деятельности арбитражного управляющего. Устанавливаются требования к лицу, желающему стать арбитражным управляющим, изменяется механизм назначения арбитражных управляющих, изменяется порядок права на осуществление такой деятельности.

В частности, предусматривается отмена лицензий арбитражных управляющих, а деятельность арбитражный управляющий будет проводиться на основании свидетельства о праве на осуществление такой деятельности.

Помимо этого, для лиц, изъявивших желание стать арбитражным управляющим, устанавливается обязательность стажировки в течение 6 месяцев. Также арбитражные управляющие обязаны будут раз в два года повышать свою квалификацию. И напоследок, изменяется порядок назначения арбитражного управляющего: теперь арбитражный управляющий будет определяться автоматизированной системой из числа лиц, внесенных в Единый реестр арбитражных управляющих Украины, ведение которого возложено на соответствующий орган по вопросам банкротства.

ВЫВОД:

Подытоживая, отметим, что Закон Украины № 4212-VI от 22.12.2011 г. «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», который уже совсем скоро вступит в силу, имеет целью значительное сокращение длительности процедур банкротства, совершенствование и повышение квалификации статуса арбитражного управляющего.

Однако новый Закон наряду со своими положительными новеллами все же имеет целый ряд не раскрытых вопросов, а значит, изменения в новый Закон тоже не за горами.