Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Как зарегистрировать право аренды недвижимости по новым правилам?

ВОПРОС

Каков механизм регистрации права пользования объектами недвижимости, возникшего на основании договора аренды?

Какие документы для этого подаются и в течение какого срока? Какой срок отводится регистратору для проведения регистрации? Что может являться основанием для отказа в регистрации? Нужно ли регистрировать право пользования объектами недвижимости по договорам аренды, заключенным до 2013 года?

ОТВЕТ

Согласно нормам Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», вступившим в силу с 1 января 2013 года существенно различаются две ситуации:

1) договор аренды удостоверяется у нотариуса;

2) договор оформляется без участия нотариуса.

В первом случае процедура регистрации прав предельно упрощена – ее осуществляет тот же нотариус, который удостоверяет сделку (ч. 5 ст. 3 Закона). При этом происходит это в тот же день, что и оформление сделки (ч. 9 ст. 15 Закона).

Инициировать регистрацию может как арендатор, так и арендодатель.

При этом нотариусу необходимо подать следующие документы (согласно нормам Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений):

1) заявление о проведении регистрации;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя, и его копию;

3) идентификационный код заявителя и его копию;

4) договор аренды, на основании которого возникает регистрируемое право, и его копию.

Оплата госпошлины за регистрацию права пользования и внесение платы за внесение данных в реестр могут быть осуществлены непосредственно у нотариуса.

Если заявление подается представителем стороны, обязательно предъявление документов, удостоверяющих личность представителя и его полномочия.

Во втором случае, исходя из того, что право возникает без привязки к нотариальному действию, регистрацию должен проводить государственный регистратор по месту нахождения арендуемого имущества, что подтверждается нормами п. 2 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений.

При этом законодательство не предусматривает никаких сроков для обращения к регистратору после оформления договора. Это вполне логично, поскольку как можно скорейшая регистрация права в интересах самого правообладателя. Поэтому обращаться за регистрацией можно даже в день подписания договора.

Регистратору необходимо предоставить тот же пакет документов, что и нотариусу, добавив к нему квитанции о внесении платы за внесение данных в реестр, а также об уплате госпошлины за регистрацию права пользования.

На рассмотрение документов госрегистратору ч. 5 ст. 15 Закона отводит 14 рабочих дней с момента получения заявления. Этот срок может быть продлен, если документы были изначально поданы не в полном объеме и госрегистратор принял решение о приостановке регистрации, дав заявителю время на устранение недостатков.

Основания для отказа в регистрации предусмотрены ч. 1 ст. 24 Закона. Этот список исключительный и расширению госрегистратором или нотариусом не подлежит.

Что же касается регистрации права пользования, возникшего на основании договора, заключенного до 1 января 2013 года, то согласно ч. 4 ст. 3 Закона его не надо регистрировать, если оно уже было зарегистрировано по старым правилам либо вообще не подлежало на момент возникновения государственной регистрации.