Sidebar

1 января 2013 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» относительно государственного регулирования нотариальной деятельности», ознаменовавший реформы в сфере госрегулирования нотариата. Данным нормативно-правовым актом законодатель затронул не только полномочия государства в этой сфере, но и «обновил» правовой статус нотариуса как носителя особых прав, обязанностей и ответственности, налогоплательщика, субъекта профессионального самоуправления и т. д.

Самой первой подверглась изменениям статья 21 Закона «О нотариате», определяющая перечень сфер, на которые распространяется госрегулирование нотариата. Этот перечень по сравнению с прошлой редакцией нормы был переформулирован. К примеру, если ранее госрегулирование касалось порядка доступа граждан к занятию нотариальной деятельностью, то сейчас объектом полномочий государства являются условия такого доступа. Однако нововведения в этой правовой норме коснулись и более определенных вопросов, так как новый перечень был существенно конкретизирован. Кроме того, если ранее государственный контроль согласно этой статье Закона «О нотариате» распространялся на нотариальную деятельность только частных нотариусов, теперь же контроль не «различает» частных и государственных нотариусов. К тому же отныне контролю, кроме делопроизводства нотариуса, также подлежит и порядок совершения им нотариальных действий.

Новая редакция ст. 3 Закона «О нотариате» теперь содержит конкретное определение понятия «нотариус», тогда как эта правовая норма в прошлом виде ограничивалась лишь требованиями к лицам, намеревающимся стать нотариусом. В связи с этим одним из наиболее популярных аспектов Закона № 5208-VI стало усиление требований к лицам, желающим заниматься нотариальной деятельностью. Ранее для того, чтобы стать нотариусом, было достаточно иметь высшее юридическое образование, владеть государственным языком, иметь стаж работы в сфере права не менее трех лет, пройти соответствующую стажировку в течение одного года, сдать квалификационный экзамен и получить свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью.

Со вступлением в силу Закона № 5208-VI эти требования усложнились и конкретизировались, ведь теперь кандидату на должность нотариуса необходимо иметь уже не менее шести лет стажа работы в сфере права, из них помощником нотариуса или консультантом государственной нотариальной конторы – не менее трех лет. Требования о знании государственного языка, сдаче квалификационного экзамена и получении свидетельства остались в силе. Учитывая указанное, ст. 3 Закона «О нотариате» также была дополнена профессиональными ограничениями для нотариуса, предусматривающими de facto невозможность заниматься помимо нотариальной деятельности любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавания, науки и творчества.

Теперь кандидату на должность нотариуса необходимо иметь уже не менее шести лет стажа работы в сфере права, из них помощником нотариуса или консультантом государственной нотариальной конторы – не менее трех лет

Новации также затронули и права нотариуса. Речь идет о предусмотренном в предыдущей редакции ст. 4 Закона «О нотариате» праве получать плату за предоставление правовых консультаций, не связанных с осуществляемыми нотариальными действиями, за совершение частными нотариусами нотариальных действий и за предоставление дополнительных информационно-технических услуг. Эта норма была переформулирована и теперь предусматривает получение платы за предоставление дополнительных услуг правового и технического характера, которые не связаны с совершаемыми нотариальными действиями, а также за совершение частными нотариусами нотариальных действий. То есть нотариусы лишены одной из небольших возможностей, посредством которых можно было получать дополнительный доход, не связанный с нотариальными полномочиями.

Возвращаясь к вопросу обретения статуса нотариуса, следует упомянуть, что из Закона «О нотариате» исключены положения о том, что при повторной и последующих несдачах квалификационного экзамена кандидат на должность нотариуса должен пройти дополнительную стажировку. Теперь в таких ситуациях пересдача происходит в общем порядке, предусмотренном для повторного квалификационного экзамена. При этом также отменен срок судебного обжалования отказа в выдаче свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью (ранее для этого отводился один месяц).

Обращает на себя внимание редактирование законодателем ст. 12 Закона «О нотариате», посвященной аннулированию свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. Помимо корректирования формулировок (среди прочего, в связи с новациями в уголовном процессе), из этой правовой нормы исключен пункт, предусматривающий аннулирование свидетельства по собственной инициативе нотариуса. Взамен этого перечень оснований для аннулирования свидетельства дополнен пунктами о неоднократном нарушении нотариусом правил профессиональной этики. Так же как и в случае обжалования отказа в выдаче свидетельства, месячный срок обжалования решения об аннулировании свидетельства отменен.

 

В новой редакции Закона «О нотариате» определение «стажер нотариуса» заменено определением «помощник нотариуса». Соответственно, ст. 13 теперь посвящена определению правового статуса помощника нотариуса. Вместе с тем понятия «стажировка» и «стажер» из новой редакции Закона «О нотариате» исключены. Здесь следует акцентировать внимание на том, что несмотря на то, что требования к лицу для занятия должности помощника нотариуса аналогичны предыдущим требованиям для стажеров, полномочия помощника нотариуса теперь определены совсем по-иному. Это проявляется в том, что действующей редакцией Закона «О нотариате» предусмотрен перечень полномочий помощника нотариуса (взамен перечисления его прав). Такая позиция законодателя демонстрирует подход к статусу помощника нотариуса уже не столько как к ассистенту, сколько как к должностному лицу, имеющему конкретные функции в процессе нотариальной деятельности.

 

В новой редакции Закона «О нотариате» определение «стажер нотариуса» заменено определением «помощник нотариуса»

Значительное внимание в Законе № 5208-VI было уделено профессиональному самоуправлению нотариусов. Это проявляется не только в полной замене содержания ст. 16 Закона «О нотариате», но и в конкретном указании целей такого самоуправления и определении его способа. Не будет ошибкой, если указать, что эта правовая норма почти полностью посвящена Нотариальной палате Украины как субъекту, через которого осуществляется профессиональное самоуправление нотариусов.

Новые содержания ст. 18, 24 и 33 Закона «О нотариате» являются наиболее соответствующими сфере регулирования Закона № 5208-VI, озвученной в его названии. Речь идет о проверках организации совершения нотариальных действий частными нотариусами и организации работы государственных нотариальных контор и нотариальных архивов, а также требованиях к организации частной нотариальной деятельности. Если ранее ст. 18 Закона «О нотариате» регулировала руководство государственными нотариальными конторами, то сейчас эта статья посвящена указанной выше проверке организации их работы. В то же время из ст. 24 новой редакции Закона «О нотариате» исключены положения о некоторых документах, необходимых для приложения к заявлению о регистрации частной нотариальной деятельности. Также в этой правовой норме предусмотрены новые положения о выдаче регистрационного удостоверения.

Новая редакция ст. 33 Закона «О нотариате» по содержанию претерпела не сильные изменения, однако теперь сфера ее регулирования направлена лишь на частных нотариусов. При этом важным дополнением в этой норме стало положение о том, что при обнаружении во время проверки неоднократного грубого нарушения порядка совершения нотариальных действий свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью частного нотариуса может быть аннулировано.

Вопросом, заслуживающим отдельного внимания, является новое регулирование ответственности нотариуса. Так, ст. 27 Закона «О нотариате» теперь не ограничивается общей формулировкой о полном размере возмещения причиненного ущерба вследствие нотариальной деятельности. Ведь определены исключения для таких случаев, то есть когда нотариус освобождается от ответственности (предоставление клиентом неправдивой информации, поддельных документов, замалчивание существенной информации для совершения нотариального действия).

Среди отдельных положений Закона № 5208-VI следует упомянуть о том, что обязанности нотариуса дополнены оговоркой о соблюдении правил профессиональной этики. Помимо этого, в связи с реформированием налоговой сферы законодатель изменил содержание ст. 32 Закона «О нотариате», определив, что налогообложение частной нотариальной деятельности определяется Налоговым кодексом. Также Законом № 5208-VI вторая часть ст. 26 Закона «О нотариате» изменена и ее новое содержание предусматривает, что печать частного нотариуса изготавливается и уничтожается в порядке, установленном Кабмином. Кроме этого, изменениям подверглись перечни видов нотариальных действий и полномочий по их совершению. В частности, согласно новой редакции п. 9 ч. 1 ст. 34 Закона «О нотариате» нотариусы уже не уполномочены снимать запрет на отчуждение недвижимого имущества, подлежащего госрегистрации, а также налагать и снимать запрет на отчуждение транспортных средств.

ВЫВОД:

Закон № 5208-VI хоть и посвящен государственному регулированию нотариальной деятельности, однако в своем содержании не ограничивается лишь этой сферой. При этом однозначно охарактеризовать новации проблематично, так как, с одной стороны, они ставят в более четкие и конкретные формы участия государства в нотариальной деятельности. Но с другой стороны, нововведения делают более либеральными отдельные сферы нотариата (к примеру, порядок сдачи квалификационных экзаменов, процедуру получения свидетельства о праве занятия нотариальной деятельностью и т. д.).