Sidebar

В эпоху информационных технологий, когда конкурентоспособность экономик отдельных стран, отраслей и предприятий во многом определяется степенью использования ими новейших технологий, введение государством подобных льгот является логичным шагом. Согласно данным американской исследовательской компании SourcingLine, Украина занимает 26-ю позицию по предоставлению IT-услуг на мировом рынке. Такие показатели свидетельствуют о значительном потенциале развития данной отрасли в Украине.

В результате продолжительной дискуссии представителей IT-бизнеса и государства в прошлом году были приняты два нормативно-правовых акта. В одном из них, а именно в Законе Украины «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции» (в дальнейшем – ЗУ № 5450-VI) среди приоритетных направлений государственной поддержки развития IT-индустрии в Украине определяется усовершенствование налогового законодательства. В 2013 году таковыми усовершенствованиями стали льготы по НДС и налогу на прибыль, установленные Законом Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходных положений» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» (в дальнейшем – ЗУ № 5091-VI). Заметим, что дискуссии по прочим налоговым льготам, в частности по налогу на доходы физических лиц и единому социальному взносу, пока продолжаются. Однако в случае их принятия в 2013 году воспользоваться таковыми IT-бизнес сможет не ранее 2014 года.

Возвращаясь к действующим налоговым преференциям, стоит отметить, что по НДС, в отличие от налога на прибыль, льготу получить проще. Так, если вы являетесь поставщиком программной продукции, то до конца 2022 года освобождаетесь от уплаты НДС без какой-либо регистрации плательщиком, применяющим особый режим налогообложения (письмо ГНСУ от 06.12.2012 г. № 6709/0/61-12/15-1415). При этом под программной продукцией понимаются криптографические средства защиты информации и результаты компьютерного программирования (п. 261 подр. 2 р. XX Налогового кодекса Украины (в дальнейшем – НКУ)).

 

Что касается применения до конца 2022 года льготы по налогу на прибыль в виде уменьшенной ставки в размере 5%, то предприятию потребуется получить для этого соответствующее свидетельство и попасть в Реестр субъектов индустрии программной продукции, применяющих особый режим налогообложения. А это пока с 1 января 2013 года сделали немногие представители IT-бизнеса. Причины могут быть следующие: несоответствие выдвигаемым критериям, нежелание проходить документальную внеплановую невыездную проверку или возникшие сложности с подготовкой запрашиваемой документации.

Льготы по налогу на прибыль пока получили лишь немногие представители IT-бизнеса

Так, от предприятия, претендующего на 5% льготную ставку, требуется соблюдение на протяжении четырех последовательных налоговых кварталов таких критериев (пп. 1.4 п. 15 подр. 10 р. XX НКУ):

• удельный вес доходов от осуществления деятельности в IT-индустрии должен составлять не менее 70%;

• первичная стоимость основных средств и/или нематериальных активов – превышать 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года (т. е. в 2013 году – 57350,00 грн.);

• отсутствие налогового долга;

• отсутствие в отношении предприятия судебного постановления о признании его банкротом.

В отношении первого критерия к видам экономической деятельности, которые дают право на применение льготного режима, приказ Министерства финансов Украины от 14.01.2013 г. № 12 относит такие КВЭД согласно Классификатору «КВЭД-2010»:

• 33.20 – установка и монтаж машин и оборудования (согласно ч. 5 п. 1.5 п. 15 подр. 10 р. XX НКУ – создание и внедрение информационно-технических комплексов);

• 58.21 – издание компьютерных игр;

• 58.29 – издание прочего программного обеспечения;

• 62.01 – компьютерное программирование;

• 62.02 – консультирование по вопросам информатизации;

• 62.03 – деятельность по управлению компьютерным оборудованием;

• 63.11 – обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность;

• 63.12 – веб-порталы.

При этом вышеуказанные критерии предприятие подтверждает документально, прилагая финансовую отчетность за последние четыре квартала и копии первичных документов (пп. 1.6 п. 15 подр. 10 р. XX НКУ).

Вместе с тем остается открытым вопрос в отношении предприятий, которые не вели никакой деятельности: могут ли они претендовать на получение такого свидетельства?

Кроме того, существует вероятность того, что от предприятия понадобятся дополнительные документы, которые налоговая сможет затребовать при проведении документальной внеплановой невыездной проверки. Однако положение пп. 1.6 п. 15 подр. 10 р. XX НКУ предусматривает только право, а не обязанность налоговой на такую проверку, которая не должна превышать 10 рабочих дней со дня подачи предприятием регистрационного заявления.

В случае новосозданного предприятия право подачи заявления на получение налоговых льгот по налогу на прибыль предприятий возникает не ранее шести месяцев его деятельности. А вот проверка со стороны налоговой в отношении соблюдения критериев будет обязательной по истечении двух полных отчетных кварталов (п. 2.3 приказа Министерства финансов Украины от 14.01.2013 г. № 12).

ВЫВОД:

Подытоживая вышесказанное, остается пожелать, чтобы эти налоговые инициативы на практике привели к дальнейшему развитию IT-индустрии в Украине, а также широкому применению ее продуктов в других отраслях экономики страны.

Анна Яренко,

юрист

МЮГ AstapovLawyers

НАша форма

Задать вопрос юристу