Sidebar

ВОПРОС:

Согласно п. п. 289.2, 289.3 ст. 289 Налогового кодекса Украины коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель. При этом центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере земельных отношений, обеспечивает информирование налоговых органов, собственников земли и землепользователей о ежегодной индексации нормативной денежной оценки земель.

Подлежит ли ежегодной индексации за 2010 год нормативная денежная оценка, если она проведена в середине 2010 года?

ОТВЕТ:

Согласно ст. 271 Налогового кодекса базой расчета налога на землю является либо стоимость земли (нормативная денежная оценка), либо площадь участка (если оценка не проведена). Согласно ст. 272 – 274 Налогового кодекса ставка налога устанавливается в виде процентной ставки от нормативной денежной оценки. Таким образом, можно говорить о том, что законодателе считает правильным привязать размер платы за землю к ее стоимости.

Базовым налоговым периодом для платы на землю является 1 год (с 1 января по 31 декабря включительно), что закреплено в ст. 285 Налогового кодекса. При этом необходимо учитывать, что стоимость земли (как и любого другого имущества) со временем меняется. То есть существует необходимость ежегодно корректировать размер налога.

Размер этой корректировки в целях налогообложения наиболее объективно можно было бы установить путем проведения ежегодной нормативной денежной оценки земель. Однако на данный момент законодательство такого требования не содержит, а ч. 2 ст. 18 Закона «Об оценке земель» устанавливает периодичность ее проведения в зависимости от категории земель на уровне одного раза в 5 – 10 лет.

При этом проведение такой оценки ежегодно является очень затратным (особенно с учетом того, что до сих пор для многих земель эта оценка вообще не проводилась). Следовательно, авторам Налогового кодекса пришлось пойти другим путем. В частности, ими был введен механизм индексации нормативной денежной оценки аналогично существовавшему в Законе «О плате за землю» и постановлении КМУ «О проведении индексации денежной оценки земель».

Этот механизм и представлен в упомянутой в вопросе статье 289 Налогового кодекса Украины. Отметим, что в нем предусмотрена индексация размера нормативной денежной оценки в целях расчета суммы налога на текущий год. К примеру, при индексации за 2011 год увеличивается размер налога, уплачиваемого в 2012 году.

В данном случае индексации, что логично, подлежат все размеры оценки, установленные по состоянию на 1 января текущего года. То есть индексации подлежит любая сумма, которая была определена в предыдущем году (и ранее, естественно), независимо от того, когда именно это произошло (в начале года, в его середине или вообще в самом конце).

Поэтому нормативная денежная оценка, утвержденная в середине 2010 года, подлежит индексации в 2011 году, в 2012 году и в 2013 году. Размеры индекса можно узнать из соответствующего справочника.

Также обратим внимание, что с 1 июля 2012 года действует норма ст. 271.2 Налогового кодекса, ограничивающая срок на публикацию решения об утверждении оценки. Если оно не будет опубликовано до 15 июля текущего года, то в следующем году ее применение в целях налогообложения невозможно. Следовательно, вопрос о необходимости проводить ее индексацию остается открытым.