Sidebar

Одним из ключевых изменений в законодательстве, регулирующем отношения с недвижимым имуществом, вступивших в силу с 1 января 2013 года, стало изменение процедуры регистрации вещных прав на такое имущество.

Так, изменения были внесены в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» от 01.07.2004 № 1952-IV; также вступила в силу новая редакция Порядка ведения Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.10.2011 № 1141.

Согласно новому порядку регистрация вещных прав как на земельные участки, так и на другие объекты недвижимого имущества будет проводиться двумя исполнителями: органом государственной регистрации – Государственной регистрационной службой Украины и ее территориальными органами, и нотариусами как специальными субъектами, на которых возлагаются функции государственного регистратора прав на недвижимое имущество (ст. 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений»; п. 2 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений).

Теперь для того, чтобы зарегистрировать вещные права на недвижимое имущество, нужно обращаться к вышеуказанным субъектам с учетом распределения их компетенции в данном вопросе. Исходя из положений статьи 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», нотариусы проводят государственную регистрацию вещных прав, регистрация которых проведена в соответствие с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, во время совершения нотариального действия с недвижимым имуществом или объектом незаконченного строительства. Также государственная регистрация вещных прав на недвижимое имуществом проводиться нотариусами при совершении нотариальных действий с недвижимым имуществом и объектами незавершенного строительства, право собственности на которые было зарегистрировано уже в соответствии с новыми законодательными изменениями.

Во всех остальных случаях государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество осуществляется территориальными органами Государственной регистрационной службы Украины, в том числе ею проводится учет бесхозного недвижимого имущества. Регистрация вещных прав проводится территориальным органом Государственной регистрационной службы Украины по месту нахождения такого имущества. В случае расположения имущества в пределах территории, на которой действует два и более органов государственной регистрации прав (что часто случается с земельными участками), государственная регистрация вещных прав проводится одним из таких органов по выбору заинтересованного лица.

Перечень документов, подтверждающих факт возникновения, перехода и прекращения права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, предусмотрен в п. 27 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений. Принципиально «новым» документом в этом отношении является свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное государственным регистратором в соответствие с Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений.

Дело в том, что до конца 2012 года бюро технической инвентаризации, выполнявшие функции регистраторов вещных прав на недвижимое имущество (кроме прав на земельные участки), также выдавали свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в порядке, предусмотренном Временным положением о порядке государственной регистрации прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 07.02.2002 № 7/5. Однако выдача такого свидетельства осуществлялась на основании соответствующего решения органа местного самоуправления (в частности, распоряжения головы соответствующего населенного пункта) – п. 8.1 Временного положения.

Ныне действующий Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений в п. 42 указывает, что государственный регистратор в установленных законом случаях по результату рассмотрения заявления о государственной регистрации выдает свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, на основании которого и проводит государственную регистрацию права собственности на данное недвижимое имущество. Случаи, в которых предусмотрена выдача свидетельства о праве собственности на недвижимое имуществом, указаны в статье 18 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений».

ВЫВОД:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лицо, имеющее право получить свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, согласно статье 18 Закона просто обращается в территориальный орган Государственной регистрационной службы Украины по месту расположения недвижимого имущества с заявлением о регистрации права собственности и пакетом необходимых документов (указаны в разделе «Особенности государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество» Порядка). Выдача свидетельства происходит «автоматически».

 

Ярослава Оника,

 

партнер ЮФ «Кибенко, Оника и партнеры»

НАша форма

Задать вопрос юристу