Sidebar

Введенный в действие с 1 января 2013 года Закон «Об общественных объединениях» существенно изменил порядок создания и регистрации общественных объединений. Теперь создавать такие объединения могут не только физические, но и юридические лица, они могут создаваться с получением статуса юридического лица и без такового, а их государственное признание может осуществляться как путем государственной регистрации, так и на основании уведомления о создании. О том, как в нынешнем правовом поле создать и зарегистрировать общественное объединение – в этом материале.

1. Найти единомышленников

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона «Об общественных объединениях» количество учредителей общественной организации не может быть меньше двух лиц. Поэтому для того, чтобы создать и зарегистрировать такое объединение, нужно заручиться поддержкой хотя бы еще одного лица, которое может быть его учредителем.

При создании общественного объединения юридическим лицом частного права (такое объединение будет иметь форму общественного союза) необходимо получить поддержку как минимум еще одного юридического лица. Таковыми могут быть в том числе общественные организации, имеющие статус юридического лица. Но соучредителем не может быть: политическая партия; юридическое лицо, относительно которого принято решение о прекращении или которое пребывает в стадии прекращения; юридическое лицо, учредитель (владелец 10 и более процентов уставного капитала) которого внесен в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, или относительно которых применены международные санкции. Не могут быть соучредителями также юридические лица публичного права (органы государственной и местной власти) и юридические лица, единственным учредителем которых является одно и то же лицо.

В случае создания общественного объединения физическим лицом (такое объединение будет иметь форму общественной организации) единомышленниками – соучредителями также должны быть физические лица (граждане, иностранцы или лица без гражданства). При этом при создании «взрослой» общественной организации такие физические лица должны достичь 18 лет, а при создании молодежной или детской организации – 14 лет. И в любом случае соучредители не должны быть лицами, признанными судом недееспособными.

2. Провести учредительное собрание

Факт достижения согласия между соучредителями общественного объединения необходимо оформить протоколом учредительного собрания. В таком протоколе необходимо указать:

1. Дату и место проведения учредительного собрания (собрания, на котором принято решение об учреждении общественного объединения).

2. Количество лиц, принявших участие в учредительном собрании. Количество таких лиц подтверждается реестром лиц, принявших участие в учредительном собрании. В таком реестре необходимо указать:

а) При создании общественного союза:

– полное наименование, идентификационный код и юридический адрес юридических лиц, принимающих участие в учреждении;

– Ф. И. О. лиц, уполномоченных принимать участие в таком собрании от имени этих юридических лиц (руководителей юридических лиц или лиц, действующих от их имени по доверенности).

Данные заверяются подписью лица, уполномоченного участвовать в учредительных собраниях.

б) При создании общественной организации:

– фамилия, имя, отчество и дата рождения физических лиц, принимающих участие в учреждении;

– данные национального паспорта или документа, заменяющего его (для учредителей, являющихся иностранцами или лицами без гражданства).

Данные о лице заверяются его личной подписью.

3. Решение о создании общественного объединения с указанием цели (целей) его деятельности.

4. Решение об определении наименования и при наличии – сокращенного наименования общественного объединения.

Подробно о требованиях к названию общественного объединения см. в материале «Устав общественного объединения».

5. Решение об утверждении устава общественного объединения.

Требования к содержанию устава описаны в ст. 11 Закона «Об общественных объединениях» и их анализ, с примером такого устава, размещен в материале «Устав общественного объединения». Для общественных объединений, намеренных осуществлять свою деятельность без получения статуса юридического лица, утверждение устава не обязательно.

6. Решение об образовании (избрании) руководителя, органов управления общественного объединения в соответствии с утвержденным уставом.

Лицо может быть избрано в качестве руководителя общественного объединения или члена органа его управления при наличии на то его согласия. Для общественных объединений, намеренных осуществлять свою деятельность без получения статуса юридического лица, избрание руководителя и органов управления является необязательным.

7. Решение об определении лица (лиц), имеющего право представлять общественное объединение:

– в правоотношениях с государством и другими лицами и совершать действия от имени общественного объединения без дополнительного полномочия (для общественного объединения, намеренного осуществлять деятельность без статуса юридического лица и без создания органов управления);

– для осуществления регистрационных действий (для общественного объединения, намеренного осуществлять деятельность со статусом юридического лица).

Лицо может быть избрано в качестве представителя общественного объединения при наличии на то его согласия.

8. Сведения о других принятых на этих собраниях решениях относительно образования и/или деятельности общественного объединения.

Протокол учредительного собрания подписывается председателем и секретарем собрания.

Регистрация (отправка уведомления о создании) общественного объединения осуществляется в течение 60 дней со дня проведения учредительного собрания, на котором было принято решение о его создании.

Для этого в регистрационные службы районных, районных в городах, городских горрайонных, межрайонных управлений юстиции подаются (отправляются почтовым отправлением) по местонахождению общественного объединения следующие документы:

3.1. Зарегистрировать общественное объединение

(применяется для объединений, намеренных осуществлять деятельность со статусом юридического лица)

1) заявление о регистрации общественного объединения по форме, утвержденной приказом Минюста от 14.12.2012 года № 1842/5;

Подписывается руководителем или лицом (лицами), которое имеет право представлять общественное объединение для осуществления регистрационных действий. Действительность подписи заверяется нотариально.

2) экземпляр протокола учредительного собрания, оформленного с соблюдением вышеперечисленных требований;

3) устав (в двух экземплярах);

4) сведения о руководящих органах общественного объединения:

– Ф. И. О. и дата рождения руководителя и членов других руководящих органов;

– должности в руководящих органах;

– контактный номер телефона или иных средств связи;

– сведения о лице (лицах), которое имеет право представлять общественное объединение для осуществления регистрационных действий (если лицо не присутствовало на учредительном собрании, необходимым будет также его письменное согласие на назначение представителем объединения).

Подписывается руководителем или лицом (лицами), которое имеет право представлять общественное объединение для осуществления регистрационных действий.

5) заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица.

Подписывается руководителем или лицом (лицами), имеющим право представлять общественное объединение для осуществления регистрационных действий.

Для регистрации общественного союза дополнительно подаются документы, содержащие сведения относительно структуры собственности учредителей – юридических и физических лицах – собственниках существенного участия в этих юридических лицах (лицах, прямо или опосредованно владеющих 10 и более процентами уставного капитала или голосами по приобретенным акциям юридического лица).

Если среди учредителей есть иностранное юридическое лицо, то дополнительно подается легализированный документ о подтверждении регистрации иностранного юридического лица в стране его местонахождения (извлечение из торгового, банковского или судебного реестра).

На основании поданных документов регистрационная служба управления юстиции проводит их правовую экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательствам. По результатам экспертизы составляется правовое заключение, которое подписывается специалистом управления юстиции, на которого возложены функции по легализации объединений граждан, согласовывается начальником отдела (сектора), отвечающего за это (при его наличии), и утверждается начальником регистрационной службы. На основании правового заключения управлением юстиции принимается одно из следующих решений:

А) Об отказе в регистрации. Основания:

– наличие в уставе или в решениях, отображенных в протоколе учредительного собрания, положений, не соответствующих Конституции или ст. 4 Закона «Об общественных объединениях»;

– нарушение требований ст. 7, 10 Закона «Об общественных объединениях», касающихся состава учредителей и наименования общественного объединения.

Б) О направлении документов на доработку. Основания:

– несоответствие поданных документов требованиям ст. 8, 9, 11 Закона «Об общественных объединениях» (устанавливают требования к членству в общественных объединениях, протоколу учредительного собрания и уставу объединения);

– выявление в уставе положений, противоречащих ст. 4 Закона «Об общественных объединениях»;

– наличие ограничений на занятие должностей, установленных законом относительно лиц, которые указаны как руководитель, должностные лица других руководящих органов общественного объединения;

– несоответствие сведений, указанных в регистрационной карточке на проведение государственной регистрации общественного объединения как юридического лица, сведениям, указанным в документах, поданных для проведения регистрации общественного объединения.

В) Об оставлении документов без рассмотрения по существу. Основания:

– документы поданы не в полном объеме;

– неполнота сведений в поданных документах, которую нельзя устранить без принятия решения об оставлении документов без рассмотрения по существу;

– документы поданы лицом, которое не имеет на это полномочий;

– документы поданы с нарушением 60-дневного срока представления документов для регистрации общественного объединения;

– общественное объединение в шестимесячный срок после получения решения об отказе в регистрации или о направлении документов на доработку не подало уполномоченному органу по вопросам регистрации исправленные документы.

В случае принятия указанных решений лицу, уполномоченному представлять объединение, выдается (отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении):

– копия решения в форме приказа;

– мотивированное заключение по результатам правовой экспертизы (в случае принятия решения об отказе в регистрации);

– один экземпляр устава и документы, поданные для регистрации (кроме тех, к которым высказаны замечания).

В случае отказа в регистрации по причине наличия в уставе или в решениях, отображенных в протоколе учредительного собрания положений, не соответствующих Конституции или ст. 4 Закона «Об общественных объединениях», экземпляр устава и документы не выдаются. В случае оставления документов без рассмотрения по существу возвращаются все документы, поданные на регистрацию.

Г) О регистрации общественного объединения. Основание – отсутствие вышеперечисленных замечаний.

В случае принятия решения о регистрации лицу, уполномоченному представлять объединение, выдается (отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении):

– выписка из ЕГР;

– свидетельство о регистрации общественного объединения как общественной организации или общественного союза;

– один экземпляр устава с отметкой о регистрации.

Кроме того, сведения о зарегистрированном общественном объединении вносятся в Реестр общественных объединений и в ЕГР.

Нормативно установленный срок принятия одного из вышеуказанных решений – 7 рабочих дней с момента получения пакета документов. Срок для устранения выявленных недостатков – 6 месяцев. Срок рассмотрения документов после устранения недостатков – 5 рабочих дней.

4.1. Стать на учет в органах ГНС

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона «Об общественных объединениях» общественные объединения со статусом юридического лица должны быть зарегистрированы в органах ГНС. Учитывая, что согласно ч. 1 ст. 12 Закона «Об общественных объединениях» регистрация общественного объединения осуществляется в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», постановка на учет в органах ГНС (а также ПФУ и статистики) должна проходить на основании информации, поданной регистрационной службой. Согласно ст. 26 Закона о регистрации государственный регистратор обязан в день государственной регистрации юридического лица передать органам статистики, ПФУ и ГНС сведения из регистрационной карточки. Согласно ч. 6 ст. 25 Закона о регистрации выписка из ЕГР и оригинал учредительных документов с отметкой о регистрации выдается не позже следующего рабочего дня после получения регистратором от этих органов данных о взятии на учет юридического лица. Таким образом, с получением указанных документов общественное объединение является взятым на учет в указанных органах.

3.2. Уведомить о создании общественного объединения

(применяется для объединений, намеренных осуществлять деятельность без статуса юридического лица)

1) заявление об уведомлении о создании общественного объединения по форме, утвержденной приказом Минюста от 14.12.2012 года № 1842/5;

Подписывается учредителями общественного объединения или лицом (лицами), уполномоченным представлять его. Действительность подписей заверяется нотариально.

2) экземпляр оригинала или нотариально заверенная копия протокола учредительного собрания, оформленного с соблюдением вышеперечисленных требований;

3) сведения об учредителях общественного объединения:

– Ф. И. О., дата рождения, адреса места проживания физических лиц – учредителей;

– или наименование, местонахождение, идентификационный код юридического лица – учредителя.

4) сведения о лице (лицах), уполномоченном представлять общественное объединение:

– Ф. И. О.;

– дата рождения;

– контактный номер телефона и других средств связи;

– письменное согласие лица на определение его представителем общественного объединения.

На основании поданных документов регистрационная служба управления юстиции принимает одно из следующих решений:

А) О непринятии уведомления о создании общественного объединения. Основания:

– наличие в уставе или в решениях, отображенных в протоколе учредительного собрания, положений, не соответствующих Конституции или ст. 4 Закона «Об общественных объединениях»;

– несоответствие поданных документов требованиям ст. 7 – 10 Закона «Об общественных объединениях».

В случае принятия такого решения учредителям общественного объединения или лицу (лицам), уполномоченному его представлять, не позже следующего дня выдается (отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении) копия этого решения. Такое решение должно быть мотивированным и содержать исчерпывающие основания непринятия уведомления об образовании.

Б) О принятии уведомления о создании общественного объединения. Основание – отсутствие вышеперечисленных недостатков.

В случае принятия такого решения учредителям общественного объединения или лицу (лицам), уполномоченному его представлять, не позже следующего дня выдается (отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении) копия этого решения. Сведения об общественном объединении вносятся в Реестр общественных объединений.

Нормативно установленный срок принятия одного из вышеуказанных решений – 5 рабочих дней с момента получения пакета документов. Срок рассмотрения документов после устранения выявленных в них недостатков – 3 рабочих дня.

Обязанность ставать на учет в других органах власти в отношении таких общественных объединений законодательством не предусмотрена.