Sidebar

ВОПРОС

Подскажите, пожалуйста, как в 2013 году сельсовет должен утверждать проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность под строительство жилого дома в пределах села? Все документы готовы, нет только этого утверждения. Сельский совет решение не принимает – ждет каких-то инструкций или отправляет в земагентство, а то, в свою очередь, в сельский совет. Замкнутый круг. Документы были готовы еще в конце 2012 года.

ОТВЕТ

Отсутствие решения сельсовета относительно отвода земельного участка под застройку, вероятно, связано не столько с изменениями в процедуре отвода земельных участков, которые действительно имели место быть в декабре 2012 – январе 2013 года, сколько с несколькими законодательными запретами, вступившими в силу с 1 января 2013 года.

Во-первых, это запрет на передачу (предоставление) земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд при отсутствии утвержденного плана зонирования или детального плана территории. Этот запрет предусмотрен ч. 3 ст. 24 Закона «О регулировании градостроительной деятельности», вступившей в силу с 1 января 2013 года. Ни план зонирования, ни детальный план территории села, скорее всего, пока не утвержден (а возможно, еще и не разработан) ввиду отсутствия в бюджете сельсовета средств на это, и потому сельсовет не может принять решение о передаче участка под строительство жилого дома.

Во-вторых, с 1 января 2013 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности». Согласно п. 9 раздела II этого документа право собственности на земельные участки государственной и коммунальной собственности реализуется после государственной регистрации права собственности на соответствующий земельный участок. Право коммунальной собственности территориальной общины села на земли, расположенные в его пределах и не находящиеся в частных руках, вряд ли зарегистрировано. А раз так, то сельсовет снова-таки не может законно принять решение о передаче земельного участка из коммунальной собственности в частную.

Конечно, такое положение дел нельзя назвать нормальным, поскольку в данном случае нарушается законное право гражданина на бесплатную приватизацию земельного участка в пределах норм, предусмотренных ст. 121 ЗК. И причиной такого нарушения являются не столько жесткие законодательные нормы, сколько бездеятельность сельского совета, который до сих пор не удосужился разработать и утвердить план зонирования или детальный план территории села и не зарегистрировал право собственности территориальной общины села на принадлежащие ей земли. Отсутствие средств на это в бюджете села не может служить законным оправданием, а потому такое бездействие сельсовета является противоправным. А раз так, то оно может быть обжаловано в административном суде.

Правда, результативность такого обжалования вызывает большие сомнения. Согласно доминирующей в судебной практике позиции, изложенной в п. 7 постановления Пленума ВСУ от 16.04.2004 г. № 7, суд не может решать вопросы, отнесенные к компетенции органов исполнительной власти или местного самоуправления. То есть он не может вместо сельсовета принять решение о передаче земельного участка истцу, утвердить план зонирования территории села или зарегистрировать право собственности за сельской общиной. Он может лишь признать бездеятельность сельсовета неправомерной и обязать его выполнить определенные действия, предусмотренные его компетенцией. Также он может взыскать с сельсовета компенсацию за ущерб, причиненный гражданину таким неправомерным бездействием, если наличие такового будет доказано. Но выполнить такое судебное решение практические нереально, в том числе ввиду того, что сельсовет является коллективным органом власти и каждый его член в отдельности не несет ответственности за принятые или не принятые им решения (в том числе в виде невыполнения решения суда).

Помимо пути обжалования бездействия сельсовета, можно также пойти по пути сотрудничества с ним, а именно: заключить с ним договор о предоставлении финансовой помощи для разработки плана зонирования или детального плана территории, а также для регистрации права собственности на земли сельской общины в обмен на дальнейшее принятие сельсоветом решения о передачи земли в собственность заинтересованного лица. Во всяком случае, такая возможность предусмотрена ч. 4 ст. 10 Закона «О регулировании градостроительной деятельности» для целей разработки плана зонирования и детального плана территории.

Но, во-первых, такой вариант под силу только тем лицам, которые обладают значительными финансовыми возможностями, позволяющими профинансировать соответствующие работы. Во-вторых, это не снимает необходимости прямого участия сельсовета. Именно он согласно ч. 4 ст. 10 Закона «О регулировании градостроительной деятельности» должен выступить заказчиком разработки плана зонирования или детального плана территории и утвердить их. Также согласно п. 7 раздела VII Закона «О Государственном земельном кадастре» именно он должен принять решение о проведении инвентаризации земель сельской общины и утвердить ее результаты, на основании чего может быть проведена регистрация права коммунальной собственности на землю. В-третьих, даже при условии успешной разработки и утверждения плана зонирования или детального плана территории села и процедуры инвентаризации земли нет гарантий того, что сельский совет примет решение о передачи участка в собственность лицу ввиду вышеуказанной безответственности его членов за принятие или непринятие ими такого рода решений.

Также можно просто подождать отмены указанных выше законодательных запретов (соответствующие проекты в Верховной Раде уже зарегистрированы несколькими народными депутатами разных политических сил) или утверждения сельсоветом документов, необходимых для разблокирования процедуры передачи земель из коммунальной формы собственности. Но сколько таких изменений придется ждать, пока не известно.

ВЫВОД:

Начиная с 1 января 2013 года местные советы не могут принимать решение о передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность других лиц под застройку при отсутствии утвержденного плана зонирования и/или детального плана территории и при отсутствии факта регистрации права коммунальной собственности на эти земли. Поэтому желающим получить коммунальную землю под строительство придется либо подождать, либо профинансировать меры по проведению необходимых процедур, либо обжаловать неправомерную бездеятельность местных советов. При этом ни один из этих способов не является гарантией получения земельного участка, поскольку даже при отсутствии этих запретов решение вопроса о передаче земельного участка коммунальной формы собственности в собственность другому лицу принадлежит к исключительной компетенции местного совета и принудить его к принятию такого решения практически невозможно.