Sidebar

ВОПРОС

Предприятие планирует заключить внешнеэкономический контракт с французской компанией. Предметом контракта будет проведение контроля за установкой оборудования и его ввода в эксплуатацию. Какой порядок налогообложения предусмотрен налоговым законодательством Украины, в том числе порядок (если таковой предусматривает законодательство Украины) удержания репатриационного налога?

ОТВЕТ

К сожалению, из вопроса до конца не ясно, кто будет осуществлять контроль за установкой оборудования и его введением в эксплуатацию (французская компания или украинское предприятие), кем это оборудование было произведено (компанией, предоставляющей услуги, или другим предприятием) и ряд другой информации, от которой во многом зависит ответ. А потому рассмотрим несколько вариантов.

Наиболее вероятным сценарием представляется ситуация, при которой именно французская компания осуществляет контроль за установкой и введением в эксплуатацию оборудования. Ведь именно для таких случаев украинское законодательство предусматривает возможность удержания так называемого «репатриационного налога».

Согласно п. 160.2 НК резидент (украинское предприятие), осуществляющий в пользу нерезидента (французской компании) выплату из дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления им хозяйственной деятельности, обязан удержать налог с таких доходов по ставке в размере 15 % их суммы и за их счет. Но только в случае, если иного не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, вступивших в силу.

В данном случае таким международным договором является Конвенция между Правительством Украины и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество. Она была ратифицирована 03.03.98 года и вступила в силу для Украины 01.11.98 года. Согласно ст. 7 этой Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогами только в этом Государстве. Следовательно, доход, полученный французской компанией от осуществления деятельности в Украине, облагается только по законодательству Франции. Налог на репатриацию в данном случае не удерживается.

Исключение касается случаев осуществления французской компанией предпринимательской деятельности в Украине через расположенное в ней постоянное представительство. В этом случае его деятельность, касающаяся такого представительства, может облагаться и в Украине. При этом под постоянным представительством понимается место управления, отделение, контора, фабрика, мастерская, шахта, карьер, строительная площадка и другие объекты, перечисленные в ч. 2 ст. 2 Конвенции.

Кроме того, проблемы с освобождением от налогообложения могут возникнуть в случае, если украинское предприятие и французская компания будут признаны ассоциированными предприятиями, между которыми создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями. В этом случае согласно ст. 9 Конвенции любая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из них, но по причине наличия этих условий не была начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и соответственно обложена налогом. Впрочем, украинское законодательство не содержит соответствующих правок в сумме налога, взимаемого с таких доходов, как того требует для этих случаев ч. 2 ст. 9 Конвенции, а потому возможности ее применения вызывают сомнения.

Если перечисленных исключений из общего правила, установленного ст. 7 Конвенции, нет, то от налогообложения должен освобождаться и доход украинской компании, полученный от осуществления контроля за установкой оборудования и его ввода в эксплуатацию (для случаев, если заказчиком все-таки является французская компания). Порядок применения этой льготы в этом случае определяется французским законодательством.

Для того чтобы воспользоваться льготами, предусмотренным Конвенцией, французская компания, осуществляющая контроль за установкой оборудования, должна предоставить украинскому предприятию справку (ее нотариально заверенную копию), подтверждающую, что она является резидентом Франции. Такая справка согласно п. 103.4 НК является основанием для освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины. Она выдается компетентным органом соответствующего государства (в данном случае Франции) по форме, утвержденной его законодательством. Согласно п. 103.4 НК справка о резидентности должна быть легализирована и переведена.

В случае получения справки о резидентности и при условии, что французская компания будет бенефициарным (фактическим) получателем выплачиваемого дохода, украинское предприятие на основании п. 103.2 НК сможет самостоятельно освободить эти доходы от налогообложения. При этом согласно п. 103.9 НК оно также должно будет по результатам квартала подать органу ГНС по своему местонахождению отчет о выплаченных доходах, удержанных и перечисленных в бюджет налогах на доходы нерезидентов (приложение ПН к строке 17 налоговой декларации по налогу на прибыль).

Помимо налога на репатриацию, который, как было выяснено, в данном случае не удерживается, стоит обратить внимание на порядок обложения подобного рода операций налогом на прибыль и НДС.

Для этого прежде всего стоит определить сущность услуг, предоставляемых французской компанией. Если предположить, что оборудование было произведено французской компанией и она согласна осуществить контроль за его установкой и введением в эксплуатацию на украинском предприятии, то можно говорить о том, что французская компания предоставляет услуги инжиниринга. Ведь согласно пп. 14.1.85 НК услугами инжиниринга являются, в том числе, предоставление консультаций и авторского надзора при монтажных и пуско-наладочных работах.

Если это так, то согласно пп. 139.1.14 НК затраты, понесенные украинским предприятием (резидентом) в связи с приобретением услуг инжиниринга у нерезидента, которым является французская компания, могут быть включены в его расходы в размере, не превышающем 5 % таможенной стоимости оборудования, импортированного согласно соответствующему контракту.

Если же такие услуги являются не инжиниринговыми, а консалтинговыми (в это понятие включают широкий круг вопросов по консультированию), то согласно пп. 139.1.13 НК затраты, понесенные в связи с их приобретением у нерезидента, могут быть включены в расходы в объеме, не превышающем 4 % дохода (выручки) от реализации продукции за предыдущий год.

Если же классифицировать их как какие-то другие услуги (или вовсе как работы по установке и введению в эксплуатацию), то ограничений, связанных с включением затрат на их приобретение у нерезидента, можно избежать.

Что касается НДС, то на него действие Конвенции не распространяется и определяющее значения для определения порядка обложения им является место поставки предоставляемых услуг. Согласно пп. «в» п. 186.3 НК местом поставки услуг инжиниринга и консалтинга считается место, в котором зарегистрирован получатель таких услуг. Следовательно, если получателем таких услуг является украинское предприятие, то эти услуги облагаются НДС по общей ставке 20 % (исключений в виде нулевой ставки или освобождения от обложения для этих видов услуг не установлено). Местом поставки других услуг, не перечисленных в п. 186.2 и п. 186.3 НК, является место нахождения их поставщика, и, соответственно, они облагаются по законодательству поставщика.

ВЫВОД:

Доход, полученный французской компанией от предоставления услуг по контролю за установкой оборудования и его вводу в эксплуатацию, освобождается от обложения налогом на прибыль (налогом на репатриацию). Но в связи с получением таких услуг у украинского предприятия могут возникнуть проблемы с отнесением затрат на эти услуги в состав расходов, а также обязательства по начислению и уплате в бюджет НДС с операций по предоставлению этих услуг.