Sidebar

Социальные медиа давно проникли в бизнес-сферу — популярные сообщества в социальных сетях, использование данных пользователей и т. д. Как не нарушать права третьих лиц, но при этом грамотно отстаивать собственные — в статье.

В настоящее время социальные сети занимают значительное место в жизни людей. Пользователи общаются друг с другом, обмениваются информацией, знакомятся — и оставляют свои данные, которые могут использовать третьи лица в коммерческих, а иногда недобросовестных целях. Рассмотрим, как пользователи социальной сети могут защитить свои персональные данные и создаваемый ими контент.


Что такое социальная сеть с точки зрения права

С юридической точки зрения социальную сеть можно рассматривать с нескольких сторон.
Во-первых, социальная сеть — это интернет-сайт. Закон об информации определяет интернет-сайт как совокупность программного обеспечения и иной информации (базы данных, элементов дизайна), содержащейся в информационной системе (п. 13 ст. 2 Закона об информации). В ГК интернет-сайт упоминается в качестве составного произведения (объекта авторского права) . Администрации социальной сети, помимо прав на используемые там материалы, могут принадлежать авторские и смежные права на подбор и (или) расположение материалов базы данных.
Более 90% всех граждан в той или иной мере пользуются социальными сетями

Во-вторых, социальная сеть может рассматриваться как SaaS-сервис. Это такой сервис, который предоставляет возможность использовать программное обеспечение в режиме удаленного доступа через интернет как услугу (на условиях лицензионного договора, договора возмездного оказания услуг или смешанного договора).
В-третьих, сведения, содержащиеся в личных профилях и группах социальной сети, рассматриваются как персональные данные.


Персональные данные пользователя социальной сети


Как отмечают специалисты, занимающиеся раскруткой сайтов в Интернете - https://topseo.ua/, специфика работы с социальной сеть предполагает публикацию большого количества данных пользователя, например таких, как имя и фамилия, фотография, контактные данные, место работы и учебы, религиозные убеждения. Эти данные используются при взаимодействии пользователей между собой, но также могут представлять коммерческий интерес для третьих лиц.

Такие сведения являются персональными данными пользователей. В соответствии с законом персональными данными признается любая информация, которая может быть прямо или косвенно отнесена к определенному или определяемому лицу.

По общему правилу персональные данные можно обрабатывать только с согласия пользователя. Такое согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным и может быть дано в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения.

В отдельных случаях необходимо получать согласие в письменной форме — например, в случае обработки специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни пользователя.
Интересно, что многие социальные сети осуществляют обработку таких данных (например, у социальных сетей «ВКонтакте» и Facebook в профиле пользователя предусмотрены поля для указания политических и религиозных взглядов). Согласие на обработку таких данных в специально установленной письменной форме пользователи не предоставляют. Представляется, что это не соответствует требованиям закона.