Sidebar

На сегодняшний день крайне сложно удивить кого-то систематическими нарушениями антиконкурентного законодательства, так же как и сложно удивить участившимися обращениями контрагентов нарушителя в органы АМКУ с соответствующим заявлением. Так, антиконкурентное законодательство, в частности Законы «О защите от недобросовестной конкуренции» и «О защите экономической конкуренции», предоставляет конкурентам, поставщикам или покупателям нарушителя и другим лицам, права которых нарушены действиями или бездействием, определенными как правонарушения, возможность непосредственно обратиться к АМКУ с заявлением о нарушении.

При рассмотрении поступивших заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции АМКУ имеет полномочия требовать от субъектов хозяйствования информацию, в том числе с ограниченным доступом. По итогам анализа полученных от субъектов хозяйствования сведений органы АМКУ решают вопрос о наличии либо отсутствии признаков нарушения и целесообразности открытия производства по делу.

При этом встает вопрос о возможности проверяемого ознакомиться с материалами дела и обжаловании распоряжения о начале рассмотрения спора, который был рассмотрен ВАСУ в постановлении от 21.03.2013.

В постановлении изложен спор по иску предприятия к АМКУ о признании незаконными действий субъектов властных полномочий относительно непредоставления материалов дела для ознакомления и отмены распоряжения о начале рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

Указанные требования предприятия-истца основывались на том, что в АМКУ поступило заявление о защите прав от недобросовестной конкуренции, в частности о том, что предприятие производит кондитерские изделия, этикетки которых визуально похожи на продукты, торговыми марками на которые обладает заявитель. Рассмотрев заявление, АМКУ провел внеплановую проверку предприятия, по результатам которой был составлен акт о нарушении и было выдано обжалуемое распоряжение о начале рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите от недобросовестной конкуренции. Также АМКУ направил предприятию требование о предоставлении запрашиваемой информации и документов. В свою очередь, представитель предприятия направил в АМКУ заявление о предоставлении материалов дела для ознакомления, однако АМКУ отказал в предоставлении материалов.

Предприятие, посчитав распоряжение о начале рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите от недобросовестной конкуренции и отказ в предоставлении материалов дела неправомерными, обратился в суд. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений апелляционным судом, исковые требования предприятия были удовлетворены, то есть непредоставление материалов дела для ознакомления было признано незаконным. Кроме того, судами было отменено распоряжение о начале рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

ВАСУ, пересматривая решения судов предыдущих инстанций, принял сторону АМКУ и отказал в удовлетворении требований предприятия.

Что касается обжалования распоряжения о начале рассмотрения дела, ВАСУ отметил, что в соответствии со статьями 36, 37 Закона «О защите экономической конкуренции» органы АМК начинают рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции по заявлениям субъектов хозяйствования относительно нарушения их прав действиями или бездействиями, определенными как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции. При этом в случае выявления признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, в том числе последствий такого нарушения, органы АМК принимают распоряжение о начале рассмотрения дела.

 

Следовательно, решение вопросов о принятии распоряжения о начале рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции или об отказе заявителю в рассмотрении дела относится к исключительной компетенции органов АМК и является способом реализации возложенных на них законодательством властных управленческих функций. Соответственно, принятие распоряжения о начале рассмотрения дела не может нарушать права или законные интересы субъекта хозяйствования, поскольку применение к нему каких-либо санкций, установленных статьями Закона «О защите экономической конкуренции», данное решение не предусматривает. Исходя из этого, ВАСУ посчитал необходимым отказать предприятию в требовании отменить распоряжение АМКУ о начале рассмотрения дела.

Что касается права предприятия на ознакомление с материалами дела, то ВАСУ согласился с выводами судов предыдущих инстанций относительно того, что в соответствии со статьей 40 Закона «О защите экономической конкуренции» лица, принимающие участие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела.

ВЫВОД:

Как показывает практика, суды, в случаях обжалования распоряжений АМКУ о начале рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, отказывают в удовлетворении таких требований, ссылаясь на то, что само начало рассмотрения дела не нарушает прав и охраняемых законом интересов субъекта, в отношении которого осуществляется расследование. Распоряжение по общему правилу признается недействительным при наличии обстоятельств, свидетельствующих об издании оспариваемого распоряжения с нарушением действующего законодательства.