Sidebar

ВОПРОС

Подскажите, пожалуйста, какие гарантии предусмотрены законодательством для работников предприятия, у которого меняется собственник? Как вести себя (писать ли, например, заявление об увольнении по собственному желанию или только о переходе) в переходный период?

Какие выплаты предусмотрены в фонде занятости при увольнении по собственному желанию?

ОТВЕТ

Ч. 4 ст. 36 Кодекса законов о труде определяет, что в случае смены владельца предприятия действие трудового договора работника продолжается. Из этого следует сделать вывод, что никакие изменения условий труда не должны происходить сразу же после смены собственника предприятия. Однако при этом нужно учитывать следующее.

Согласно ч. 5 ст. 17 КЗоТ в случае смены владельца действие коллективного договора сохраняется в течение срока его действия, но не больше одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового либо изменении или дополнении действующего коллективного договора.

Ст. 10 КЗоТ определяет целями коллективного договора регулирование производственных, трудовых и социально-экономических отношений, а также согласование интересов трудящихся, владельцев и уполномоченных ими органов. Исходя из этого, в содержание коллективного договора входят условия организации производства и труда, условия нормирования и оплаты труда, режима работы, льгот и компенсаций и т. д. (ст. 13 КЗоТ). Таким образом, коллективный договор наряду с трудовым договором после законодательства выступает основным источником регулирования сотрудничества трудового коллектива и работодателя – собственника предприятия или уполномоченного им органа.

Исходя из этого, если условия измененного или нового коллективного договора не устраивают работника, он вправе реализовать свои права, предусмотренные для таких случаев. К примеру, если новая редакция коллективного договора изменяет существенные условия труда и это не устраивает работника, он может уволиться на основании отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 6 ч. 1 ст. 36 КЗоТ). Помимо этого, если смена собственника предприятия впоследствии приведет к значительным изменениям в организации производства и труда (сокращение штата, смена местонахождения предприятия и т. д.), в таком случае защита прав и интересов работников регулируется законодательством в отдельном порядке. Однако если это и произойдет, с юридической точки зрения такие изменения не будут непосредственно связаны со сменой собственника предприятия и не будут происходить одновременно со вступлением нового владельца предприятия в свои права.

Таким образом, со сменой собственника предприятия затрагивание прав и интересов работника законодательством не предусмотрено, а условия производства и труда остаются прежними (по крайней мере, в течение ближайшего времени). Исходя из этого, в «переходный период» (как указал автор вопроса), работник не должен предпринимать каких-либо особенных действий, помимо продолжения добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей. Если, конечно же, он сам не пожелает изменить условия труда или прекратить трудовые отношения.

Отвечая на второй вопрос, необходимо констатировать, что законодательство конкретно не указывает размер государственной социальной помощи по безработице, подлежащей выплате лицу, уволившемуся по собственному желанию. При этом Закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» определяет условия получения таких выплат и критерии исчисления их размера, если работник был застрахован в порядке, определенном данным Законом (далее – Закон № 1533-III). Так, согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 1533-III право на помощь по безработице в зависимости от страхового стажа имеют застрахованные лица, признанные в установленном порядке безработными. При этом страховой стаж в течение предшествующих 12 месяцев до момента регистрации лица как безработного должен быть не менее шести месяцев (по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования).

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона № 1533-III размер помощи по безработице исчисляется в процентах к средней заработной плате (доходу) безработного, определяющейся в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию. При этом размер непосредственных выплат зависит от страхового стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше процент заработной платы (дохода), которому будет соответствовать размер помощи по безработице. При этом также в зависимости от продолжительности пребывания лица в статусе безработного ему выплачивается соответствующий размер полагающейся помощи: от 100 % в первые 90 дней до 70 % начиная со 181-го дня безработицы. При этом важно учесть, что согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 1533-III помощь по безработице лицам, уволившимся с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин, назначается в указанном выше порядке, однако его выплата начинается с 91-го календарного дня. Помимо этого, если лицо на протяжении предшествующих 12 месяцев имеет страховой стаж в размере менее шести месяцев, ему в любом случае полагается минимальный размер помощи по безработице. Также Законом № 1533-III установлены и другие особенности выплаты помощи по безработице в зависимости от иных факторов, о которых не указал автор вопроса.

НАша форма

Задать вопрос юристу