Sidebar

Для получения комментария касательно нового Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон) «ПП» обратился к эксперту в сфере благотворительной деятельности, президенту Всеукраинской благотворительной организации «Даун Синдром», юристу Сергею Курьянову.

«ПП»:

– Сергей Владимирович, на какие из новаций Закона следует обратить особое внимание?

 
Сергей Курьянов: Закон примечателен многими аспектами, среди которых можно отметить следующие. Прежде всего, это введение новой терминологии в Законе, которой ранее просто не было, в том числе «благотворительное пожертвование» и «благотворительный грант», «публичный сбор пожертвований». Следует отметить и распространение права на установление благотворительных эвдавментов и сервитутов как дополнительного механизма достижения уставных целей благотворительных организаций (далее – БО).

Отдельного внимания заслуживает упрощение механизма государственной регистрации БО и связанные с этим новации. Это проявляется, в частности, в том, что БО могут осуществлять уставную деятельность, не будучи ограниченными территориальным принципом. Среди других важных аспектов Закона стоит упомянуть о:

– введении обязательного наличия документального подтверждения полномочий лицам, осуществляющим проведение публичного сбора пожертвований;

– установлении права благотворителя или уполномоченного им лица осуществлять контроль над целевым использованием благотворительного пожертвования, в том числе в пользу третьих лиц;

– введении императивной нормы с обязательством БО вернуть благотворителю благотворительный грант, полученный в валюте, при условии его неиспользования в целях и в срок, установленный грантодателем;

– отсутствии запрета на возможность получения кредитов БО, например для осуществления благотворительных программ и отдельных мероприятий;

– предусмотренной возможности вынесения судебного решения о прекращении деятельности БО по иску любого заинтересованного лица в случае использования активов организации с нарушением установленных Законом требований в течение не менее 12 месяцев.

В дополнение к перечисленному следует упомянуть о том, что в Законе уделено особое внимание вопросам, связанным с управлением БО. В том числе речь идет о:

– закреплении солидарной ответственности членов органов управления за действия или бездеятельность этого органа, если были нанесены убытки организации;

– отсутствии запрета на возможность получения заработной платы сотрудниками БО, одновременно являющимися членами органов управления БО;

– отнесении к функциям Наблюдательного совета БО утверждения ее благотворительных программ.

«ПП»:

– Как повлияло вступление в силу Закона на деятельность уже существующих благотворительных организаций в Украине?

Сергей Курьянов: В общем, это должно повысить стандарт соответствия деятельности украинских БО европейской практике. Полагаю, что новая редакция Закона позитивно скажется на развитии сектора благотворительной деятельности.

«ПП»:

– Какие важные аспекты благотворительности остались слабо затронутыми законодателем в новом Законе? Что было бы целесообразно в нем отобразить дополнительно?

Сергей Курьянов: Следует отметить, что, к примеру, в ч. 4 ст. 23 Закона достаточно размыты нормы относительно бенефициариев благотворительных программ, поскольку к органам управления благотворительных организаций отнесено, в том числе, и общее собрание участников.

Спорным является требование о нотариальном заверении доверенности, выданной руководителем БО лицу, осуществляющему публичный сбор благотворительных пожертвований от имени БО. Я считаю, что в этом нет необходимости и это точно повлечет дополнительные расходы на организацию сбора (нотариальные услуги от 350 грн.), например, если задействованы десятки волонтеров или это общенациональная акция.

Помимо этого, приходится констатировать, что так и не получило свое определение понятие административных расходов БО. Кроме этого, законодателем осталось не определенным право реализации товаров (компенсации стоимости), созданных в ходе хозяйственной деятельности благотворительной организации (например, книг, дисков, сувенирной продукции, символики организации, прочее). Ведь такие товары безусловно способствуют достижению уставной деятельности и должны быть направлены исключительно на благотворительные программы и эти цели. А размер реализации таких товаров может быть ограничен законодательно, например, в размере 20 % от дохода БО в текущем году. В такой ситуации необходимо внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Также обращают на себя внимание разночтения между полномочиями Наблюдательного совета относительно права на остановку полномочий любого члена исполнительного органа и отнесение законодателем этого вопроса к исключительной компетенцией Общего собрания БО.

«ПП»:

– Насколько сильно повлияет Закон на благотворительность в целом в Украине?

Сергей Курьянов: С уверенностью заявляю, что поскольку культура благотворительности и личного участия большинства наших соотечественников в сфере благотворительной деятельности не развивалась и не поощрялась – это хороший стимул для изменения личного отношения как к тем, кто нуждается в нашей помощи, так и к тем, кто основной целью своей жизни избрал именно благотворительность.