Sidebar

ВОПРОС

Городской совет принял решение об установлении фиксированных ставок арендной платы за землю в зависимости от целевого использования земельного участка. Вправе ли он устанавливать эти ставки в зависимости от целевого использования или должен опираться на целевое назначение (категории) земель?

ОТВЕТ

Согласно п. 35 ч. 1 ст. 26 Закона «О местном самоуправлении в Украине» к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится утверждение ставок земельного налога согласно Налоговому кодексу (далее – НК). В свою очередь, НК определяет земельный налог как обязательный платеж, который взимается с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей (налог для целей раздела XIII НК). Раздел XIII НК посвящен плате за землю, в которую входит и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Таким образом, горсовет при определении фиксированных ставок арендной платы за землю должен руководствоваться положениями раздела XIII НК.

Согласно ст. 14.1.136 НК арендной платой за земельные участки государственной и коммунальной собственности является обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Ст. 275 НК определяет размеры ставок налогов на земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена. Размеры этих ставок зависят от групп населенных пунктов с соответствующим количеством населения. Отдельно регулируются размеры ставок лишь для Киева, Симферополя, Севастополя, городов областного значения и курортных населенных пунктов.

Согласно ст. 274 НК ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, отмеченных в статьях 272, 273, 276 НК.

Указанные статьи НК определяют закрытый перечень исключений из общего определения ставки налога на земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена. Эти исключения касаются отдельных категорий земельных участков с учетом группы факторов: деятельности, которая осуществляется на их территории, объектов, которые на них расположены и т. д. Для таких видов земельных участков этими же правовыми нормами установлены отдельные размеры арендной платы за землю или методики ее исчисления.

При этом следует учесть, что ни земельное, ни налоговое законодательство не содержит определения понятия «целевое использование земельного участка» как независимого понятия от «использование по целевому назначению». Ведь законодательство предполагает возможность пользования земельными участками лишь в рамках их целевого предназначения. Возможно, автор вопроса имел в виду функциональное использование земельного участка, различные виды которого определяются в указанных статьях НК. В таком случае, учитывая положения раздела XIII НК, горсовет не только может, но и должен устанавливать ставки налога в зависимости от функционального использования земельного участка. Ведь целевым назначением земельного участка является его использование по назначению, определенному на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке (ст. 1 Закона «О землеустройстве»). Соответственно, функциональное использование земельного участка должно быть в рамках целевого назначения, однако может не быть сформулировано тождественно ему.

В качестве примера такого нормативно-правового акта органа местного самоуправления можно привести решение Одесского городского совета № 1267-VI от 20.09.2011 г. «Об утверждении фиксированных процентов при определении ставок арендной платы за земельные участки в г. Одессе». Не анализируя правомерность положений этого решения, можно сказать, что оно принято в соответствии с разделом XIII НК. Хотя в нем также используется формулировка «целевое использование», что, следует признать, не имеет ключевого значения, влияющего на правомерность этого нормативно-правового акта.

ВЫВОД:

В соответствующем разделе НК предусматривается регулирование платы за землю для отдельных земельных участков, на которых осуществляются конкретные виды деятельности или расположены определенные объекты. При этом далеко не всегда есть прямая отсылка к целевому назначению или категории земель. Соответственно, если определение размера арендной платы в зависимости от функционального использования земли осуществляется в строгом соответствии с положениями НК, такие действия горсовета являются правомерными.