Sidebar

В деятельности любого предприятия возможны ситуации, когда оно по объективным причинам не может своевременно рассчитаться с кредиторами по всем накопившимся обязательствам и/или долгам. Выходом из такой ситуации нередко стает рассрочка или отсрочка срока уплаты денежных обязательств и/или долга, предоставляемая кредитором. В отношении уплаты налоговых обязательств государство также выступает в роли кредитора и тоже может предоставить рассрочку или отсрочку денежных обязательств и/или налогового долга (далее – налоговых платежей) налогоплательщика.

Порядок предоставления рассрочки/отсрочки налоговых платежей урегулирован нормами ст. 100 Налогового кодекса и приказом Минфина от 30.11.2012 года № 1261, вступившим в силу 8 января 2012 года, и изменившим Порядок рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов, действовавший ранее (был утвержден приказом ГНАУ от 24.12.2010 года № 1036). Согласно этим документам такая рассрочка/отсрочка состоит в перенесении сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или налогового долга под проценты. Размер этих процентов равняется размеру пени, то есть составляет 120 % годовых от учетной ставки НБУ. При этом для расчета процентов берется вся рассроченная (отсроченная) сумма за вычетом начисленной на нее пени.

Учитывая важность и одновременно сложность получения рассрочки/отсрочки налоговых платежей, а также принимая во внимание изменения, произошедшие в процедуре их предоставления органами ГНС, «Ю&З» решил подробно рассказать о том, кто, при каких условиях и в каком порядке может получить такую рассрочку/отсрочку.

1. Выяснить, может ли налогоплательщик получить рассрочку/отсрочку

Перед тем как пытаться получить рассрочку/отсрочку налоговых платежей, стоит выяснить, есть ли у налогоплательщика основания требовать ее предоставления. Согласно постановлению КМУ от 27.12.2010 года № 1235 обстоятельствами, являющимися основаниями для предоставления рассрочки налоговых платежей, являются:

1) Налогоплательщику не предоставили (несвоевременно предоставили) бюджетные ассигнования и/или бюджетные обязательства или не профинансировали его расходы из бюджета в объеме, достаточном для уплаты налоговых платежей. Этот случай касается, в первую очередь, бюджетных учреждений, а также некоторых государственных предприятий.

2) Налогоплательщику не перечислили (несвоевременно перечислили) из бюджета средства в размере, достаточном для уплаты налоговых платежей, в том числе в счет оплаты предоставленных им услуг (выполненных работ, поставленных товаров). От этого, чаще всего, страдают победители конкурсных торгов по результатам госзакупок, а также предприятия, которым своевременно не предоставили бюджетное возмещение по НДС.

3) Возникла угроза неплатежеспособности (банкротства) налогоплательщика в случае своевременной и в полном объеме уплаты им налоговых платежей. Характерно как для предприятий, у которых были выявлены большие размеры недоплаты налогов и на них начислены большие размеры штрафов, так и для других предприятий, имеющих большой размер налоговых обязательств.

4) Недостаточность или отсутствие имущества у физического лица – налогоплательщика (без учета имущества, на которое не может быть обращено взыскание) для своевременной и в полном объеме уплаты им налоговых платежей в полном объеме.

5) Сезонный характер производства и/или реализации продукции товаров (работ/услуг) налогоплательщиком. Этот критерий касается предприятий, осуществляющих один из видов деятельности, включенных в Список сезонных работ и сезонных отраслей, утвержденный постановлением КМУ от 28.03.97 года № 278. В этот список включен ряд видов деятельности в лесном хозяйстве и лесной промышленности (добывание живицы, бараса и елочной серы, заготовка пенькового осмолу, заготовка семян и другие), сельском хозяйстве (работа на инкубаторах, работа в овощеводстве, садоводстве, виноградарстве, хмелеводстве и прочее), торфяной промышленности, перерабатывающей отрасли промышленности, деятельности санитарно-курортных заведений и заведений отдыха, авиационные работы в сельском и лесном хозяйствах.

6) Выполнение налогоплательщиком плана реорганизации собственного производства и/или изменение его организационной структуры, которая приводит (может привести) к значительному спаду производства в течение определенного периода.

7) Проведение налогоплательщиком научно-исследовательских, конструкторских, а также социально ориентированных работ, предусматривающих создание рабочих мест для инвалидов, защиту окружающей естественной среды, повышение энергетической эффективности производства или технического переоснащения собственного производства.

8) Осуществление налогоплательщиком инновационной деятельности, в том числе создание новых и совершенствование существующих технологий, видов сырья и материалов широкого приложения.

9) Выполнение налогоплательщиком особенно важного заказа в рамках социально-экономического развития региона или предоставление им особо важных (в том числе исключительных) услуг населению.

10) Выполнение налогоплательщиком государственного оборонного заказа.

11) Осуществление налогоплательщиком инвестиций в создание объектов, имеющих наивысшую энергетическую эффективность, социальное значение, стратегическое значение для обороны и безопасности государства.

Основанием для получения отсрочки являются обстоятельства непреодолимой силы, действие которых может быть вызвано исключительными погодными условиями (ураган, буря, наводнение, нагромождение снега и прочее) и стихийным бедствием или непредвиденными ситуациями, происходящими независимо от воли и желания налогоплательщика (война, блокада, забастовка, авария).

2. Собрать документы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления рассрочки/отсрочки

1 – 2) Доказательством непредоставления бюджетных ассигнований и/или бюджетных обязательств или непрофинансирование расходов налогоплательщику является справка относительно суммы не предоставленных ему бюджетных ассигнований и/или бюджетных обязательств или суммы финансирования расходов, не доведенной до него. Такая справка выдается финансовым органом и/или главным распорядителем бюджетных средств. Доказательством неперечисления средств из бюджета – справка, выданная распорядителем бюджетных средств относительно суммы средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) налогоплательщику, в том числе в счет оплаты предоставленных им услуг (выполненных работ, поставленных товаров). Помимо этих двух документов, получатель бюджетных средств должен предоставить заявление (в произвольной форме) о неперечислении (несвоевременном перечислении) ему суммы средств в объеме, достаточном для своевременной уплаты им налоговых платежей.

3) Для подтверждения неплатежеспособности налогоплательщика необходимо предоставить документы бухгалтерской отчетности, подтверждающие, что сумма денежных обязательств (налогового долга) является ощутимой по сравнению с валовыми и средними показателями доходов налогоплательщика и ее уплата может отрицательно сказаться на деятельности налогоплательщика. На основании этих документов органы ГНС должны будут провести анализ финансового состояния налогоплательщика и сделать свое заключение.

4) Для подтверждения недостаточности (отсутствия) имущества физическому лицу необходимо предоставить документы о наличии (отсутствии) движимого или недвижимого имущества (извлечения из Реестра прав собственности на недвижимость, справка ГАИ относительно учета авто и прочее), а также относительно размера доходов (справка о размере зарплаты, налоговая декларация или другой документ), поданные физлицом органу ГНС.

5) Для подтверждения сезонного характера работы предприятия необходимо предоставить документы, подтверждающие, что в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) значительная часть дохода получена в результате осуществления сезонных видов деятельности. Причем, как следует из ответов ГНСУ в журнале «Вісник податкової служби України», такой расчет должен быть проведен как относительно суммы доходов, так и относительно суммы денежных обязательств (налогового долга).

6) Для подтверждения факта реорганизации предприятия необходимо предоставить утвержденное уполномоченным органом предприятия решение о реорганизации, план ее проведения, а также другие документы, свидетельствующие о реорганизации. Также необходимо предоставить расчет относительно влияния реорганизации на эффективность производства и уровень его прибыльности, а также обоснование прогнозной длительности периода, в течение которого предусматривается спад производства.

7 – 11) Для подтверждения обстоятельств, связанных с осуществлением налогоплательщиком инновационно-инвестиционной деятельности, технического переоборудования или выполнения важных заказов необходимо предоставить копии документов, подтверждающих осуществление таких мероприятий и степень участия в них налогоплательщика. Как отмечают налоговики, в случае если эти мероприятия выполняются в рамках государственных программ, то налогоплательщик должен предоставить ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты (при их наличии), а также предоставить документальные подтверждения фактического участия в них.

Для подтверждения обстоятельств непреодолимой силы, дающих право на отсрочку денежных обязательств (налогового долга) необходимо предоставить или заключение Торгово-промышленной палаты о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины, или решение Президента об объявлении отдельных местностей Украины зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденное ВР. В последнем случае необходимо также предоставить справку местного органа, имеющего право подтверждать наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Указанный перечень оснований для предоставления рассрочки/отсрочки налоговых платежей является исчерпывающим. Если у налогоплательщика есть несколько оснований для получения рассрочки/отсрочки, то ему следует указать их все и соответственно предоставить документы, подтверждающие их наличие. Это может увеличить шансы на получение рассрочки/отсрочки.

3. Составить экономическое обоснование

Помимо сбора документов, доказывающих наличие обстоятельств, являющихся основанием для получения рассрочки/отсрочки налоговых платежей, необходимо составить и предоставить органам ГНС экономическое обоснование, свидетельствующее о возможности погашения денежных обязательств или налогового долга и/или об увеличении налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима отсрочки, в течение которого произошли изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика. Согласно п. 3.1 Порядка рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов такое обоснование должно состоять из:

– перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств;

– анализа финансового состояния;

– графика погашения рассроченных (отсроченных) сумм;

– расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.

4. Подать заявление о рассрочке (отсрочке) налоговых платежей и прилагаемые к нему документы органам ГНС

Заявление о рассрочке (отсрочке) подается в подразделение погашения налогового долга органа ГНС по месту своего учета или по месту учета соответствующего денежного обязательства (налогового долга). В заявлении, составленному по установленной форме, указываются:

– суммы налогов, сборов штрафных (финансовых) санкций (штрафов), пени, уплату которых налогоплательщик просит рассрочить (отсрочить). При этом отдельно указываются суммы, срок уплаты которых еще не наступил и срок уплаты которых уже прошел;

– срок рассрочки (отсрочки);

– периоды уплаты (может равняться календарному месяцу или иному периоду).

К заявлению прилагается экономическое обоснование и документы, подтверждающие наличие обстоятельств, являющихся основанием для предоставления рассрочки (отсрочки).

Подача заявления о рассрочке (отсрочке) не прекращает уплату налогоплательщиком налоговых платежей до даты принятия решения о рассрочке (отсрочке).

4. Получить решение органа ГНС

На основании полученного заявления и прилагаемых к нему документов орган ГНС по месту своего учета или по месту учета соответствующего денежного обязательства (налогового долга) осуществляет анализ финансового состояния налогоплательщика и формирует заключение относительно возможности предоставления ему рассрочки (отсрочки). Срок проведения этого анализа – 10 дней с момента подачи заявления.

Решение о предоставлении рассрочки (отсрочки) принимается:

– руководителем (заместителем) органа ГНС в городе с районным делением (кроме Киева и Севастополя), в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных органах ГНС, специализированных ГНИ – на сумму до 300000 гривен;

– руководителем (заместителем) органа ГНС в АРК, области, г. Киеве и Севастополе, окружной ГНС – на сумму не более 3 миллионов гривен;

– руководителем (заместителем руководителя) ГНСУ – без ограничения суммы.

При этом, если дело касается местных налогов и сборов, то решение руководителя органа ГНС должно быть согласовано с финансовым органом местного органа исполнительной власти, в бюджет которого зачисляются эти налоги и сборы. А рассрочка налоговых платежей на срок более одного бюджетного года предоставляется ГНСУ по согласованию с Минфином.

На основании результатов финансового состояния и после прохождения требуемых согласований орган ГНС принимает одно из следующих решений:

а) о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга);

б) об отказе в рассрочке (отсрочке).

Основаниями для отказа могут служить:

– отсутствие оснований для рассрочки (отсрочки);

– несоблюдение обязательных требований, установленных Порядком рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов (например, неполное или неправильное заполнение заявления, неточности в экономическом обосновании, отсутствие согласия уполномоченного органа).

Срок принятия одного из таких решений – 30 дней с момента получения заявления. Решение составляется в двух экземплярах, а если решение принимается вышестоящим органом ГНС – в трех экземплярах, один из которых направляется налогоплательщику.

5. Заключить договор о рассрочке (отсрочке) налоговых платежей

Если органом ГНС будет принято решение о рассрочке (отсрочке) налоговых платежей, то он должен будет заключить договор о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга).

В идеале такой договор должен быть заключен не позже следующего рабочего дня после принятия или получения этого решения органом ГНС по месту учета налогоплательщика (или по месту учета его налоговых платежей). Если же договор будет заключен позже, то уже само по себе решение о его заключении будет основанием для неначисления пени и штрафа за несвоевременную уплату согласованного налогового обязательства, подлежащего рассрочке (отсрочке) до даты подписания договора.

В таком договоре указывается сумма налоговых платежей, подлежащая рассрочке (отсрочке), срок действия такой рассрочки (отсрочки), периодичность уплаты рассроченных (отсроченных) платежей, права и обязанности органа ГНС и налогоплательщика, срок действия договора. Стоит обратить внимание, что согласно типовой форме договора о рассрочке (отсрочке) орган ГНС обязуется досрочно расторгнуть его, если будет обнаружено, что предоставленная налогоплательщиком при заключении договора информация является недостоверной, перекрученной или неполной; налогоплательщик будет признан имеющим налоговый долг после заключения договора; налогоплательщик нарушит условия рассрочки (отсрочки). Налогоплательщик, в свою очередь, имеет право досрочно погасить рассроченную (отсроченную сумму), а также просить о переносе предельных сроков уплаты налоговых платежей.

С момента заключения договора о рассрочке (отсрочке) на сумму рассроченных (отсроченных) налоговых платежей не начисляются пеня и штраф. Налогоплательщик обязан уплачивать эти платежи в сроки, установленные договором, на те же коды бюджетной классификации, что и налоги, сборы, штрафы и пеня, на которые была предоставлена рассрочка (отсрочка). Кроме того, одновременно с моментом уплаты рассроченных (отсроченных) налоговых платежей налогоплательщик обязан уплатить проценты в размере пени (120 % годовых учетной ставки НБУ) за весь период пользования рассрочкой (отсрочкой).